Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам ледового плавания.
Целью изобретения является повышение эффективности разрушения ледового покрова и снижение воздействия взрыва на элементы конструкции судна.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид в плане; на фиг. 3 концевая часть трубопровода; на фиг. 4 сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 5 сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 фаза работы устройства, подача взрывчатой газовой смеси; на фиг. 7 то же, ввод во взрывчатую смесь инициирующего газа; на фиг. 8 то же, разрушение ледового покрова под действием взрыва.
Судно ледового плавания 1 оснащено двумя трехканальными трубопроводами 2, смонтированными с возможностью их выдвижения из корпуса судна. Выпускные отверстия каналов 3, 4 и 5 снабжены запорными клапанами 6, 7 и 8. Каналы 3 и 4 имеют выход в смесительную камеру 9. Газы, выходящие из трубопроводов, образуют в массе воды 10 газовые пузыри 11 и 12, при этом взрывчатая смесь газов образует под льдом 13 газовые полости 14.
Устройство работает следующим образом.
При подходе судна к ледовому полю из корпуса судна 1 выдвигаются трубопроводы 2, по которым в водную среду 10 под слой льда 13 подают взрывчатый газ и газ-инициатор взрыва.
В качестве взрывчатой газовой смеси может использоваться смесь кислорода с водородом, метаном, ацетиленом или другими газами. В качестве инициатора взрыва может быть использована, например, газообразная окись фтора.
Газы, являющиеся компонентами взрывчатой смеси, подают одновременно порциями по каналам 3 и 4 через клапаны 6 и 7 в смесительную камеру 9. Образующаяся в камере взрывчатая смесь выходит из камеры в виде пузырей 12, образуя под льдом газовую полость. Через промежуток времени, определяемый скоростью судна, по каналу 5 через клапан 8 подают порцию газа-инициатора, который, взаимодействуя со смесью, составляющей газовую полость 14, вызывает ее взрыв.
Под действием взрывной волны, в которой развиваются давление 2,0-2,1 МПа и температура более 3000оС, происходит разрушение ледового покрова. При этом форма газовой полости взрывчатой смеси (в виде плоского эллипсоида) и ее месторасположение (непосредственно под слоем льда) способствуют наиболее эффективному использованию энергии взрыва. Это обусловлено следующими факторами. Как известно, при взрыве ударная волна распространяется в направлении нормали к поверхности взрывчатого вещества (ВВ). В данном же случае взрывчатое вещество образует пузырь с плоской горизонтальной поверхностью, и энергия взрыва направлена в основном вверх (вода, как несжимаемая жидкость, будет служить экраном, отражающим взрывную волну).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СДАВЛИВАНИЯ СУДНА ЛЬДОМ | 2001 |
|
RU2207290C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ РЕЧНОГО ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2012 |
|
RU2519072C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ СУДНА | 2002 |
|
RU2216477C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА НА ВОДЕ | 2003 |
|
RU2322548C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА | 2003 |
|
RU2304757C2 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ КАНАЛОВ В ЛЕДЯНОМ ПОКРОВЕ | 2008 |
|
RU2422321C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2014 |
|
RU2552753C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2252393C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА | 2015 |
|
RU2589232C1 |
СПОСОБ ОСЛАБЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ ИЛИ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2066657C1 |
Изобретение относится к судам ледового плавания и имеет целью повышение эффективности разрушения ледового покрова и снижение воздействия взрыва на элементы конструкции судна. Судно оснащено двумя трубопроводами 2, выдвигающимися из корпуса судна 1. Через передние отверстия трубопроводов подается порция взрывчатой газовой смеси, которая растекается под льдом плоским пузырем. Через задние отверстия в него подается порция инициирующего газа, который, соединяясь со взрывчатой смесью, вызывает взрыв, который разрушает ледовый покров. 8 ил.
Устройство для повышения ледопроходимости судна, содержащее консольно закрепленный перед носовой оконечностью судна трубопровод с выпускным отверстием ниже ватерлинии, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности разрушения ледового покрова и снижения воздействия взрыва на элементы конструкции судна, оно снабжено дополнительными трубопроводами с выпускным отверстием, расположенным ниже ватерлинии перед выпускным отверстием основного трубопровода, а также источников подачи инициирующего взрыв газа, подключенным к основному трубопроводу, и источником подачи взрывчатой смеси газов, подключенным к дополнительным трубопроводам.
Иванов Л.В | |||
Зимняя эксплуатация объектов водного транспорта, М.: Транспорт, 1978, с.33. |
Авторы
Даты
1995-11-10—Публикация
1988-02-22—Подача