(21)4408900/27-11
(22)1304.88
(46) 07.05.90. Бюл. № 17 (75) Т. В. Назаров
(53)629.118 (088.8)
(56)Патент США № 4281845, кл 280-236, 1981.
(54)ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА
(57)Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам велосипедов. Цель изобретения - обеспечение двух режимов движения велосипеда за счет изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллипти-ческой шестерни. Привод велосипеда содержит вал каретки 2 с шатунами 16, на шлицах 6 которого установлен диск 5 сцепления с пазами 4, в которые входят шипы 3 ведущей эллиптической шестерни 1, свободно установленной на валу каретки 2 и взаимодействующей с другой эллиптической шестерней 10, свободно установленной на валу 12 и находящейся в моноблоке с цилиндрической шестерней 11, связанной с цилиндрической шестерней 13, выполненной в моноблоке с ведущей звездочкой 14. Изменение положения шатунов 16 относительно ведущей эллиптической шестерни 1 вдоль малой или большой оси эллипса позволяет получать два режима движения велосипеда. 5 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам велосипедов. Цель изобретения - обеспечение двух режимов движения велосипеда за счет изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллиптической шестерни. Привод велосипеда содержит вал каретки 2 с шатунами 16, на шлицах 6 которого установлен диск 5 сцепления с пазами 4, в которые входят шипы 3 ведущей эллиптической шестерни 1, свободно установленной на валу каретки 2 и взаимодействующей с другой эллиптической шестерней 10, свободно установленной на валу 12 и находящейся в моноблоке с цилиндрической шестерней 11, связанной с цилиндрической шестерней 13, выполненной в моноблоке с ведущей звездочкой 14. Изменение положения шатунов 16 относительно ведущей эллиптической шестерни 1 вдоль малой или большой оси эллипса позволяет получать два режима движения велосипеда. 5 ил.
(Л
Јл
О
ьэ
ND
S
Фиг. г
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям приводов велосипедов.
Цель изобретения - обеспечение двух режимов движения велосипеда за счет изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллиптической шестерни.
На фиг. 1 изображен привод велосипеда, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - схема активного и холостого хода шатунов педалей; на фиг. 4 - положение шатунов относительно ведущей эллиптической шестерни, обеспечивающее максимальную скорость передвижения; на фиг. 5 - то же, обеспечивающее передачу максимального крутящего момента.
Привод велосипеда состоит из эллиптической щестерни 1, которая своей центральной частью свободно сопряжена с валом каретки 2. На торцовой поверхности шестерни 1 имеются шипы 3, которые входят в пазы 4 диска 5 сцепления. Диск 5 установлен на шлицах 6 вала каретки 2 и подпружинен вдоль оси вала каретки возвратной тарельчатой пружиной 7. Рядом с краем диска 5 сцепления расположен ролик выжимного рычага 8. который посредством троса 9 соединен с рукояткой управления переключателем (не показана). В зацеплении с эллиптической шестерней 1 находится вторая эллиптическая шестерня 10, выполненная в моноблоке с промежуточной цилиндрической шестерней 11. Моноблок из шестерен 10 и 11 установлен на промежуточном валу 12 с возможностью свободного вращения на нем. Второй моноблок, состоящий из цилиндрической шестерни 13 и ведущей звездочки 14 цепной передачи 15, свободно установлен на валу каретки 2. На концах вала каретки 2 жестко закреплены шатуны 16 пег далей велосипеда.
Привод велосипеда работает следующим образом.
Под действием мускульного усилия велосипедиста на педали шатуны 16 вращают вал каретки 2. Шлицы 6 передают усилие от вала каретки диску 5 сцепления, который через пазы 4 и шипы 3 передает вращение ведущей эллиптической шестерне 1, которая приводит во вращение ведомую эллиптическую шестерню 10, составляющую промежуточный моноблок с цилиндрической шестерней 11. Второй моноблок шестерни 13 и звездочки 14 получает вращение от шестерни 1 1 на шестерню 13 и передает его через ведущую звездочку 14 цепной передаче 15 и далее на ведущее колесо велосипеда.
0
При выжимании рукоятки управления (не показана) трос 9 воздействует на выжимной рычаг 8, который отжимает диск 5 сцепления вдоль шлиц 6, преодолевая сопротив- ление возвратной тарельчатой пружины 7. При этом пазы 4 диска 5 сцепления выходят из зацепления с шипами 3 ведущей эллиптической шестерни 1 и вал каретки 2 поворачивается вместе с диском сцепления на 90° до упора-ограничителя. После этого ру- коятка управления отпускается, шипы 3 входят в пазы 4 и шатуны 16 занимают новое положение относительно ведущей эллиптической шестерни 1.
Привод обеспечивает два фиксированных
положения шатунов 16 относительно ведущей эллиптической шестерни 1. Вдоль малой оси эллипса ведушей эллиптической шестерни 1 (фиг. 4) в этом случае на активных участках вращения шатунов шестерня 1 взаимодействует с шестерней 10 участками с большим радиусом, передавая меньший момент при большей скорости движения велосипеда, вдоль большой оси эллипса ведущей эллиптической шестерни 1 (фиг. 5) -
5 в этом случае на активных участках вращения шатунов шестерня 1 взаимодействует с шестерней 10 участками с меньшим радиусом, передавая больший момент при меньшей скорости движения велосипеда.
Каждое очередное переключение произво0 дится путем выжимания рукоятки и холостым поворотом шатунов на 90°.
Формула изобретения
Привод велосипеда, содержащий вал ка5 ретки с закрепленными на нем шатунами с педалями, связанную с валом каретки ведущую эллиптическую шестерню, ведомые эллиптическую и цилиндрические шестерни для передачи усилия на ведущую звезQ дочку, отличающийся тем, что, с целью обеспечения двух режимов движения за счет изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллиптической-шестерни, он снабжен диском сцепления с пазами, установленным на выполненных на валу каретки
5 шлицах с возможностью осевого перемещения, возвратной тарельчатой пружиной для удержания диска сцепления во включенном положении, выжимным рычагом, связанным с приводом для взаимодействия с диском сцепления, при этом ведущая эллиптическая
0 шестерня установлена на валу каретки свободно и снабжена шипами для взаимодействия с пазами диска сцепления при передаче усилия.
15
/
Фиг.
74
Фиг.З
15
ФигМ
16
74
Фиг. 5
Авторы
Даты
1990-05-07—Публикация
1988-04-13—Подача