Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано, например, при изучении свойств эклиптики на уроках географии и астроно- мии.
Целью изобретения является повышение наглядности при изучении понятия эклиптики.
На фиг. 1 показан прибор, общий зид на фиг. 2 - градуированный сектор, общий вид| на фиг, 3 и 4 - градуированный сектор и диск, общий вид на фиг. 5 схема пользования прибором.
Учебный прибор по географии и астрономии содержит подставку 1 с установленным на оси 2 глобусом 3, вертикально расположенный внутри глобуса градуированный от 0 до 66,5° сектор k, соединенный одной прямолинейной кромкой с осью 2, и модель эклиптики, выполненную в виде расположенного под сектором диска 5 соединенного с второй кромкой сектора А, при этом сфера глобуса 3 выполнена из прозрачного материала и состоит из двух соединенных между собой полушарий 6 и 7
Кроме того, в приборе возможен дополнительный вариант исполнения и установки градуированного диска внутри глобуса. Для этого используется дополнительный вертикальный диск 8, имеющий нанесенный (наклеенный) на нем градуированный от 0 до 66,5 сектор 9, аналогичный сектору 4, отверстие 10 для его установки на ось 2 глобуса и прорезь 11 для соединения его с диском 5, в котором выполняется также прорезь 12, при этом ширина этих прорезей равна толщине соединенных дисков, а длина равна радиуса этих дисков.
Для большей наглядности отсчета угла наклона d земной оси 2 к плос- кости 5 эклиптики, равного 66,5 , на секторе k величина этого угла выделена визирной линией 13.
0
5
0
5
0
Прибором пользуются следующим образом.
Перед началом демонстрации на горизонтальную поверхность (например, планшет) наносят окружность И, отмечают точки летнего А и зимнего Б солнцестояния, весеннего В и осеннего Г равноденствия, в центр окружности устанавливают источник 15 света, имитирующий Солнце.
Поочередно устанавливая в точки А, Б, В, Г глобус 3, обучаемым объясняют, например, что в процессе движения Земли вокруг Солнца лучи последнего неодинаково освещают Землю и одной из причин этого является наклон земной оси,2 к плоскости 5 эклиптики, причем угол наклона о( земной оси к плоскости 5 эклиптики во все периоды обращения Земли вокруг Солнца остается неизменным и равен 66,5°.
Использование изобретения позволяет HI глядно демонстрировать обучаемым нейбренность угла наклона земной оси к плоскости эклиптики путем размещения сектора с нанесенным на нем углом непосредственно в области его измерения.
Формула изобретения
Учебный прибор по географии и астрономии, содержащий подставку с установленным на оси глобусом и размещенную внутри него модель эклиптики, отличающийся тем, что, с целью повышения наглядности при изучении понятия эклиптики, он имеет градуированный от 0 до 66,5° сектор, размещенный между осью и моделью эклиптики, модель эклиптики выполнена в виде диска, при этом глобус выполнен из прозрачного материала и состоит из двух соединенных между собой полушарий.
I
U|
f
CN
do
-Л CO C3
to -J
«
Изобретение относится к учебным приборам и позволяет наглядно демонстрировать неизменность наклона земной оси к плоскости эклиптики. Учебный прибор по географии и астрономии содержит подставку 1 с установленным на оси 2 глобусом 3, вертикально расположенный внутри глобуса градуированный от 0 до 66,5° сектора 4 и модель эклиптики, выполненную в виде расположенного под сектором диска 5, при этом сфера глобуса выполнена из прозрачного материала и состоит издвух соединенных между собой полушарий. Поочередно помещая глобус 3 в точки летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, демонстрируют, что все периоды обращения Земли вокруг Солнца, моделируемого источником света, угол наклона земной оси 2 к плоскости эклиптики остается неизменным и равным 66,5°. 5 ил.
Фиг. 5
Наглядное учебное пособие по астрономии | 1953 |
|
SU101751A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1990-07-23—Публикация
1987-11-23—Подача