Инвалидная коляска Советский патент 1991 года по МПК A61G5/06 

Описание патента на изобретение SU1629058A1

Изобретение относится к медицинскому оборудованию, в частности к транспортным средствам для перемещения больных как по обычным поверхностям, так и по лестничным маршам.

Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации.

На фиг. 1 изображена инвалидная коляска, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 и 4 - схемы перемещения коляски по лестничным маршам; на фиг. 5 - кинематическая схема коляски; на фиг. 6 -соединение колес гибкой связью; на фиг. 7 - разрез А - А на фиг. 6; на фиг. 8 - соединение колес клиновым ремнем; на фиг. 9 - разрез Б - Б на фиг, 8; на фиг. 10 - узел I на фиг. 7; на фиг. 11 - узел II на фиг. 9; на фиг. 12 - узел соединений ведущих колес с ведущим валом; на фиг. 13 - узел ручного привода; на

фиг. 14 - узел крепления подпружиненного ролика; на фиг. 15 - узел III на фиг. 13; на фиг, 16 -узел соединения вала редуктора с ведущим валом; на фиг. 17 - вид В на фиг. 16; на фиг. 18 - 20 - сиденье коляски.

Коляска состоит из рамы 1, ведущих 2 и ведомых 3 колес, электромеханического привода, состоящего из электродвигателя 4 и редуктора 5, ведущего вала 6, ручного привода 7, цепи 8, сиденья 9 с подножкой 10, снабженной опорными роликами 11, механизмом 12 регулирования положением центра тяжести, подпружиненными фиксаторами 13, механизма 14 подъема сиденья, тормозного элемента 15, муфт 16 сцепления ведущего вала, рычагов 17 включения муфт сцепления, рычагов и тяг рулевого управления 18, подпружиненных роликов 19, гибкой замкнутой связи 20 колес, аккумуляторной батареи 21.

ON Ю О

О

ел

00

Ручной привод 7 состоит из рукоятки 22, свободно размещенной и фиксируемой на валу 23 ведущей шестерни 24, промежуточной шестерни 25, ведомой шестерни 26 с внутренним зацеплением, ведущей звездочки 27, прикрепленной к внешней стороне шестерни 26 с внутренним зацеплением с помощью, например, винтов. Шестерни и ведущая звездочка размещаются в открытом разборном корпусе-редукторе 28, при- крепленном к площадке 29, жестко прикрепленной с передней стороны по боковинам рамы 1, при этом площадка 29 имеет продольную прорезь 30 для возможности перемещения ручного привода 7 в горизонтальной плоскости с целью натяжения или ослабления цепи, На валы ведущей 24 и промежуточной 25 шестерен для облегчения вращения устанавливаются подшипники (не показаны). Рукоятка 22 при работе с ручным приводом 7 фиксируется с валом 23 с помощью подпружиненного фиксатора 31.

При работе с электромеханическим приводом, чтобы рукоятка ручного привода не вращалась, вал 23 с рукояткой 22 рассоединяют оттяжкой вверх подпружиненного фиксатора 31 за шарнирно установленную на нем 32 с крючком и установкой этой скобы крючком вниз под шарнир соединения скобы с фиксатором (по стрелке на фиг, 15). Ручной привод 7 связан цепью 8 с ведомой звездочкой 33 ведущих колес 2, а электромеханический привод связан с ведомой звездочкой 33 ведущих копес 2 посредством крепежных винтов, крепящих жестко соединенные с ведущим валом 6 полумуфты 34, при этом тормозной рычаг обгонной муфты втулки 35 колеса укорачивается, чтобы мог свободно разместиться внутри полумуфты 34, так как в качестве ведущих и ведомых колес коляски могут быть использованы любые из серийно выпускаемых велосипедов. Втулки 35 ведущих колес находятся в постоянном зацеплении с ведомой звездочкой 33 за счет соединения имеющихся в них сквозных отверстий, жестко закрепленных на корпусе втулки 35 подпружиненным фиксатором 36 с кольцом 37 и крючком 38.

Рассоединение ведомой звездочки с втулкой производят оттяжкой подпружиненного фиксатора 36 и надеванием кольца 37 на крючок 38. На цепи 8 для безопасности надевают легкие защитные кожухи (не указаны). С противоположной стороны втулка 35 ведущего колеса 2 крепится к стойке 39 рамы коляски. Ведущий вал 6 соединен с ведущими колесами 2, как указано выше, и приводится во вращение червячным колесом 40 редуктора 5 посредством шлицевого полого вала 41 червячного колеса, через который свободно проходит ведущий вал 6 храпового колеса 42, жестко закрепленного на ведущем валу 6, подпружиненных собачек 43, шарнирно укрепленных на торце

фланца полого вала 41. Во избежание смещения с противоположной стороны червячного колеса установлена упорная втулка 44, прикрепленная к червячному колесу на винтах и свободно насаженная на ведущий вал

0 6. Возможно выполнение вращения ведущего вала червячным колесом посредством храповых колес 42, подпружиненных собачек 43, полых шлицевых валов 41, симметрично размещенных по обе стороны от

5 центра червячного колеса.

Рама коляски выполнена из велосипедных трубок, за исключением боковых стоек 45, на которых размещены подвижные в вертикальной плоскости опоры 46 с подпру0 жиненным роликом 19, квадратные во избежание проворачивания в них стойки ролика 19. К раме, кроме того, крепятся опоры 47 для закрепления сиденья.

В качестве муфты 16 сцепления могут

5 быть использованы предохранительные муфты и тогда поворот и разворот колоски на месте достигается созданием предельного крутящего момента за счет прижатия левого или правого тормоза к резине

0 соответствующего колеса. Для управления поворотом и разворотом на месте могут быть использованы также муфты сцепления с синхронизаторами, которые разъединяют ведущий вал 6 с помощью рычагов 17. В

5 обоих случаях при использовании муфт 16 сцепления для управления коляской необходимо застопорить либо рычаги, либо тяги рулевого управления крючками 48. Рычаги рулевого управления 18выпотненысъемны0 ми, могут быть использованы по одному слева или справа и закреплены на поворотных трубостойках 49, размещенных в опорах 50, жестко прикрепленных к каркасу рамы. Ведущие и задние колеса при переме5 щениях по лестничным маршам соединяются между собой гибкой связью 20 швеллерообразного коробчатого типа, выполненной из прорезиненной кордовой ткани, при этом во избежание спадения гибкой

0 связи с колес и придания гибкости ее внутренние края по всей длине выполнены в виде лепестков, ибо к ободам передних и задних колес прикрепляются опоры 51, к которым крепятся дополнительные ободы

5 52 с профилем под клиновой ремень типа В, Г. При перемещении коляски по обычной поверхности гибкие связи 20 снимаются с колес и находятся между стойками 39 и ведущими колесами и подвешиваются на раму. Коляска перемещается без гибких

связей на колесах без препятствий, так как резина колес при этом выступает над прикрепленным профильным ободом. При перемещениях по лестничным маршам ремни или коробчатый профиль надеваются на колеса, при этом опускаются закрепленные на боковых стойках 45 подвижные опоры 46 опорных подпружиненных роликов до соприкосновения роликов с коробчатым или клиновым профилем, в соответствии с которым выполняется профиль ролика.

Сиденье подвешивается по центру на опорах 47, расположенных на раме 1, и содержит подножку 10с опорными роликами 11, подпружиненные фиксаторы 13, закрепленные на боковых стойках 45 рамы 1. Механизм 14 подъема сиденья, состоящий из роликов 53, ручной червячной лебедки 54 с рукояткой троса 55, соединен с сиденьем, состоящим из опорной 56 и подвижной 57 частей. Опорная часть 56 сиденья снабжена корытообразными направляющими 58 и в них размещены снабженные роликами тав- рообразные ползуны 59, прикрепленные к подвижной части 57 сиденья. Опорная часть 56 сиденья для облегчения подъема снабжена роликами 60, установленными с передней и задней сторон сиденья. При вращении рукоятки лебедки 54 сиденье поднимается. Подвижная часть 57 поднятого сиденья приложением незначительных усилий смещается по необходимости вправо и влево от продольной оси коляски. Сиденье также снабжено прикрепленным к нижней части каркаса сиденья направляющими 61, в которых размещается снабженная ползунами подвеска 62, перемещается по этим направляющим с помощью связанного с ней механизма 12 регулирования положения центра тяжести, представляющего собой винт 63 с маховиком и гайкой 64, жестко закрепленной на подножке 10 сиденья, необходимого для предварительной установки сиденья в вертикальном положении в соответствии с центром тяжести, зависящих от веса или расположения в кресле больного. Установка осуществляется за счет вращения винта 63 при отжатых фиксаторах 13 с последующей фиксацией сиденья в этом положении. При подъеме или спуске коляски достаточно расфиксировать сиденье, оно автоматически займет горизонтальное положение в точном соответствии с углом наклона поверхности и в этом положении оно и фиксируется. Для удобства эксплуатации коляски и более четкого действия механизма 12 в подвеску 62 устанавливают аккумуляторную батарею 21. Ролики 11 подножки 10 при перемещениях сиденья в вертикальной плоскости опираются на

дугообразные направляющие рамы 65 и перемещаются по ним. Направляющие 65. связанные с каркасом рамы, служат одновременно площадкой для размещения на

них привода коляски.

Коляска функционирует следующим образом.

При работе с электромеханическим приводом вращение передается от червячного

0 колеса 40 через полый шлицевой вал 41, храповое колесо 42 и подпружиненные собачки 43 ведущему валу 6 и ведущим колесам 2 вперед с постоянной скоростью, при этом храповое колесо 42, взаимодействуя с

5 подпружиненными собачками 43, надежно предохраняет коляску при подъемах от обратного хода.

При работе с ручным приводом 7 вращение передается через рукоятку 22, шестер0 ни, ведущую звездочку 27, цепь 8, ведомую звездочку 33 ведущему валу 6 и ведущим колесам 2, в этом случае храповое колесо 42, жестко укрепленное на ведущем валу 6, проходит подпружиненные собачки 43, отжи5 мая их.

При подъеме с ручным приводом 7 собачки 43 исключают обратный ход коляски. Коляска может перемещаться по ровной поверхности и с переменной максимально

0 безопасной скоростью с ручным приводом, если больной имеет достаточные физические данные. Для этого необходимо разъединить ведомую звездочку 33 с втулкой 35 ведущего колеса 2, оттянув подпружинен5 ный фиксатор 36 за кольцо 37 и закрепив кольцо на крючке 38. Рулевое управление как при ручном, так и при электромеханическом приводе осуществляется либо с помощью рычажного механизма рулевого

0 управления, либо с помощью муфт 16 сцепления. При торможении могут быть использованы тормозные элементы 15, кроме того, торможение может производиться поворотом в обратном направлении зафиксирован5 ной с валом 23 рукоятки 22.

Формула изобретения 1, Инвалидная коляска, содержащая раму с сиденьем, ведущими и ведомыми колесами, размещенными соответственно на

0 ведущем и ведомом балах, ручным приводом, кинематически связанным через ведущие шестеони с ведущими колесами, имеющими возможность взаимодействия с тормозными элементами, электромеханиче5 ским приводом, включающим в себя вал редуктора, и механизмом перемещения по лестничным маршам, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, механизм перемещения по лестничным маршам выполнен в виде гибкой замкнутой связи, имеющей возможность взаимодействия с ведущими и ведомыми колесами, и снабжен закрепленными на раме, подпружиненными роликами, имеющими возможность взаимодействия с гибкой связью, вал редуктора выполнен полым и кинематически через храповой механизм связан с размещенным внутри него ведущим валом, снабженным полумуфтами, имеющими возможность взаимодействия с ведущими шестернями, рама выполнена с дугообразными направляющими, сиденье закреплено на раме шарнирно, снабжено подпружиненным фиксатором и механизмом регулирования

0

положения центра тяжести и выполнено с подножкой, снабженной опорными роликами, имеющими возможность перемещения по дугообразным направляющим, и из опорной и подвижной частей, имеющими возможность перемещения друг относительно друга в вертикальной и горизонтальной плоскостях, причем сиденье имеет возможность вращения вокруг вертикальной оси.

2. Коляска по п.1 .отличающаяся тем, что гибкая связь выполнена из прорезиненной ткани и имеет поперечное сечение швеллерообразного типа с внутренними краями в виде лепестков.

18

11

Похожие патенты SU1629058A1

название год авторы номер документа
Кресло-коляска 1988
  • Чурилов Александр Николаевич
SU1572619A1
Кресло-коляска 1988
  • Чухматый Василий Елиферович
  • Чухматый Василий Васильевич
SU1676621A1
ИНВАЛИДНАЯ ШАГАЮЩАЯ КРЕСЛО-КОЛЯСКА 2010
  • Шишков Валерий Михайлович
RU2434622C1
КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ 1990
  • Ткач Борис Григорьевич[Ua]
  • Ткач Юрий Борисович[Ua]
RU2043097C1
РЫЧАЖНАЯ ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА 2015
  • Лукьянов Сергей Николаевич
RU2578800C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ 2009
  • Мелихов Александр Андреевич
  • Мироненко Валерий Иванович
RU2388444C1
САМОХОДНОЕ КРЕСЛО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ 1991
  • Элизов Александр Дмитриевич
  • Иванов Владимир Михайлович
  • Мелихов Сергей Валерьевич
  • Самойлов Александр Дмитриевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2033125C1
Инвалидная коляска 1989
  • Деменев Валерий Михайлович
SU1688871A1
Инвалидная коляска 1989
  • Буянкин Владимир Михайлович
SU1764649A1
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ПАНДУС ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОЛЯСКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Степанов Вадим Степанович
RU2478362C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 629 058 A1

Реферат патента 1991 года Инвалидная коляска

Изобретение относится к медицинскому оборудованию и позволяет повысить удобства в эксплуатации за счет использования при перемещении по горизонтальной поверхности и лестничным маршам ручного и электромеханических приводов, кинематически связанных с одним ведущим валом, а также за счет использования самоустанавливающегося независимого от наклона поверхности сиденья. Для этого в устройстве вал редуктора электромеханического привода выполнен полым и кинематически через храповой механизм связан с размещенным внутри него ведущим валом, снабженным полумуфтами, имеющими возможность взаимодействия с ведущими шестернями. Сиденье снабжено механизмом регулирования положения центром тяжести и имеет возможность горизонтального и вертикального перемещения, а также возможность вращения вокруг вертикальной оси. Механизм перемещения по лестничным маршам выполнен в виде гибкой замкнутой связи, имеющей возможность взаимодействия с ведущими и ведомыми колесами. 1 з.п.ф-лы, 20 ил.

Формула изобретения SU 1 629 058 A1

б 16 15 77

Физ.1

29

Фиг.з

Zrt до 30l

Ј до 30

Фаг.

Ј

OS

Г

ог

ё гяф

8906291

f1

Фие.8

20

Фиг.Ю

Фиг. 12

50

49.

51

Фиг. 9

51

51

Фиг.11

30 Фиг.К

N

я

csl

и«

со ю о сп см

03

Ј

I

&

со

« 5

О CS1

-5

61 М

Е

Фиг. 19

Е

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1629058A1

Патент США N 3529688, кл
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 629 058 A1

Авторы

Мелихов Александр Андреевич

Даты

1991-02-23Публикация

1988-05-25Подача