Фиг.1
Изобретение относится к уплотнитель- ной технике и может быть использовано в центробежных компрессорах, насосах и других роторных машинах.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности работы уплотнения за счет демпфирования угловых колебаний плавающего кольца.
На фиг. 1-3 - уплотнение вала, продольный разрез, варианты выполнения; на фиг 4 - сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 5 - схема сил, действующих в зазоре.
Уплотнение содержит корпус 1, в расточке 2 которого размещено плавающее кольцо 3 с торцовым уплотнительным буртом 4, установленное с радиальным зазором 60 относительно вала 5 и разделяющее между собой полости высокого PI и низкого Ра давлений. При этом на торцовой поверхности 6 расточки 2 корпуса 1 выполнен торцовый уплотнительный бурт 7, контактирующий с торцовым уплотнительным бур- тбм 4 плавающего кольца 3. Наружные и внутренние диаметры уплотнительного бурта 7 корпуса 1 и бурта 4 плавающего кольца 3 связаны между собой следующими соотношениями:
d,D1+2(60+6A|); (60+6),
где di и DI - внутренние диаметры соответственно бурта 7 корпуса 1 и бурта 4 плавающего кольца;
ds и DS - наружные диаметры соответственно бурта 7 корпуса 1 и бурта 4 плавающего кольца 3;
60 - радиальный зазор между кольцом 3 и валом 5;
бр I - ДОПУСК ча радиальное биение вала 5.
Корпус 1 может быть выполнен с корпусной втулкой 8, поверхности которой уплотнены относительно корпуса 1 внутренними уплотнениями 9. Плавающее кольцо 3 зафиксировано от окружного прсворота, контакт между буртом 4 плавающего кольца 3 и буртом 7 корпуса 1 обеспечивается пружиной 10.
Уплотнение вала работает следующим образом.
Плавающее кольцо 3 под действием силы упругости пружины 10 и давления жидкости PI прижато уплотнительным буртом 4 к торцовому уплотнительному бурту 7 корпуса или корпусной детали 8. Рабочая жидкость дросселируется через кольцевой зазор 60 между плавающим кольцом 3 и валом 5.
При концентричном положении плавающего кольца 3 относительно уплотнительного бурта 7 корпуса 1 осевая сила, действующая на кольцо 3, равномерно распределена по всей окружности и определяется (без учета эпюры распределения давления в торцовом стыке) из соотношения
ho с
ji(dz -D% )
(P,P2) -R
где Р - сила, с которой торцовый бурт 7 корпуса 1 действует на плавающее
кольцо 3.
При вращении вал 5 совершает вынужденные колебания, размах которых составляет 2 бр.в (бр.в - радиальные колебания ва- ла). При этом плавающее кольцо 3 под действием гидродинамических и гидростатических центрирующих сил Fs отслеживает перемещение вала 5.
Между торцовыми уплотнительными буртами 4 и 7 возникает сила трения Т, опре- деляемая из выражения
T f-Foc,
0
где f - коэффициент трения.
На фиг. 5 показаны силы, действующие на плавающее кольцо 3 в радиальной плоскости при перемещении его вверх.
В этом случае момент от действия центрирующих сил Fs и силы трения Т, отнесенных друг от друга на расстояние в, стре- 5 мится повернуть плавающее кольцо против часовой стрелки вокруг точки Г, тем самым раскрывая торцовый стык внизу.
Однако при эксцентричном положении плавающего кольца 3 относительно уплот0 нительного бурта 7 корпуса 1 появляются неуравновешенные площадки Б и В (фиг. 4), соответственно уменьшающие и увеличивающие на осевую силу, действующую на верхнюю и нижнюю половины плавающего кольца 3. При этом от действия этих сил
5 возникает момент
(Ь,
стремящийся повернуть кольцо 3 вокруг точки Г по часовой стрелке и тем самым препятствующий раскрытию торцового стыка.
Формула изобретения
Уплотнение вала, содержащее корпус, плавающее уплотнительное кольцо с торцовым кольцевым буртом, установленное с ра5 диальным зазором относительно вала, при этом кольцевой бурт взаимодействует с внутренней торцовой поверхностью корпуса, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности уплотнения путем демпфирования угловых колебаний плавающего уплот0 нктельного кольца, на внутренней торцовой поверхности корпуса выполнен кольцевой бурт, взаимодействующий с буртом плавающего уплотнительного кольца, при этом геометрические размеры буртов корпуса и плавающего уплотнительного кольца связаны между собой соотношениями
,+2(60+V);
(60+влО,
где di и DI - внутренние диаметры соответственно бурта корпуса и бурта6С плавающего уплотнительного s кольца;6р,( dz и D2 - наружные диаметры соответ6
ственно бурта корпуса и бурта плавающего уплотнительного кольца;
радиальный зазор между плавающим кольцом и валом; допуск на радиальное биение вала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Уплотнение вращающегося вала | 1987 |
|
SU1451415A1 |
Уплотнение вала | 1980 |
|
SU934107A1 |
Торцовое уплотнение вращающегося вала | 1982 |
|
SU1013674A1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА С РЕГУЛИРУЕМОЙ УТЕЧКОЙ АГЕНТА | 1971 |
|
SU418662A1 |
Уплотнение вращающегося вала | 1983 |
|
SU1059335A1 |
Уплотнение вала | 1989 |
|
SU1645695A1 |
Плавающее уплотнение | 1986 |
|
SU1357646A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2012 |
|
RU2513534C2 |
УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА | 2000 |
|
RU2170864C1 |
Уплотнение вращающегося вала | 1985 |
|
SU1302065A1 |
Изобретение относится к уплотнитель- ной технике и может быть использовано в центробежных насосах, компрессорах и других машинах Цель изобретения - повышение надежности уплотнения за счет демпфирования угловых колебаний плавающего кольца Плавающее кольцо 3 прижато к торцовому ушютнительному бурту 7 При концентричном положении плавающего кольца 3 осевая сила равномерно распределена по окружности При смещении кольца 1 в радиальном направлении возникает момент, стремящийся повернуть плавающее кольцо Однако при смещении плавающего кольца 3 появляются неуравновешенные площадки на поверхности трения и возникает момент, стремящийся повернуть кольцо в противоположном направлении и восстановить равновесие Приведены соотношения геометрических размеров торцовых уплотнительных буртов 4 и 7, при которых обеспечивается демпфирование угловых колебаний 5 ил
Фиг. 2
Фиг.3
Фиг А
Уплотнение и уплотнительная техника Справочник М Машиностроение, 1986, с 317 |
Авторы
Даты
1991-04-23—Публикация
1988-12-05—Подача