Способ определения коэффициента трения корпуса модели судна о лед и устройство для его осуществления Советский патент 1991 года по МПК G01N19/02 

Описание патента на изобретение SU1663515A1

1

(21)4685824/28 (22) 26.04.89 (46) 15.07.91. Бюл. №26 (72)С.К.Ерохин (53)628,178.16(088.8)

(56) Report of friction measurement in full scale and In model scale treatment method used In WARC. For the ITTC Ice comltee meeting In st. Tohus, nov. 1985. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ КОРПУСА МОДЕЛИ СУДНА О ЛЕД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

(57) Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является повышение точности за счет устранения факторов трения, отсутствующих в натуре. В слое льда выполняют канал, одна из кромок которого выполнена ступенчатой. Осуществляют скольжение по этой кромке модели судна. После прохода носовой части модели ступеньки измеряют силы Рг и Рх прижима и сопротивления, по которым судят о коэффициенте трения. 2 с, и 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Похожие патенты SU1663515A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2013
  • Щербаков Владимир Николаевич
RU2535346C1
Способ испытания моделей судов ледового плавания в опытовом бассейне с искусственным льдом 1949
  • Песчанский Алексей Степанович
SU441190A1
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Клыков Дмитрий Михайлович
  • Макеев Анатолий Николаевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2389640C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ 2015
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2585199C1
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА 2012
  • Чернецов Владимир Алексеевич
  • Балов Владимир Александрович
  • Карлинский Сергей Львович
  • Меренков Иван Александрович
RU2522628C1
АРКТИЧЕСКОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ЛЕДОСТОЙКИЙ ПИЛОН ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНОГО КОРПУСА СУДНА С ЕГО НАДВОДНОЙ ЧАСТЬЮ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Пялов Владимир Николаевич
  • Рыманов Владимир Федорович
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Яров Юрий Федорович
RU2378150C2
ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ, ОСНАЩЕННАЯ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ПЛАВУЧЕГО ЛЬДА, И СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ПЛАВУЧЕГО ЛЬДА ПРИ ПОМОЩИ ТАКОЙ ПЛАТФОРМЫ 2008
  • Дениз Жан-Поль
RU2446074C2
СУДНО ИЛИ ПЛАВУЧАЯ КОНСТРУКЦИЯ, РАБОТАЮЩАЯ В ПОКРЫТЫХ ЛЬДОМ ВОДАХ, И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2010
  • Киили Рику
  • Сааринен Сами
  • Маттссон Том
RU2526119C2
ЛЕДОРЕЗ 2018
  • Андерсен, Штейнар
  • Енген, Бьярне
RU2763326C2
ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2011
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Климашевский Станислав Николаевич
RU2443596C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 663 515 A1

Реферат патента 1991 года Способ определения коэффициента трения корпуса модели судна о лед и устройство для его осуществления

Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является повышение точности за счет устранения факторов трения, отсутствующих в натуре. В слое льда 1 выполняют канал 2, одна из кромок которого выполнена ступенчатой. Осуществляют скольжение по этой кромке модели 3 судна. После прохода носовой части модели ступеньки измеряют силы PZ и PX прижима и сопротивления, по которым судят о коэффициенте трения. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 663 515 A1

Слой льдег

О О

ы ел

СП

фи&1

Изобретение относится к трибологии и может быть использовано в судостроении при испытаниях материалов корпуса судна. Целью изобретения является повышение точности за счет устранения факторов трения, отсутствующих в натуре.

На фиг.1 приведена схема размещения модели судна в канале, образованном в ледовом поле; на фиг.2 - устройство для определения коэффициента трения корпуса модели судна о лед.

При фрикционном взаимодействии модели судна со льдом происходит частичное внедрение модели в лед, в результате чего при их относительном скольжении появляется сила лобового сопротивления, вносящая погрешность при измерении силы, обусловленной трением модели о лед.

При выполнении поверхности трения ступенчатой и осуществлении скольжения модели по ней при отсутствии свободной от контакта ее поверхности до ступеньки сила лобового сопротивления отсутствует, вследствие чего повышается точность определения фрикционных характеристик контакта по силе сопротивления скольжению.

Способ осуществляют следующим образом.

В слое льда, находящемся на плавучем состоянии на поверхности воды, выполняют канал одна из кромок которого выполнена ступенчатой (фиг.1). К этой кромке с силой Pz прижимают модель судна, находящуюся в плавучем состоянии, осуществляют ее скольжение и измеряют силу Рх сопротивления, по которой судят о коэффициенте f трения.

Так, если а- угол наклона борта модели к вертикали, то РХ R

Pz cos a

где R - сила сопротивления движению модели без взаимодействия со льдом (на чистой воде), которую измеряют до начала ледовых испытаний.

Устройство для определения коэффициента трения модели судна об лед содержит тележку 1, установленную с возможностью перемещения вдоль кромки льда (поверхности трения) на основании (не показано), установленную на тележке посредством роликов 2 каретку 3, внутри которой размещен стержень 4 (пилон), обладающий возможностью вертикального перемещения на роликах5. Нижний конец пилона 4 скреплен с двухкомпонентным силоизмерителем 6, который, в свою очередь, жестко связан с моделью 7 судна. К каретке 3 прикреплен

трос 8, перекинутый через блок 9 и соединенный с подвесом 10 для гирь 11.

Устройство работает следующим образом.

Нагруженном подвеса 10 осуществляют

прижим модели 7 к кромке льда 12. Тележку 1 приводят в движение, осуществляя тем самым скольжение модели по льду, при этом подвижность пилона 4 в вертикальном на0 правлении обеспечивает естественный характер взаимодействия судна со льдом.

После прохода носовой части модели ступенька в кромке льда производят измерение сило- измерителем 6 сил Pz и Рх прижима и сопро5 тивления движению модели, по которым судят о коэффициенте трения.

Формула изобретения 1.Способ определения коэффициента трения корпуса модели судна о лед. заключающийся

0 Б том, что под действием нагрузки приводят в контакт модель судна и образец льда и осуществляют их относительное скольжение, по силе сопротивления которому судят о коэффициенте трения, отличающий5 с я тем, что. с целью повышения точности, на поверхности трения образца льда выполняют ступеньку, модель размещают на поверхности ступеньки так, что она взаимодействует с ее кромкой, а скольже0 ние осуществляют в направлении от ступеньки.

2.Способ поп.1, отличающийся тем, что в качестве образца льда используют слой льда, находящийся в плавучем состоя5 нии на поверхности воды, а скольжение модели, также находящейся в плавучем состоянии, осуществляют по его кромке.3.Способ по пп 1 и 2, отличающийся тем, что высоту ступеньки выбирают

0 больше величины смятия кромки льда при взаимодействии с ним модели.

-4.Устройство для определения коэффициента трения корпуса модели судна о лед, содержащее основание, держатель модели

5 судна, предназначенной для взаимодействия со льдом, привод поступательного движения держателя, механизм нагружения и измеритель усилий на модель, отличающееся тем, что держатель выполнен в

0 виде тележки, устанавливаемой на основание с возможностью перемещения вдоль поверхности трения, каретки, устанавливаемой на тележке с возможностью перемещения перпендикулярно поверхности

5 трения, и связанного с кареткой и установленного с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном направлениям перемещения тележки и каретки, стержня, один конец которого предназначен для крепления модели судна.

хххххххххххх ххххллл Фиг.2

SU 1 663 515 A1

Авторы

Ерохин Сергей Константинович

Даты

1991-07-15Публикация

1989-04-26Подача