Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении электродвигателей и генераторов переменного тока с всыпными обмотками, а также при их ремонте.
Цель изобретения - повышение достоверности контроля.
Сущность изобретения заключена в следующем.
В большинстве случаев причиной отказов электрических машин с всыпными обмотками являются дефекты эмалевого покрытия проводов, возникающие в процессе изготовления обмоток, с неизбежным образованием несплошностей эмалевого покрытий в виде трещиноватости, пористости, отслаивания. Местом короткого замыкания являются поврежденные места с пониженным значением пробивного напряжения. Здесь возникает большой ток и резкий перепад температур с передачей тепла излучением. В качественно изготовленной
обмотке градиент температуры изменяется незначительно и монотонно.
Таким образом, сканирование поля инфракрасного излучения позволяет обнаружить места перегрева, вызванные коротким замыканием.
Кроме того, в способе приняты меры повышения достоверности контроля, которые заключаются в следующем. К обмотке прикладывают испытательное напряжение, существенно превышающее номинальное, причем для исключения перегрева избыточным током повышают частоту испытательного напряжения пропорционально его амплитуде. На испытательную обмотку дополнительно подают импульсное напряжение, соответствующее коммутационным перенапряжениям Кроме того, проводится вибрационное воздействие, имитирующее реальные условия работы, причем импульсное напряжение синхронировано во времени с вибрационным воздействием.
На чертеже изображено устройство для осуществления способа
(Л
С
с
VI
ел
00
о
Способ осуществляется следующим образом.
Испытуемый статор с обмоткой подключают к испытательному генератору 1 и пропускаемым через обмотку током осуществляют не занимающий значительного времени нагрев обмотки соответственно классу изоляции обмотки с контролем по термометру 2, контактируемому с лобовой частью. Затем создают коммутатором-переключателем 3 коммутационные перенапряжения при одновременной вибрации статора с обмоткой, обеспечиваемой вибратором 4. Сканируют радиационным пирометром 5 вручную или механически поверхности расточки статора и лобовых частей и по термограмме определяют места повышенного излучения. Определяют наличие коротких замыканий и их места и отправляют при необходимости испытуемое изделие в ремонт.
Тепловые методы позволяют выявить дефекты и отклонения от нормы, не обнаруживаемые другими методами, например качество сварки проводников в схеме соединений катушечных групп. Если место сварки загрязнено шлаком, то имеет место повышенный нагрев, отраженный на термограмме. Естественно, что контроль сварных соединений должен осуществляться в номинальном или предельном режиме работы обмотки в электрической машине.
Формула изобретения Способ дефектоскопии междувитковой изоляции всыпных обмоток электрических машин, заключающийся в том, что на контролируемую обмотку подают переменное испытательное напряжение с рабочей частотой, регистрируют информативный параметр и сравнивают его с эталоном, по результату сравнения определяют наличие
коротких замыканий и принимают решение о годности контролируемой электрической машины, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля, устанавливают амплитуду испытательного
напряжения большей амплитуды максимально допустимого напряжения на контролируемой обмотке, причем частоту испытательного напряжения увеличивают по сравнению с рабочей частотой пропорционально увеличению амплитуды испытательного, напряжения, дополнительно подают на контролируемую обмотку импульсное коммутационное напряжение, подвергают контролируемую обмотку вибрационному воздействию, синхронизированному с импульсным коммутационным напряжением, измеряют температуру саморазогрева контролируемой обмотки испытательным напряжением и после
установления рабочей температуры регистрируют в качестве информативного параметра распределение мощности теплового излучения по поверхности пазов всыпных обмоток электрических машин.
Изобретение относится к области дефектоскопии электрических машин и может быть использовано для обнаружения дефектов в междувитковой изоляции. Целью изобретения является повышение достоверности контроля. Согласно способу контролируемую обмотку подвергают вибрационному воздействию, синхронизованному с импульсным электрическим воздействием. После определения температуры сзморазогрева обмотки регистрируют распределение мощности теплового излучения по ее поверхности. 1 ил.
Клоков Б.К | |||
Обмотчик электрических машин | |||
- М.: Высшая школа, 1987, с | |||
Аппарат, предназначенный для летания | 0 |
|
SU76A1 |
Радии В.И | |||
Электрические машины, - М.: Высшая школа, 1987, с | |||
Нож для надрезывания подошвы рантовой обуви | 1917 |
|
SU269A1 |
Авторы
Даты
1991-09-07—Публикация
1989-06-21—Подача