него вскрышного уступа 3 ведут укладкой пород во внутренний бестранспортный гребневой отвал 4, Отработку верхних вскрышных уступов 2 производят с транспортированием пород в отвал 5 поверх от- аала 4. Добытое полезное ископаемое 16 транспортируют на поверхность потребителю. Отработку уступов ведуг с формированием транспортных полос и берм 9 на
флангах карьера. При этом формируют также постоянные внутренние съезды 8 на нерабочем борту карьера. Формирование транспортных полос производят на бермах 9 на уровне гребней отсыпаемых пород внутреннего бестранспортного отвала 4, Для доставки пород на поверхность отвала 4 и их отсыпки в отвал 5 формируют временные съезды 7. 2 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и м б использовано при открытой разраб. горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых Цель изобретения - повышение эффективности разраб за счет снижения среднего коэффициента вскрытий Вскрытие месторождения ведут временными внутренними съездами 6 на рабочем борту карьера, постоянной транспортной бермой 9 временным внутренним съездом 7 на внутренний отвал 4 и постоянным внутренним съездом 8 на дневную поверхность Обработку ниж---ОП Фи /
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения - повышение эффективности разработки за счет снижения среднего коэффициента вскрыши.
На фиг. 1 изображена схема разработки месторождения; на фиг. 2- разрез А-А на фиг. 1.
На чертежах приняты следующие обозначения: 1 - добычный уступ , 2 - верхние вскрышные уступы, отрабатываемые с применением автомобильного транспорта, 3 - нижний вскрышный уступ, отрабатываемый по бестранспортное схеме, 4 - внутренние отвалы, отсыпаемые по бестранспортной схеме, 5 - внутренние отвалы, отсыпаемые с применением автомобильного транспорта; 6 - временные анутренние съезды на рабочем борту карьера, 7- временный внутренний съезд на отвал, 8 - постоянный внутренний съезд на поверхность, 9 - постоянная транспортная берма на нерабочем борту карьера, 10 - экскаватор типа прямая механическая лопата, 11 - экскаватор типа драглайи (вскрышная мехлопата, роторный экскаватор с отвалообразовате- лем), 12 -самосвал, 13 -трасса временных и постоянных автомобильных дорог, 14 - направление транспортирования полезного ископаемого, 15 - направление транспортирования пустых пород, 16 - готовые к выемке запасы полезного ископаемого, 17 - отработанный пласт полезного ископаемого.
Способ осуществляют следующим образом.
Вскрытие карьерного поля осуществляют двумя системами транспортных выработок: временными внутренними съездами 6 на рабочем боргу карьера и постоянной
транспортной бермой 9 для двухполостного движения автосамосвалов 12 временным внутренним съездом 7 с транспортной бермой 9 на внутренний отвал 4 и постоянным внутренним съездом 8 с транспортной бермы 9 на дневную поверхность.
Отработку нижнего вскрышного уступа 3 ведут экскаватором 11 с укладкой пород во внутренний бестранспортный гребневой отвал 5. Отработку верхних вскрышных уступов 2 производят экскаваторами 1.0 с последующим транспортированием пород в автосамосвалах 12 для их
складирования поверх поверхности бестранспортных отвалов 4, По мере отработки вскрышных уступов 2 и З.формируют транспортные полосы и бермы 9 на флангах карьера, а также постоянные внутренние съезды
8 на нерабочем борту карьера. Выемку полезного ископаемого 16 из добычного уступа 1 осуществляют экскаваторами типа прямая механическая лопата с последующим его транспортированием в автосамосвалах 12 потребителю. Транспортирование как вскрытых пород верхних уступов 2, так и полезного ископаемого 16 ведут первоначально по временным внутренним съездам 6 на рабочем борту карьера и по сформированным трассам 13 при отработке месторождения на постоянных транспортных бермах 3 и на флангах карьера. Для дальнейшего транспортирования на поверхность полезного ископаемого 16,
указанного стрелкой 14, используют постоянный внутренний съезд 8. Для дальнейшей доставки пород на поверхность внутренних отвалов 4 периодически формируют временные съезды 7, по которым в направленим, указанном стрелкой 15, движутся автосамосвалы с породой для формирования отвала 5. Формирование транспортных полос производят на бермах 9 на уровне
гребней отсыпанных пород внутреннего бестранспортного отвала 4.
Расположение транспортной бермы на нерабочих бортах карьера, позволяет ликвидировать постоянные внутренние траншеи на почве пласта 17 полезного ископаемого.
Постоянные внутренние съезды 8 с транспортной бермы на дневную поверхность, служащие для транспортирования полезного ископаемого, формируют один раз после отсыпки пионерной насыпи автомобильного отвала на весь срок отработки месторождения.
Грузопоток полезного ископаемого и верхней толщи вскрышных пород направляют почти по одним и тем же вскрывающим выработкам, что ведет к сокращению их числа и соответственно затрат на их формирование и поддержание.
Транспортирование полезного ископаемого и пустой породы производят попеременно через систему транспортных выработок левого и правого флангов в зависимости от направления рабочего хода вскрышных экскаваторов 11 на отработке нижнего вскрышного уступа 3 по бестранспортной схеме и тяготения экскаваторных забоев верхних вскрышных уступов 2 к тому или иному флангу. Наличие системы транспортных выработок на обоих флангах карьера позволяет иметь постоянно минимальную дальность транспортирования пустых пород во внутренний отвал и организовать работу вскрышных экскаваторов по бестранспортной схеме без технологических простоев мощного вскрышного оборудования. Работу вскрышного экскаватора 11 (или экскаваторов) на отработке нижнего вскрышного уступа 3 обеспечивают с холостыми ходами. По окончании отработки очередной вскрышной за- ходки транспортирование полезного ископаемого 16 осуществляют попеременно через систему вскрывающих выработок левого и правого флангов карьерного поля, что позволяет избежать технологических простоев оборудования, свойственных способу вскрытия одной фланговой въездной траншеей или фланговым внутренним съездом.
Внутренние временные съезды 6 на 5 рабочем борту карьера располагают ближе к флангу карьерного поля, через который происходит откатка породы во внутренний отвал 5. Срок их службы зависит от интенсивности разработки месторождения, т.е.
0 от скорости подвигания рабочего борта карьера.
Наличие временных съездов 7 на отвале, которые по мере подвигания фронта отвальных работ погашают и вновь
5 формируют вслед за подвиганием фронта работ, позволяет поддерживать минимальной и постоянной дальность транспортирования пород верхней толщи во внутренний отвал 5 автомобильным транспортом.
0
Формула изобретения Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых, включающий вскрытие
5 месторождения, отработку нижнего вскрышного уступа с укладкой пород во внутренний бестранспортный гребневой отвал с формированием транспортных полос и берм на флангах карьера и постоянных
0 внутренних съездов на нерабочем борту карьера, отработку верхних вскрышных ус- тупов с последующим транспортированием пород в отвал и выемку полезного ископаемого с последующим его транспортирова5 нием потребителю, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности разработки за счет снижения среднего коэффициента вскрыши, вскрытие месторождения осуществляют временными внутренними
0 съездами по рабочему борту карьера, при этом формирование транспортных полос производят на бермах на уровне гребней отсыпанных пород внутреннего бестранспортного отвала, а складирование пород
5 верхних вскрышных уступов ведут поверх поверхности бестранспортных отвалов с формированием временных съездов на отвале.
77
Фиг. 2
Ржевский В В Технология и комплексная механизация открытых горных работ - М Недра, 1980, с 190-194, рис 6 8д Там же, с 190-194, рис 6.8у -/4 5 2 |
Авторы
Даты
1991-09-30—Публикация
1988-04-05—Подача