Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.
Цель изобретения - снижение объема вскрышных работ за счет исключения выполаживания борта на отдельных его участках.
Способ осуществляют следующим образом.
Нерабочий борт карьера отстраивают путем формирования транспортной бермы нерабочих уступов и предохранительных берм.
С начала отстройки борта определяют количество предохранительных берм, которые должны быть размещены между смежными витками транспортной бермы, причем количество предохранительных берм п меньше на единицу нерабочих уступов, располагаемых между смежными витками транспортной бермы. По мере углубки карьера и сближения по вертикали витков транспортной бермы нерабочие уступы выклиниваются, т.е. формируются уступы малой высоты и большей протяженности, что ведет к выполаживанию борта. Предохранительные бермы проходят с направлением и уклоном, совпадающим с транспортной бермой, до места на борту, где количество нерабочих уступов между смежными витON Ю
4 О О О
ками транспортной бермы определяется целым числом нерабочих уступов максимально возможной высоты, которое определяется зависимостью
Hi
m
(1)
Ьмакс
где m - целое положительное число;
HI - вертикальное расстояние между смежными витками транспортной бермы, м;
Ьмакс - максимально возможная для данного карьера высота нерабочего уступа, м,
а затем в указанном месте производят изменение направления уклона на участке предохранительной бермы на противоположное, причем указанные участки предохранительных берм с противоположным направлением уклона проходят до пересечения с участками этих берм, отстроенными первоначально согласующимися с транспортной бермой.
Количество предохранительных берм между смежными витками транспортной бермы определяют из соотношения
HI
Пмэкс
П
- 1
Пмакс
Происходит ускоренное выклинивание уступа при одновременном увеличении высоты уступов до максимально возможной. Выполнение условий (1) означает, что перемещение линии излома на вышележащую отметку ведет к превышению уступами максимально встречной высоты, на нижележащий - к дополнительному объему вскрышных работ. При дальнейшем углубке карьера и выполнении условия (1) вновь необходимо изменить направление уклона участка предохранительной бермы на противоположное.
На чертеже приведена схема осуществления предлагаемого способа.
Транспортную берму 1 заглубляют с уклоном f. По формуле в сечении А-А определяют количество предохранительных берм между смежными витками транспортной бермы и высоту нерабочих уступов, где Н| 170-60 м, а высота пмакс принята равной 40 м, тогда
170 40
п
2,,75.п-2, Высота уступа h при этом составит h Hi У п+1 3 Jbl M При достижении нерабочим уступом 2 высоты ,7 м, нарезают и проходят наклонную предохранительную берму 3 с уклоном i совпадающим по направлению с уклоном транспортной бермы условия (1).
Аналогично по достижении нерабочим уступом 4 высоты 36,7 м проходят предохранительную берму 5.
В сечении Б-Б (горизонта 110-30) достигается выполнение условия (1), т.е.
Hi
макс
110-30 40
Таким образом, в сечении Б-Б должны находиться изломы предохранительных
берм 3 и 5. На отметках 110 и 70 изменяют направление уклона предохранительных берм 3 и 5 на противоположное направление уклона транспортной бермы 1. Участки берм 3 и 5 с противоположно направленным
уклоном проходят до пересечения с участками этих берм, отстроенными первоначально согласующимися с уклоном транспортной бермы 1.
Происходит одновременное увеличение
высоты уступов 2 и 4 и ускоренное выклинивание уступа 6. Далее оставшуюся берму 3 проводят с уклоном, совпадающим по направлению с уклоном транспортной бермы 1, до горизонта 40 (сечение В-В), где вновь
выполняют условие (1).
Формула изобретения
Способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий формирование нерабочих уступов, наклонной транспортной бермы, проведение предохранительных берм между смежными витками транспортной с уклоном, совпадающим с уклоном транспортной бермы, отличающийся, тем, что, с целью снижения объема вскрышных работ за счет исключения выполажива- ния борта на отдельных участках, предохранительную берму формируют ло- маной, причем предохранительную берму с уклоном, совпадающим с уклоном транспортной бермы, проходят на участке до уровня, совпадающего с сечением на борту, в котором выполняется условие
Hi
-г m ,
Пмакс
где HI - вертикальное расстояние между смежными витками транспортной бермы, м;
пмакс - максимально возможна для дан- ного карьера высота нерабочего уступа, м;
m - целое положительное число уступов.
после чего проходят следующий участок с направлением уклона, противоположным направлению уклона транспортной бермы, а количество п предохранительных берм, размещенных между смежными витками
транспортной бермы, определяют из выражения
Hi Hi
n
макс
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА | 1994 |
|
RU2084633C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2118456C1 |
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА | 2002 |
|
RU2213223C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2098627C1 |
Способ отстройки нерабочих бортов глубоких карьеров | 1990 |
|
SU1721244A1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2006 |
|
RU2331767C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2533996C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2528704C1 |
СПОСОБ ВЫЕМКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ИЗ БОРТОВ КАРЬЕРОВ | 1995 |
|
RU2087716C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЭКСКАВАТОРОВ ТИПА "ОБРАТНАЯ ЛОПАТА" | 2015 |
|
RU2574749C1 |
Изобретение, относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения - снижение объема вскрышных работ за счет исключения выполаживания борта на отдельных его участках. Формируют нерабочие уступы борта, на которых отстраивают транспортную наклонную берму. Проводят между смежными витками транспортной бермы предохранительную берму участками. Предохранительную берму формируют ломаной. Причем предохранительную берму с уклоном, совпадающим с уклоном транспортной бермы, проходят на участке до уровня, совпадающего с сечением на борту, в котором выполняется условие Н|/ЬМакс т, где Hi - вертикальное расстояние между смежными витками транспортной бермы, м; Ьмакс максимально возможная для данного карьера высота нерабочего уступа, м; m - целое положительное число уступов. После этого проходят следующий участок с направлением уклона, противоположным направлению уклона транспортной бермы. Количество предохранительных берм, размещаемых между смежными витками транспортной бермы, определяют из выражения Hi/hMai c :m Hi/hMaKc-1. 1 ил. СП с
В
Хохряков B.C | |||
и др | |||
Проектирование карьеров.М.: Недра, 1969, с.178-182 | |||
Способ отстройки нерабочего борта карьера | 1970 |
|
SU497407A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1991-11-30—Публикация
1989-07-27—Подача