Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах технической диагностики подшипников мощных электрических машин постоянного тока, например тяговых двигателей электровозов.
Цель изобретения - упрощение реализации.
На фиг. 1 дана принципиальная схема контрольного устройства для замера величины радиального зазора; на фиг. 2 - диаграмма изменения напряжений источника возбуждения и тока обмотки возбуждения в в катушках главных полостей в функции времени t: на фиг. 3 - диаграмма изменения рабочего потока Фр и радиальная сила тяжести Fp в функции времени; на фиг. 4 диаграмма изменения напряжения на обмоле возбуждения е и скачок напряжения Ли в функции времени.
Способ предназначен (фиг. 1) для контроля зазора б в подшипнике 1 ротора, например якоря 2 электрической машины 3 постоянного тока. При контроле выводы 4 и 5 обмотки 6 статора, например, возбуждения подключены к источнику 7 постоянного и регулируемого по величине напряжения U через сглаживающий реактор 8. Катушки главных полюсов, расположенные ниже оси 0-0 машины, исключены из цепи обмотки 6 возбуждения, например, путем их закорачивания шунтами 9 или 10. К обмотке 6 возбуждения подключен также измерительный прибор 10, например осциллограф. Обмотка
О
ю ел ю со ю
якоря разомкнута и обесточена, якорь при контроле может оставаться неподвижным, но предварительно необходимо прогреть подшипники 1 путем, например, кратковременной работы машины 3
Способ контроля реализуется следующим образом
Постепенно увеличивают напряжение U на выходе источника 7 Пропорционально возрастает ток возбуждения в в катушках главных полюсов, кроме тех катушек, на которых установлены шунты 9 или 10. Соответ- ственно в магнитных контурах главных полюсов возникает рабочий магнитный поток Фр , В контурах отключенных полюсов появляется небольшой паразитный поток Фп, который не оказывает существенного влияния на реализацию способа и поэтому в дальнейшем не учитывается, поскольку фр фп
Ввиду асимметрии рабочего потока усилия тяжести FT в зазоре якорь - главные полюса имеют равнодействующую Fp, направленную вверх Когда по мере роста U и соответственно в и Фр получим Fp Ря, где Ря вес якоря, 2, то якорь 2 меняет положение, поднимаясь вверх на величину зазора б в подшипнике 1 При этом зазоры между якорем 2 и главными полюсами резко уменьшаются, что приводит к снижению магнитного сопротивления для потока Фр и, соответственно, к росту потока Фр, Рост Фр вызывает появление в обмотке 6 возбуждения ЭДС е W d Фр/ d t, где W - число витков в обмотке 6 возбуждения. Эта ЭДС
создает скачок напряжения на обмотке 6 возбуждения, фиксируемый осциллографом, Величина скачка Ли е пропорциональна величине зазора б в подшипнике,
те перемещению якоря 2. Поэтому по величине Ли, фиксируемой измерительным прибором 10, можно осуществлять допусковый контроль зазора в подшипнике.
Технико-экономическая эффективность
предложенного способа по сравнению с применяемым в практике диагностики двигателей способом оценки зазора заключается в простоте его реализации благодаря контролю зазора по параметрам части обмотки, подключенной к регулируемому источнику.
Формула изобретения
Способ контроля радиального зазора в
подшипниках многополюсной электрической машины, содержащей обмотку на статоре, заключающийся в том, что подают постоянный ток от регулируемого источника питания в часть обмотки статора, лежащей
выше оси машины, и увеличивают ток до момента скачкообразного изменения электрических характеристик указанной части обмотки, по которому определяют величину зазора в подшипниках, отличающийс я тем, что, с целью упрощения реализации частью обмотки статора включают реактор, а в качестве скачкообразно изменяющейся электрической характеристики измеряют амплитуду скачка напряжения на части обмотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сверхпроводниковая индукторная электрическая машина с комбинированным возбуждением | 2018 |
|
RU2696090C2 |
Сверхпроводниковая синхронная электрическая машина с обмотками якоря и возбуждения в неподвижном криостате | 2017 |
|
RU2664716C1 |
Совмещенная коллекторная электрическая машина | 1985 |
|
SU1288832A1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ВИБРАТОР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2011 |
|
RU2466800C1 |
Устройство для улучшения коммутации коллекторных электрических машин | 1981 |
|
SU1023542A1 |
ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1998 |
|
RU2143169C1 |
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2414796C1 |
Электрический генератор переменного тока | 1977 |
|
SU752646A1 |
СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗБУЖДЕНИЕМ ОТ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТОВ | 2014 |
|
RU2548662C1 |
Электрическая машина преимущественно постоянного тока | 1982 |
|
SU1138895A1 |
Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения -упрощение реализации. Способ контроля радиального зазора в подшипниках многополюсной электрической машины, например, постоянного тока заключается в том, что подключают часть обмотки возбуждения, лежащей выше оси обмотки, к регулируемому источнику постоянного напряжения через реактор. Увеличивают ток в обмотке возбуждения, измеряют амплитуду скачка напряжения на указанной части обмотки возбуждения и по этому скачку судят о величине радиального зазора в подшипниках. Измерение изменения параметров части обмотки возбуждения, подключенной к регулируемому источни- ку.упрощает реализацию способа. 4 ил сп С
Способ контроля зазора в подшипниках электродвигателей | 1973 |
|
SU480901A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ контроля радиального зазора в подшипниках коллекторной многополюсной машины постоянного тока и устройство для его осуществления | 1985 |
|
SU1274077A1 |
кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины | 1985 |
|
SU1308958A1 |
кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1991-11-30—Публикация
1989-03-21—Подача