Каротажная станция Советский патент 1992 года по МПК G01V1/24 

Описание патента на изобретение SU1712923A1

Изобретение относится к разведочной геофизике и может быть использовано при геофизических исследованиях скважин приборами, опускаемыми на кабеле.

Известна каротажная станция , смонтированная на шасси автомобиля, кузов которого разделен перегородкой на две секции, в которых раздельно установлены контрольно-измерительная аппаратура и спускоподьемное оборудование. Спускоподъемное оборудование включает лебедку с кабелем для подключения скважинного прибора, привод лебедки, блоки измерения глубийы и Ькорости движения кабеля, кабель-укладчик и направляющий

узел с переносным блок-балансом для направления кабеля в скважину. Лебедка жестко связана с основанием кузова, ось барабана лебедки перпендикулярна продольной оси автомобиля, движение кабеля от лебедки до устья скважины осуществляется в направлении этой оси через проём задней двери кузова автомобиля. Барабан лебедки снабжен ленточным тормозом, приводится во вращение цепной передачей. Привод лебедки выполнен с раздельным регулированием скоростей подьема кабеля.

Подъезд к устью скважины и установка станции выполняются при движении задним ходом и маневрировании до

совмещения продольной оси автомобиля с центром устья скважины.

Устье скважины оборудуется переносным блок-балансом, при помощи которого до каротажа кабель с измерительным прибором направляют по центру устья и оси скважины.

Недостатком известной каротажной станции является трудоемкость ее установки на устье скважины из-за отсутствия прямри видимости водителем устья скважины при подъезде к ней на передаче задний ход, а также необходимость оборудования устья скважины переносным блок-балансом. Это приводит к Низкой производительмости, снижает надежность и безопасность работ.

Известна также каротажная станция с подъемником ПКС-2У-01, предназначенным для проведения геофизических исследоваНИИ в скважинах на уголь, руду и воду. Подъемник станции содержит лебедку с цепным приводом и ленточным тормозом барабана, гидромеханический привод лебедки с программным управлением и плавной регулировкой скоростей подъема, укладчик кабеля, систему выдвижения лебедки для работы на скважинах с необорудованным устьем и.увеличения объема рабочего помещения оператора и машиниста.

Недостатком известной каротажной станции также является отсутствие оперативности при ее установке на устье скважин, необходимость применения средств связи водителя с наблюдателем у скважины. Эти недостатки приводят к снижению производительности и создают неудобства в работе.

Наиболее близкой к предлагаемой является каротажная станция Карьер, смонтированная на шасси автомобиля, кузов которого разделен на две секции: аппаратную и спускоподъемного оборудования.

Спускоподъемное оборудование станции рассчитано для работы на скважинах с необорудованным устьем. Оно включает .двухбарабанную лебедку с кабелем для подключения скважинных приборов, приводлебедки с раздельным регулированием скоростей подъема кабеля, кабелеукладчик, блок измерения глубины с мерным з лементом, направляющий узел кабеля, смонтированный на раме-основании лебедки. Лебедка снабжена отдельными цепными приводами барабанов и ленточными тормозами, осью барабанов она установлена перпендикулярно продольной оси автомобиля с возможностью поворота и фиксации ее в кузове для ориентации по центру устья скважины, Направляющий узел кабеля выполнен в виде откидной стрелы с устанавливаемым на ней роликом блок-баланса с возможностью поворота последнего вокруг продольной оси стрелы, а стрела имеет возможность перемещения для установки напротив соответствующего барабана и изменения угла наклона для направления кабеля по центру устья и оси скважины. В рабочем положении стрела с роликом, служащим одновременно мерным элементом, выводится в направлении расположения скважины через проем задней двери кузова, на ролик устанавливают кабель с подсоединенным к нему измерительным прибором. Стрела фиксируется в рабочем и транспортном положениях, а ролик блок-баланса во время переезда закрепляется отдельно в кузове.

Недостатками этой каротажной станции являются трудоемкость операции точной установки на скважину с необорудованным устьем из-за необходимости перемещения автомобиля задним ходом и маневрирования им при установке станции в рабочее положении у устья скважины; необходимость дополнительно регулировать положение лебедки в кузове и стрелы направляющего узла кабеля относительно устья скважины; неудобство работы с лебедкой вследствие необходимости, одновременного управления включением привода и торможения барабана лебедки; недостаточная самоориентация блок-баланса в вертикальной плоскости из-за возможности ejo поворота только вокруг продольной оси стрелы, установленной наклонно: повышенная вероятность соскальзывания кабеля с блок-баланса из-за близости размещения последнего от барабанов лебедки и ограниченной его самоорйентации: сложность конструкции лебедки.

Эти недостатки затрудняют установку станции на устье скважины, осложняют управление спускоподъемными операциями при каротаже, приводят к низкой производительности и снижению надежности и безопасности работ.

Целью изобретения является повышение производительности, надежности и безопасности работ.

Указанная цель достигается тем,что в известной каротажной станции, смонтированной на шасси автомобиля, содержащей аппаратурную секцию с контрольно-измерительными приборами и секцию спускоподъемного оборудования, включающего лебедку с кабелем, намотанным на барабан, причем один конец кабеля черей токосъемный коллектор соединен с аппаратурной секцией, а другой через кабельный наконечник - со скважинным прибором, привод барабана лебедки, механизмы управления приводом и торможением барабана, кабелеукладчик, блок измерения глубины с мерным элементом и направляющий узел с блок-балансом, выполненный с возможностью измерения положения и фиксации в рабочем и транспортном положениях, лебедка жестко связана с основанием кузова и ориентирована геометрической осью ее барабана вдоль продольной оси автомобиля, а направляющий узел жестко связан с рамой лебедки, выведен в боковую стенку кузова с размещением блок-баланса за пределами кузова со стороны места водителя, при этом блок-баланс установлен с возможностью выдвижения по направляющей и поворота его ролика в рабочее положение.

Для упрощения конструкции лебедки и управления приводом барабана механизм торможения барабана выполнен в виде фрикционной муфты, соединяющей барабан с его приводом, который снабжен при этом самотормозящимся червячным редуктором.

Для повышения компактности лебедки мерный элемент блока измерения глубины выполнен в виде барабана, размещенного на раме лебедке с возможностью взаимодействия с кабелеукладчиком по ширине барабана, при этом каротажный кабель прижат к мерному барабану снизу.

Блок-баланс соединен с направлжрщим узлом шарниром Гука.

Направляющий узел снабжен съемным указателем скважины, состоящим из стержня-отвеса, подвешенного в центре желоба блок-баланса, ограничителя колебаний отвеса и центрирующей опоры с расположенным в ее центре вертикальным штырем.

Для упрощения указателя скважины в качестве стержня-отвеса использован скважинный прибор,

На фиг.1 изображена предложенная каротажная станция, общий вид; на фиг.2 - то же, в рабочем положении, вертикальный разрез.

Каротажная станция для геофизических исследований скважин (фиг.1), смонтированная на шасси автомобиля 1, состоит из герметичного кузова 2, разделенного перегородкой 3 на две секции - аппаратурную 4 и спускоподьемного оборудования 5. В аппаратурной секции 4 установлены стойка 6, прикрепленная через амортизаторы к стенкам и полу кузова 2, для монтажа контрольно-измерительной аппаратуры и пульта управления (не показаны) спускоподьемными операциями при каротаже, а также стул 7 для оператора станции. В аппаратурной

секции 4 между стойкой 6 и перегородкой 3 в бортовой стенке кузова 2 на уровне пола вмонтировано окно 8 для наблюдения за устьем 9 (фиг.2) скважины 10. 5Секция спускоподъемного оббрудования 5 (фиг.1) содержит лебедку 11с кабелем 12, один конец которого заделан в токосъемный коллектор 13, а другой - в кабельный наконечник 14, лебедка 11 жестко связана с

0 основанием кузова 2 так, что ось ее барабана 15 расположена вдоль продольной оси 16 автомобиля 1. привод 17 лебедки 11 имеет фрикционную муфту 18 включения барабана 15 и самйтормозящий червячный редуктор

5 19, мерный барабан 20 с датчиком глубины (не показан), кабелеукладчик 21, связанный с барабаном 15 лебедки 11 гибкой передачей 22, например цепной, направляющий узел 23 (фиг.2), включающий направляющую

0 24, закрепленную на стойке 25 и раме 26 лебедки 11, выведенную наружу кузова 2 в сторону расположения места 27 (фиг.1) водителя автомобиля 1 и соединенную с блокбалансом 28 шарниром Гука 29 (фиг.2),

5 транспортный контейнер 30 (фиг.1) для скважинного прибора 31 с источником радиоактивного излучения и стойка 32 для крепления при транспортировке других скважинных приборов (не показаны) и элементов съемного указателя скважины, состоящего из стержня-отвеса (не показан), ограничителя 33 колебаний и центрирующей опоры 34 с вертикальным штырем 35 в центре.

5 Каротажная станция работает следующим образом.

По прибытии на участок работ водитель выводит блок-баланс 28 (фиг. 1) из транспортного положения в рабочее (фиг.2) и аыдви0 гает направляющую 24, фиксирует рабочее состояние последней и блок-баланс 28: через отверстие 36 пропускает наконечник 14 (фиг.1) с кабелем 12. Кабель 12 укладывают в желеб блок-баланса 28 так, чтобы наконечник 14 находился несколько ниже обода блок-баланса 28. Затем со стойки 32 снимают и приводят в рабочее положение элементы съемного указателя скважиНы, стержень-отвес утяжеленным низом подсоединяют к кабельному наконечнику 14, ограничитель 33 колебаний Стержня-отвеса, имеющий жесткую конструкцию, крепят одним концом к наружной части направляющей 24, а черездругой конец, выполненный

5 в виде обоймы, свободно пропускают наконечник 14. Опору 34 указателя скважины устанавливают на устье 9 скважины 10 так, чтобы штырь 35 был, соосен скважине 10. Затем, держа в поле зрения стержень-отвес и штырь 35 опоры 34 указателя скважины

(фиг.2). водитель осуществляет самостоятельный подъезд к скважине 10 до совмещения стержня, подвешенного на блок-балансе 28 по линии движения кабеля 12 в скважину 10, со штырем 35 опоры 34, установленной над устьем 9. На этом установка станции для каротажа скважины считается выполненной.

Водитель отсоединяет стержень-отвес от наконечника 14, подсоединяет к нему извлеченный из секции 5 скважинный прибор 31, освобождает устье 9 от опоры 34 и сообщает оператору о готовности станции к выполнению спускоподъемных операций, которые, выполняются оператором следующим образом.

После проверки готовности аппаратуры, размещенной на стойке 6, и скважинного прибора 31 оператор с помощью пульта управления (не показан) лебедкой 11 подает предупреждающий сигнал о начале каротажа и, отключив фрикционную муфту 18, осуществляет свободный спуск скважинного прибора 31 в скважину 10, притормаживая при необходимости барабан 15 лебедки 11 частичным включением фрикционной муфты 18, соединенной с самотормозящимся червячным редуктором 19 привода 17 лебедки 11. Привод 17 лебедки 11 позволяет путем переключения передач на пульте управления лебедкой (не показан) получить фиксиррванные скорости спуска и подъема кабеля 30, 150, 700 м/ч.

Спуск скважинного прибора 31 в скважину 10 должен осуществляться с требуемой скоростью включением привода 17 барабана 15 лебедки 11 в режиме Спуск с пульта управления лебедкой 11.

Спуск скважинного прибора 31 в скважину 10 может быть также комбинированным с плааным переходом от режима свободного спуска на спуск с требуемой скоростью при помощи отключения привода 17 барабана 15 лебедки 11 фрикционной муфтой 18 с последующим плавным включением ее в ходе спуска. После спуска прибора 31 на требуемую глубину оператор при помощи пульта управления лебедкой 11 полностью включает фрикционную муфту 18, устанавливает необходимую скорость подъема кабеля 12, включает измерительную аппаратуру, размещенную на стойке 6, привод 17 барабана 15 лебедки 11 и осуществляет подъем прибора 31. При вращении барабана 15 приводом 17 в направлении подъема прибора 31 из скважины 10 кабель 12 перемещается и наматывается на барабан 15. при этом упорядоченная у кладка кабеля 12 на барабан 16 проводится принудительно ладчиком 21. связанным, через

цепную передачу 22 с барабаном 15, Кабелеукладчик21, взаимодействуя г|ри помощи кабеля 12 с поверхностью мерного барабана 20, обеспечивает направленное поперечное перемещение кабеля 12 вдоль образующей цилиндра мерного барабана 20 и стабил ное измерение глубин установленным на датчиком глубины спуска (не показан). Кабель 12, наматываясь на барабан 15, под действием натяжения охватывает снизу поверхность мерного барабана 20 и вращает его и датчик глубины спуска. Направленное перемещение кабеля 12 по оси скважины 10 обеспечивается при помощи блок-баланса 28. Кабель 12 при подъеме поступает на блок-баланс 28, соединенный с направляющей 24 шарниром Гука 29, который обеспечивает ориентацию блок-баланса 28 в плоскости перемещения кабеля 12, образованной его ветвями, благодаря возможности качания блок-баланса 128 вокруг оси шарнира Гука 29, размещенного у желоба блок-баланса 28 одной осью по линии вертикального перемещения кабеля 12, с возможностью поворота его вокруг другой оси шарнира Гука 29, ориентированной по горизонтали.

В процессе каротажа оператор, кроме основной своей функции, заключающейся в осуществлении контроля за работой контрольно-измерительной аппаратуры, размещенной на стойке 6, имеет возможность наблюдать за устьем 9 скважины 10 через окно 8 кузова 2 и принимать необходимые решения по спуску и подъему скважинного прибора 31.,

Ф о р м у л а и 3 о б р ет е н и я 1. Каротажная станция, смонтированная на шасси автомобиля, содержащая аппаратурную секцию с контрольно-измерительными приборами и секцию спускоподъемногр оборудования, включающего лебедку с кабелем, намотанным на барабан, причем один конец кабеля через токосъемный коллектор соединен с аппаратурной секцией, а второй через кабельный наконечник - со скважинным прибором, привод барабана лебедки, механизмы управления приводом, и торможения барабана, кабеле укладчик, блок измерения глубины с мерным элементом и направляющий узел с блок-балансом, выполненный с возможностью изменения положения и фиксации в рабочем и транспортном положениях, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности, надежности и безопасности в работе, лебедка жестко связана с основанием кузова и ориентирована геометрической осью ее барабана вдоль продольной оси автомобиля, а направляющий

Похожие патенты SU1712923A1

название год авторы номер документа
КАРОТАЖНАЯ СТАНЦИЯ 2006
  • Назаров Иван Андреевич
  • Аксенов Александр Борисович
  • Сазонов Юрий Алексеевич
RU2331091C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКО-ПОДЪЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ В СКВАЖИНАХ 1992
  • Асан-Джалалов Алексей Георгиевич[By]
  • Андросенко Александр Павлович[By]
  • Меженников Александр Павлович[By]
  • Пименов Олег Геннадиевич[By]
  • Скорын Валерий Николаевич[By]
RU2021475C1
СПОСОБ ВТОРИЧНОГО ВСКРЫТИЯ ПЛАСТОВ НА ДЕПРЕССИИ СО СПУСКОМ ПЕРФОРАТОРА ПОД ГЛУБИННЫЙ НАСОС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Савич Анатолий Данилович
  • Черных Ирина Александровна
  • Шадрунов Антон Анатольевич
  • Шумилов Александр Владимирович
RU2571790C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И АВАРИЙНОЙ БЛОКИРОВКИ СПУСКО-ПОДЪЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СКВАЖИН 1963
  • Померанц Л.И.
  • Эпштейн Г.И.
  • Ривкин И.Я.
  • Волков Н.Д.
SU224429A1
Устройство для спуска и подъема каротажного кабеля 1977
  • Таркин Иван Тимофеевич
SU742582A1
Устройство для доставки приборов в скважину 1981
  • Пузырев Павел Федотович
  • Чигиринский Рема Элисович
SU1059151A1
СПОСОБ ДОСТАВКИ СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ К ЗАБОЯМ БУРЯЩИХСЯ СКВАЖИН СЛОЖНОГО ПРОФИЛЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Савич Анатолий Данилович
  • Черепанов Сергей Сергеевич
  • Шадрунов Антон Анатольевич
  • Шумилов Александр Владимирович
RU2603322C1
Устройство для спускоподъемных операций в скважинах 1985
  • Нургалеев Рамиль Махмудович
  • Давыдов Николай Константинович
  • Переплетчиков Валерий Матвеевич
  • Байбурин Владимир Гайнатович
SU1335670A1
Способ проведения внутрискважинных работ и исследований с помощью автономного мобильного комплекса 2022
  • Давыдов Олег Михайлович
  • Герасин Артём Сергеевич
RU2786703C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ 1994
RU2087668C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 712 923 A1

Реферат патента 1992 года Каротажная станция

Изобретение относится к разведочной геофизике и может быть использовано при геофизических исследованиях скважин приборами, опускаемыми на кабеле. Цель изобретения - повышение производительности, надежности и безопасности работ, а также упрощение конструкции и управления. За счет изменения положения лебедки и ее конструкции оператору и водителю станции обеспечен обзор участка устья скважины при установке и каротаже. Снабжение лебедки и ее привода фрикционной муфтой и червячным редуктором обеспечило удобство эксплуатации. Использование шарнира Гука в направляющем узле станции обеспечило самоориентацию блок-баланса в вертикальной плоскости при возможных кренах автомобиля. 5 з.п.ф-лы, 2 ил.ел С

Формула изобретения SU 1 712 923 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1712923A1

Геофизические методы исследования скважин
Справочник геофизика
- М.: Недра, 1983, с.42 - 65.Отчет о НИР "Разработка спускоподъ- емного оборудования с программным управлением и плавной регулировкой скоростей подъема".- Октябрьский, ВНИИ- ГИС
Колосниковая решетка с чередующимися неподвижными и движущимися возвратно-поступательно колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1984A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
- Бедгород, ВИОГЕМ,с.4-6, 11,12,24 и 25
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 712 923 A1

Авторы

Стахиев Валерий Анатольевич

Куперман Григорий Лазаревич

Назаров Иван Андреевич

Колесников Михаил Федорович

Даты

1992-02-15Публикация

1989-09-29Подача