Известны маломощные турбины, например, для привода вспомогательного авиационного оборудования, содержащие рабочее колесо, состоящее из двух дисков с полулопатками, образующими нормальный профиль, причем один из дисков жестко укреплен на валу, а другой свободно посажен на ступице жестко закрепленного диска и имеет возмо кпость относительного углового смещения для изменения сечения межлопаточного канала. Момент для необходимого углового смещения дисков создается за счет упругого элемента, связывающего оба диска.
Предложенная турбина отличается тем, что связь между дисками осуществлена с помощью радиальио расположенных на свободно посаженном диске пазов, в которые входят с некоторым зазором скошенные выступы жестко закрепленного диска, а в образованной полости, между краем паза и скощенной гранью выступа, установлены щарики. Момент для необходимого углового смещения дисков создается за счет центробежных сил щариков.
Такое выполнение механизма относительного углового смещения дисков упрощает конструкцию, повыщает надежность работы турбины и уменьщает ее габариты.
смещения; на фиг. 3 - вид на диски с полулопатками сверху.
Турбина содержит рабочее колесо, состоящее из двух дисков /,2с полулопатками 3, 4 и вал 5. Диск / жестко закреплен на валу 5 с помощью щпонки 6, а диск 2 свободно посажен на ступицу 7 диска /. В пазы 8 диска 2 входят скощенные выступы 9 диска 1. В полости между скошенной гранью JO выступа 9 и
краем паза II установлены шарики 12.- При уменьшении момента на валу 5 обороты турбины возрастают и центробежная сила щариков /2 создает момент, смещающий диски, в результате чего изменяется сечение межлопаточных каналов и снижаются обороты турбины.
Предмет изобретения
Маломощная турбина, например, для привода вспомогательного авиационного оборудования, содерлсащая рабочее колесо, состоящее из двух дисков с полулопатками, один из которых л естко закреплен на валу, а другой свободно посал ен на ступице жестко закрепленного диска и соединен с ним посредством механизма относительного углового смещения, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности работы и уменьщения габаритов, механизм относительного углового смепдения выполнец в виде радиально расположенных на
свободно посаженном диске пазов, в которые входят с некоторым зазором скошенные выступы жестко закрепленного диска, а в образованной нолости, между краем паза и скошенной гранью выступа, установлены шарики, которые под действием центробежной силы создают момент для необходимого относительного углового смещения дисков.
7-J
Фиг-З
Даты
1965-01-01—Публикация