Изобретение относится к области пожаротушения и может быть преимущественно использовано в гражданской авиации.
. Известен способ тушения пожара в самолете с помощью бромированного трифто- ругле рода Талон-130.
Недостаток способа заключается в его малой эффективности при низких концентрациях в воздухе, что обусловлено разбавлением онетушащего агента воздухом за счет конвективных потоков, а при высоких концентрациях возникает опасность токсического воздействия на живой организм, в том числе на экипаж, что оказывает влияние на безопасность полета.
Известен способ тушения пожара порошковыми or нетушащими средствами на основе бикарбоната натрия.
Однако порошковые огнетушащие средства в условиях земной гравитации не обеспечивают эффективной защиты от пламени предметов сложной конфигурации и вертикальных,стен. Кроме того, углекислый газ, являющийся огнетушащим агентом, выделяется бикарбонатными солями Только при высокой температуре, вследствие чего
они более эффективны в условиях развитого пожара. При наличии конвективных потоков происходит разбавление углекислого газа воздухом, что приводит к снижению эффекта от примененного огнетушащего средства..
Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения.
Указанная цель достигается благодаря тому, что после распыления огнетушащего средства изменяют траекторию полета самолета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства
используют цеолит СаАБА..
Сущность способа заключается в следующем.. .- .
Известно, что горение неметаллических материалов включает стадию их газификации и последующего воспламенения газообразных продуктов, смешанных с воздухом, при действии тепла или пламенного источника поджигания. Молекулярное сито СаА5А обладает способностью интенсивно поглощать кислород воздуха и летучие органические вещества, что приводит к снижению концентрации окислителя и горючих
сл
газов в зоне горения, причем это происходит на границе раздела твердой и газообразной фаз, что перекрывает пути снабжения очага пожара горючим и окислителем. В условиях земной гравитации часть продуктов газификации пробивает слой цеолита на поверхности материала и пламя возникает над цеолитом. Для того, чтобы устранить это явление, надо создать газовую дисперсию порошка цеолита в зоне горения. В условиях земной гравитации это условие трудновыполнимо. При изменении траектории полета самолета с горизонтально-линейной на параболическую в салоне самолета создается кратковременная микрогравитация и, если отключена принудительная вентиляция, снижаются до нуля конвективные потоки, обуславливающие приток окислителя в зону горения материала. В невесомости из дисперсного материала создается облако, в данном случае облако пожаротушащего агента, одновременно в условиях микрогравитации изменяется характер горения материала. Пламя прижимается к горящей поверхности и, лишенное притока окислителя-кислорода, ослабевает или даже затухает, т.е. в условиях микрогравитации сама невесомость выполняет роль огнетушащего агента. После возвращения самолета на исходную траекторию полета порошок огнегасящего средства прижимается к полу салона гравитационными силами, откуда может быть удален механическим путем. Рассыпанный на сорящей поверхности цеолит сохраняет сорбционные свойства в течение нескольких суток, однако пик адсорбционной активности приходится на первые 10-15 мин, и именно в это время целесообразно изменять траекторию полета самолета. При использовании тушащего порошка в количестве 200-250 г на 1 м2 горящей поверхности время тушения очага пожара обычно не превышает 60- 90 с при условии микрогравитации, продолжительность которой за один маневр с изменением траектории полета самолета с линейной на параболическую, составляет около 90с, при этом оно в 10 раз меньше
времени тушения очага пожара известными способами в условиях гравитации. Бикарбонат натрия в условиях невесомости, имея минимальный контакте нагретой поверхностью, в полном объеме не проявляет своего огнегасящего действия, цеолит СаА5А в этих-условиях наиболее эффективен. Цеолит СаА5А нетоксичен для человека, не вызывает аллергии или раздражения кожи и слизистых поверхностей тела.
П р и м е р. В результате короткого замыкания в системе подогрева пищи воспламеняется электропроводка и от нее окружающие неметаллические конструкционные материалы. Бортпроводница отключает электропитание и принудительную вентиляцию, рассыпает из гермоемкости, например из полиэтилентерефталатного пакета, порошок цеолита СаА5А зернением
0,1-0,5 мм из расчета 200-250 г на 1м2 горящей поверхности и сообщает командиру корабля о происшествии и необходимости изменения траектории полета. После фиксации экипажа и пассажиров к креслам
ремнями безопасности командир корабля меняет траекторию полета с горизонтальной на параболическую. После возвращения самолета на исходную траекторию полета бортпроводница включает вентиляцию и с
помощью пылесоса убирает порошок цеолита.
Изобретение обеспечивает сокращение затрат времени на тушение очага пожара более чем в 10 раз и повышение безопасности полетов на самолетах гражданской авиации.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я Способ тушения очага пожара в салоне
летящего самолета, заключающийся в распылении в салоне самолета огнетушащего вещества, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения, после распыления огнетушащего
средства изменяют траекторию полета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит СаА5А.
Изобретение относится к пожаротушению и позволяет повысить эффективность тушения пожаров, возникших в салонах летательных аппаратов. В салоне летящего самолета распыляют ргнетушащие вещества, после распыления огнетушащего вещества изменяют траекторию полета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит СаА5А.
Баратов А.Н., Вогман Л .П | |||
Огнетушащие порошковые составы | |||
- М.: Стройиздат, 1982, |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1989-07-05—Подача