Способ тушения очага пожара в салоне летящего самолета Советский патент 1992 года по МПК A62C2/00 

Описание патента на изобретение SU1720655A1

Изобретение относится к области пожаротушения и может быть преимущественно использовано в гражданской авиации.

. Известен способ тушения пожара в самолете с помощью бромированного трифто- ругле рода Талон-130.

Недостаток способа заключается в его малой эффективности при низких концентрациях в воздухе, что обусловлено разбавлением онетушащего агента воздухом за счет конвективных потоков, а при высоких концентрациях возникает опасность токсического воздействия на живой организм, в том числе на экипаж, что оказывает влияние на безопасность полета.

Известен способ тушения пожара порошковыми or нетушащими средствами на основе бикарбоната натрия.

Однако порошковые огнетушащие средства в условиях земной гравитации не обеспечивают эффективной защиты от пламени предметов сложной конфигурации и вертикальных,стен. Кроме того, углекислый газ, являющийся огнетушащим агентом, выделяется бикарбонатными солями Только при высокой температуре, вследствие чего

они более эффективны в условиях развитого пожара. При наличии конвективных потоков происходит разбавление углекислого газа воздухом, что приводит к снижению эффекта от примененного огнетушащего средства..

Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения.

Указанная цель достигается благодаря тому, что после распыления огнетушащего средства изменяют траекторию полета самолета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства

используют цеолит СаАБА..

Сущность способа заключается в следующем.. .- .

Известно, что горение неметаллических материалов включает стадию их газификации и последующего воспламенения газообразных продуктов, смешанных с воздухом, при действии тепла или пламенного источника поджигания. Молекулярное сито СаА5А обладает способностью интенсивно поглощать кислород воздуха и летучие органические вещества, что приводит к снижению концентрации окислителя и горючих

сл

газов в зоне горения, причем это происходит на границе раздела твердой и газообразной фаз, что перекрывает пути снабжения очага пожара горючим и окислителем. В условиях земной гравитации часть продуктов газификации пробивает слой цеолита на поверхности материала и пламя возникает над цеолитом. Для того, чтобы устранить это явление, надо создать газовую дисперсию порошка цеолита в зоне горения. В условиях земной гравитации это условие трудновыполнимо. При изменении траектории полета самолета с горизонтально-линейной на параболическую в салоне самолета создается кратковременная микрогравитация и, если отключена принудительная вентиляция, снижаются до нуля конвективные потоки, обуславливающие приток окислителя в зону горения материала. В невесомости из дисперсного материала создается облако, в данном случае облако пожаротушащего агента, одновременно в условиях микрогравитации изменяется характер горения материала. Пламя прижимается к горящей поверхности и, лишенное притока окислителя-кислорода, ослабевает или даже затухает, т.е. в условиях микрогравитации сама невесомость выполняет роль огнетушащего агента. После возвращения самолета на исходную траекторию полета порошок огнегасящего средства прижимается к полу салона гравитационными силами, откуда может быть удален механическим путем. Рассыпанный на сорящей поверхности цеолит сохраняет сорбционные свойства в течение нескольких суток, однако пик адсорбционной активности приходится на первые 10-15 мин, и именно в это время целесообразно изменять траекторию полета самолета. При использовании тушащего порошка в количестве 200-250 г на 1 м2 горящей поверхности время тушения очага пожара обычно не превышает 60- 90 с при условии микрогравитации, продолжительность которой за один маневр с изменением траектории полета самолета с линейной на параболическую, составляет около 90с, при этом оно в 10 раз меньше

времени тушения очага пожара известными способами в условиях гравитации. Бикарбонат натрия в условиях невесомости, имея минимальный контакте нагретой поверхностью, в полном объеме не проявляет своего огнегасящего действия, цеолит СаА5А в этих-условиях наиболее эффективен. Цеолит СаА5А нетоксичен для человека, не вызывает аллергии или раздражения кожи и слизистых поверхностей тела.

П р и м е р. В результате короткого замыкания в системе подогрева пищи воспламеняется электропроводка и от нее окружающие неметаллические конструкционные материалы. Бортпроводница отключает электропитание и принудительную вентиляцию, рассыпает из гермоемкости, например из полиэтилентерефталатного пакета, порошок цеолита СаА5А зернением

0,1-0,5 мм из расчета 200-250 г на 1м2 горящей поверхности и сообщает командиру корабля о происшествии и необходимости изменения траектории полета. После фиксации экипажа и пассажиров к креслам

ремнями безопасности командир корабля меняет траекторию полета с горизонтальной на параболическую. После возвращения самолета на исходную траекторию полета бортпроводница включает вентиляцию и с

помощью пылесоса убирает порошок цеолита.

Изобретение обеспечивает сокращение затрат времени на тушение очага пожара более чем в 10 раз и повышение безопасности полетов на самолетах гражданской авиации.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я Способ тушения очага пожара в салоне

летящего самолета, заключающийся в распылении в салоне самолета огнетушащего вещества, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения, после распыления огнетушащего

средства изменяют траекторию полета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит СаА5А.

Похожие патенты SU1720655A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ В ОБИТАЕМОМ ГЕРМООТСЕКЕ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОРБИТАЛЬНОМ ПОЛЕТЕ В РЕЖИМЕ ИСКУССТВЕННОЙ ТЯЖЕСТИ 2004
  • Мелихов Анатолий Сергеевич
  • Иванов Анатолий Васильевич
  • Болодьян Иван Ардашевич
RU2284204C2
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ОБИТАЕМЫХ ГЕРМООТСЕКОВ КОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2005
  • Мелихов Анатолий Сергеевич
RU2306965C2
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ ГОРЯЩИХ ФОНТАНОВ НА ГАЗОВЫХ, НЕФТЯНЫХ И ГАЗОНЕФТЯНЫХ СКВАЖИНАХ 2015
  • Забегаев Владимир Иванович
RU2608381C1
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ В ОБИТАЕМЫХ ГЕРМООТСЕКАХ КОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ОРБИТАЛЬНОМ ПОЛЕТЕ 2006
  • Мелихов Анатолий Сергеевич
  • Потякин Вячеслав Иванович
RU2318564C2
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА НАНОПОРОШКОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Забегаев Владимир Иванович
RU2607770C1
СПОСОБ ВИХРЕВОГО ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ ГОРЯЩИХ ФОНТАНОВ НА ГАЗОВЫХ, НЕФТЯНЫХ И ГАЗОНЕФТЯНЫХ СКВАЖИНАХ 2015
  • Забегаев Владимир Иванович
RU2616039C1
Огнегасящий снаряд 2020
  • Рыбин Олег Александрович
  • Никулин Евгений Николаевич
  • Анисимов Виктор Николаевич
  • Кэрт Борис Эвальдович
  • Оленев Арсений Валерьевич
RU2740594C1
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 1991
  • Лайша К.К.
  • Авенян В.А.
  • Мацуков Д.И.
  • Ермаков А.Е.
RU2027452C1
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА НАНОПОРОШКОМ, СПОСОБ ЗАРЯДКИ СРЕДСТВ ПОРОШКОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ, ОГНЕТУШИТЕЛЬ ПОРОШКОВЫЙ И МИКРОКАПСУЛИРОВАННЫЙ ОГНЕГАСЯЩИЙ АГЕНТ 2015
  • Забегаев Владимир Иванович
RU2610814C1
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА И РАКЕТЫ-ОГНЕТУШИТЕЛИ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Степанов А.И.
  • Валиев Б.Х.
  • Бусыгин Е.В.
  • Шершуков В.Д.
RU2193906C2

Реферат патента 1992 года Способ тушения очага пожара в салоне летящего самолета

Изобретение относится к пожаротушению и позволяет повысить эффективность тушения пожаров, возникших в салонах летательных аппаратов. В салоне летящего самолета распыляют ргнетушащие вещества, после распыления огнетушащего вещества изменяют траекторию полета с горизонтальной на параболическую, а в качестве огнетушащего средства используют цеолит СаА5А.

Формула изобретения SU 1 720 655 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1720655A1

Баратов А.Н., Вогман Л .П
Огнетушащие порошковые составы
- М.: Стройиздат, 1982,

SU 1 720 655 A1

Авторы

Яблочкин Виктор Дмитриевич

Даты

1992-03-23Публикация

1989-07-05Подача