Прямоточный гидрореактивный судовой двигатель В.В.Филимонова Советский патент 1992 года по МПК B63H11/02 B63H11/14 

Описание патента на изобретение SU1720927A1

Изобретение относится к судостроению , к гидрореактивным судовым двигателям.

Известен движитель - пульсирующая камера сгорания, заполняемая водой через механический клапан. После заполнения камеры забортной водой в нее подается топливное вещество, которое бурно реагирует с водо; вызывая взрыв.

Но указанный движитель имеет низкий КПД, кроме того в нем не могут быть использованы в качестве топлива нефтепродукты, сжиженный водород.

Известен пульсирующий гидрореактивный движитель - реактивная труба, работающая на принципе пульсирующей газоводяной струи. Движитель имеет реактивную трубу, камеру сгорания, сообщающуюся с реактивной трубой через клапанное устройство, запорное устройство на входе в реактивную трубу, систему подачи сжатого воздуха в камеру сгорания, топливную систему, систему синхронизации заполнения реактивной трубы водой, системы зажигания и клапанного устройства камеры сгорания,

Но данный движитель имеет относительно низкую надежность клапанного устройства камеры сгорания из-за эрозионного воздействия на него газов, имеющих относительно высокую температуру и скорость, кроме того, давление воздуха в камере сгорания значительно меньше, чем давление сжатия в судовых дизелях, т.е. относительно невысока температура газов в начале горения, что снижает КПД движителя, также относительно велик расход сжатого воздуха на продувку камеры сгорания, относительно мала степень расширения рабочего тела, так как давление конца его расширения равно давлению продувочного воздуха.

Известен прямоточный судовой гидрореактивный двигатель, содержащий последовательно соосно расположенные водозаборник, направляющий аппарат, со пло, коммутационную камеру с поворотной подпружиненной заслонкой и выходной диффузор, при этом коммутационная камера сообщается с двумя рабочими камерами, имеющими камеры сгорания. Двигатель

имеет также топливную систему, систему зажигания и синхронизирующую систему с датчиком.

Но указанный двигатель имеет из-за относительно низкого давления воздушного

заряда в конце сжатия низкую температуру воздуха в конце такта сжатия и, следовательно, относительно низкий КПД.

Цель изобретения - повышение экономичности двигателя путем повышения давления в конце такта сгорания.

Для достижения поставленной цели прямоточный гидрореактивный судовой двигатель снабжен дополнительной выходной камерой, при этом устройство дополнения рабочих цилиндров водой выполнено с приводным валом, с закрепленными на нем носовым и кормовым дисками, имеющими торцевые кольца, и с кольцами, имеющими

отверстия, при этом кольца, имеющие отверстия, установлены неподвижно, рабочие цилиндры размещены между дисками на равном расстоянии от приводного вала, причем их концы закреплены в отверстиях

неподвижно установленных колец, которые сопряжены с торцовыми кольцами дисков, диски выполнены с дугообразными окнами, носовой диск снабжен центробежным насосом, сообщенным с водозаборником, а кормовой диск сопряжен с передней стенкой выходных камер, выполненный в виде кольца с отверстиями, расположенными соосно рабочим цилиндрам, устройство заполнения камер сгорания воздухом снабжено

поршневыми компрессорами и зубчатой передачей, имеющей промежуточную шестерню и передаточное число, равное единице, связывающей валы поршневых компрессоров с приводным валом дисков, при этом синхронизирующее устройство выполнено с кинематическими передачами, одной из которых насос высокого давления топливной системы кинематически связан с приводным валом дисков, а другой - устройство подачи искры топливной системы связано с приводным валом дисков,

На фиг.1 показан предлагаемый двигатель, установленный в кормовой части судна, общий вид; на фиг.2 -узел I на фиг.1; на фиг.З - сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 - сечение В-В на фиг.2; на фиг.б - разрез Г-Г на фиг.2; на фиг.7-сечение Д-Д на фиг.б; на фиг.8-узел II на фиг.З; на фиг.9 - вид Е на фиг.8; на фиг. 10 - торец цилиндрического руля с вогнутыми продольными выступами - лопатками для создания заднего хода путем поворота потока воды из двигателя на угол, больший 90 град., вид Ж на фиг. 1.

Предлагаемый прямоточный гидрореактивный двигатель содержит рабочие цилиндры 1-6, закрепленные своими концами в опорах 7, 8, вал 9, размещенный на валу 9 диск-насос 10, расположенный ниже ватерлинии и контактирующий с опорой 7, размещенный на валу 9 диск 11, контактирующий сопоройвисопорой 12, два водозаборника 13, расположенные по левому и правому бортам, имеющие запорные органы 14 и входные с относительно мелкой ячейкой решетки 15 на днище 16 судна 17, входящие в камеру 18, снабженную уплотнением 19 в месте прохода через ее переднюю стенку вала 9 и уплотнением 20 в месте прохода через ее заднюю стенку цилиндрического входного патрубка диска-насоса 10, левую и правую камеры 21,22, размещенные на опоре 12 напротив левой и правой групп рабочих цилиндров и переходящие после объединения друг с другом в трубу 23 с запорным органом 24, диффузор 25, установленный в ахтерштевне 26 судна 17, опорной-упорный подшипник 27 вала 9, редуктор 28, электродвигатель 29, компрессор 30, размещенный на фундаменте 31. подшипник 27, редуктор 28 и электродвигатель 29 установлены на фундаменте 32. Судно 17 имеет руль 33, выполненный аналогично поворотным насадкам гребных винтов. Руль 33 может быть выполнен также плоским.

Баллер 34 руля 33 установлен в подшипнике 35 и в подшипнике (не показан) размещенном на кронштейне 36 с ахтерштевня 26. Камера 18 неподвижно установлена на

фундаменте 31с помощью лап (не показаны). Компрессор 30 не имеет водяного охлаждения своих цилиндров, сжатый воздух из него поступает с высокой температурой. Компрессор 30 с целью уменьшения габа- 5 ритных размеров предлагаемого двигателя и с целью приближения своих цилиндров к рабочим цилиндрам 1-6 выполнен в виде трех двухцилиндровых поршневых компрессоров, имеющих общий корпус 37, па- 10 раллельные валу 9 коленчатые валы 38-40 и не имеющие водяного охлаждения, чтобы не снижать КПД двигателя, цилиндры 41-46. На валу 9 неподвижно расположена шестерня 47, входящая в зацепление с установлен- 15 ными на корпусе 37 промежуточными шестернями 48, 49, находящимися в зацеплении соответственно с шестернями 50, 51, неподвижно размещенными на коленчатых валах 39, 40.

0Шестерня 50 вала 39 входит в зацепление с установленной на корпусе 37 промежуточной шестерней 52, находящейся в зацеплении с шестерней 53, неподвижно размещенной на коленчатом валу 38. Про- 5 межуточные шестерни 48, 49, 52 обеспечивают одинаковое направление вращения коленчатым валам 38-40 и валу 9. Валы 38- 40 установлены на подшипниках 54 качения, размещенных в корпусе 37 и в 0 крышках-стенках 55-57. Подшипники 54, размещенные в крышках-стенках 55-57 снабжены крышками 58. Шатуны 59 компрессора 30 имеют разную длину для обеспе- чения размещения центров круглых 5 поперечных сечений рабочих цилиндров 1- 6 на одной окружности. Валы 38-40 имеют диски 60 для выполнения углового смещения относительно друг друга их колен без увеличения длины коленчатого вала. Воз- 0 можность углового смещения колен позволяет выполнить необходимое угловое смещение между тактами сжатия в цилиндрах 41-46 компрессора 30 в соответствии с угловым расположением рабочих цилинд- 5 ров 1-6,

Стенка 61 диска-насоса 10 с валом 9, а . также стенка 62 со стенкой 61 неподвижно соединены с помощью сварки. Диск-насос 10 имеет кольцевую полость 63, при этом 0 лопатки 64 имеют меньший наружный радиус, чем у стенок 61, 62. На стенке 61 диска- насоса 1.0 неподвижно установлено кольцо 65, имеющее с кольцом 66 опоры 7 небольшой зазор. В стенке 61 и в кольце 65 выпол- 5 нен дугообразный вырез 67, средний диаметр которого равен диаметру окружности, на которой размещаются центры круглых сечений рабочих цилиндров 1-6, и ширина которого несколько меньше внутреннего диаметра рабочих цилиндров 1-6. На кольце 66 резьбовыми элементами закреплены с помощью фланцев 68 концы рабочих цилиндров 1-6, проходящих через кольцо 66, контактирующих с кольцом 65 диска-насоса 10 и снабженных уплотнитель- ными кольцами 69, размещенными в зазоре между наружной поверхностью концов цилиндров 1-6 и внутренней поверхностью отверстий кольца 66 и взаимодействующими с пружинами 70, выполненными в виде волнообразно изогнутого разрезного кольца.

Вал 9 проходит-сквозь корпус 37 через отверстия 71 в его стенках 72, Опора 7 установлена на фундаменте 31 посредством лапы 73. Передний конец вала 9 установлен в опорно-упором подшипнике 27, задний ко- нец вала 9 - в подшипнике 74, размещенной на фундаментной балке 75, концы которой закреплены на опоре 8, установленной на фундаменте 31 посредством лапы 76. Подшипник 74 содержит подшипники 77 качения, втулку 78 и крышки 79. Задние концы рабочих цилиндров 1-6 установлены в отверстиях кольца 80 опоры 8 аналогично креплению передних концов на кольце 66 опоры 7, контактируют своими торцами с кольцом 81 диска 11 и также снабжены подпружиненными уплотнительными кольцами, как и передние концы. Между кольцами 80 и 81 имеется небольшой зазор.

Диск 11 имеет дугообразное окно 82, представляющее собой выполненные в кольцах 81, 83 ив стенках 84, 85 диска 11 вырезы, по контуру которых расположена стенка 86, соединяющая стенки 84, 85, соединенные с помощью сварки со ступицей 87, неподвижно установленной на конце вала 9. Средний диаметр сквозного отверстия 82 равен диаметру окружности 90, на которой размещены центры круглых сечений рабочих цилиндров 1-6. Ширина отверстия 82 несколько меньше внутреннего диаметра рабочих цилиндров 1-6. В стенке 88 опоры 12 и в установленном на ней кольце 89 со- осно рабочим цилиндрам 1-6 выполнены отверстия 91-96 при этом отверстия 94-96 выходят в левую камеру 21, а отверстия 91- 93 - в правую камеру 22, камеры 21, 22 объединяются и переходят в трубу 23. Кольцо 80 является передней стенкой камер 21, 22. Опора 12 установлена на фундаменте 31 посредством лапы 97. Кольца 83,89 имеют, как и кольца 65, 66 и 80, 81, между собой уплотнения на основе магнитной жидкости, размещенные на внешней и внутреннем диаметрах колец 83 и 89, 65 и 66, 80 и 81 (магнитные уплотнения не показаны). Возможные относительно малые протечки воды через зазоры между кольцами 65 и 66, 80 и

81,83 и 89 и через их магнитные уплотнения попадают в поддон, из которого вода удаляется за борт.

Снаружи на опорах, 8,12 над зазорами

между кольцам и 65 и 66, 80 и 81, 83 и 89 установлены кожуха (не показаны) для отражения брызг протекающей через зазоры воды. Уплотнения 19, 20 также могут быть выполнены на основе магнитной жидкости.

0 На рабочих цилиндрах 1-6 установлены на их передних концах в их верхней части камеры 98 сгорания, имеющие крышку 99, сужение 100, диффузор 101, форсунку 102, клапан 103 и свечу зажигания (не показана).

5 Охлаждение камер 98 сгорания осуществляется потоком воды, прокачиваемой через . рабочие цилиндры 1-6 диском-насосом 10. Крышки 99 имеют дополнительное охлаждение (не показано). Клапан 103 содержит кор0 пус 104, шток 105 с тарелкой 106 и с упорным кольцом 107, пружину 108, патрубок 109, Нагнетательные полости цилиндров 41-46 сообщаются через клапаны 103 и их патрубки 109 с камерами 98 сгорания

5 соответственно рабочих цилиндров 1-6. В передней части диффузор 101 имеет прилив 110 для исключения замыкания (заполне - ния) прокачиваемое водой диффузора 101 путем обеспечения отрыва потока на кром0 ке 111. Свеча зажигания соединена с устройством (не показано) подачи искры, имеющим кинематическую связь с валом 9. Взаимное расположение рабочих ци-- линдров 1-6, и цилиндров 41-46 компрессо5 ра 30 обеспечивает относительно малую длину патрубков 109, Клапан 103 предотвращает воздействие высокого давления в камере 98 при сгорании в ней топлива на клапаны цилиндров 30, выполненные, на0 пример, прямоточными. Клапан 103, сила сжатия пружины 108 которого относительно велика, сокращает расход сжатого воздуха, так как в клапане 103 и в его патрубке 109 сжатый воздух после падения давления в

5 камере 98 сгорания остается под высоким давлением, а тарелка 106, прижатая пружиной 108, предотвращает его выход. Сжатый воздух в клапане 103 и в его патрубке 109 используется в следующем цикле при запол0 нении сжатым воздухом камеры 98 сгорания, поэтому на КПД двигателя наличие промежуточных полостей между цилиндрами компрессора 30 и камерами 98 сгорания рабочих цилиндров 1-6 влияет слабо.

5 Камеры 98 сгорания размещены как можно ближе к передним торцам рабочих цилиндров 1-6, чтобы увеличить степень использования объема рабочих цилиндров, так как вода, находящаяся впереди камеры 98 сгорания, не выталкивается газами из

рабочего цилиндра, и чтобы уменьшить благодаря этому габаритные размеры двигателя. Камеры 98 сгорания рабочих цилиндров 1-3, заполняемые сжатым воздухом от цилиндров 41-43, более удаленных от пере- дних торцов рабочих цилиндров 1-3, чем цилиндры 44-46 от концов цилиндров 4-6, также максимально смещены вперед, как и камеры 98 цилиндров 1-3. Из-за этого патрубки 109 их клапанов 103 имеют изогнутую форму и несколько увеличенную длину по сравнению с патрубками 109, соответствующими цилиндрам 1-3.

Для каждого из рабочих цилиндров 1-6 имеется соответствующий ему один из ци- линдров 41-46. Компоновка предлагаемого двигателя позволяет без увеличения его габаритных размеров увеличить его мощность, например, вдвое путем увеличения числа рабочих цилиндров с шести до две- надцати и путем увеличения числа цилиндров компрессора также до двенадцати, например с помощью установки сзади компрессора 30 второго аналогичного компрессора. Увеличение длины патрубков 109 клапанов 103, установленных на размещенных максимально впереди камерах 98 сгорания цилиндров дополнительного компрессора (или дополнительных цилиндров компрессора 30 при увеличении числа цилиндров с двух до четырех на каждом коленчатом валу 38-40), на КПД двигателя оказывается незначительно. Для обеспечения заднего хода судну 17 цилиндрический руль 33 имеет на своей внешней поверхно- сти выступы 112,113, образующие вогнутые поверхности 114 для поворота потока воды из диффузора 25 двигателя на угол более 90 град. Задний ход судну 17 может быть дан и с помощью устройства, имеющего относи- тельно большое гидродинамическое сопротивление, когда оно погружено в воду, и выброс реактивной струи из диффузора 25 осуществляется в воду.

Прямоточный гидрореактивный судо- вой двигатель работает следующим образом.

Сначала вводится в действие один из дизель-генераторов, стоящих в машинном отделении судна, открываются запорные .органы 14 на водоводах 13 и запорный орган 24 на трубе 23. Включается электродвигатель 29, вращающий через редуктор 28 вал 9 с диском-насосом 10 и с диском 11. Диск-насос 10 засасывает забортную воду через расположенные на левом и правом борту водоводы 13 с входными решетками 15, предотвращающими попадание в водовод посторонних предметов, По водоводам 13 забортная вода поступает в камеру 18.

герметичность которой обеспечивают уплотнения 19, 20, выполненные, например, на основе магнитной жидкости, затем диск- насос 10 подает ее в свою кольцевую полость 63, из которой она через дугообразный вырез 67 в стенке 61 и в кольце 65 нагнетается в рабочие цилиндры 1-6 в течение времени, когда с ними сообщается полость 63 через вырез 67. Герметичность зазора между кольцами 65 и 66 обеспечивают уплотнения (не показаны) на основе магнитной жидкости, размещенные на внешнем и внутреннем диаметрах колец 65, 66. Маловероятные протечки через уплотнения 19, 20 и через уплотнения между кольцами 65,66 отражаются кожухами и стекают в поддон, из которого протечки удаляются за борт.

Йырез 67 сообщает с полостью 63 одновременно три цилиндра, сначала, например, цилиндры 5, 6, 1, затем открывается цилиндр 2, цилиндр 5 закрывается и с полостью 63 сообщаются цилиндры 6,1, 2, затем открывается цилиндр 3, цилиндр 6 закрывается и с полостью 63 сообщаются цилиндры 1-3, затем открывается цилиндр 4, цилиндр 1 закрывается и, с полостью 63 сообщаются цилиндры 2-4, затем открывается цилиндр 5, цилиндр 2 закрывается и с полостью 63 сообщаются цилиндры 3-5, затем открывается цилиндр 6, цилиндр 3 закрывается и с полостью 63 сообщаются цилиндры 4-6, затем открывается цилиндр 1, цилиндр 4 закрывается и с полостью 63 сообщаются цилиндры 5, 6, 1 и т.д. Когда каждый из рабочих цилиндров 1-6 сообщается с полостью 63, происходит их прокачка забортной водой, т.е. осуществляется фаза прокачки, во время которой забортная вода вытесняет находящиеся в цилиндрах газы и заполняет их. При этом время заполнения цилиндров водой (время перемещения жидкости из полости 63 до камер 21, 22, несколько увеличенное для обеспечения выталкивания паров воды, образующихся при ее смывании горячих стенок камер 98 и стенок цилиндров 1-6), зависящее от давления в полости 63 и в камерах 21, 22 и от длины цилиндров 1-6, не превышает время сообщения каждого из цилиндров с полостью 63, зависящее от длины выреза 67 и от угловой скорости вала 9.

Прокачивание рабочих цилиндров осуществляется в следующем порядке: 1, 2, 3, 4,5,6. Прокачиваемая вода омывает камеры 98 сгорания, охлаждая их после сгорания в них топлива. Охлаждаются также стенки цилиндров, нагреваемые выхлопными газами. Крышки 99 охлаждаются дополнительной системой охлаждения. При прокачивании

цилиндров заполнение водой камер 98 предотвращается тем, что камеры 98 сгорания размещены в верхней части цилиндров 1-6 и в камерах 98 образуется газовая пробка после предыдущего цикла. Давление в газовой пробке камер 98 определяется глубиной погружения соответствующего цилиндра и величиной гидродинамического сопротивления прокачиваемому потоку воды на участке от камер сгорания до выхода из диффузора 25: Если перед пуском двигателя камеры 98 по какой-либо причине заполнены водой, то при пуске-после первой фазы прокачивания во время фазы сгорания топлива оно впрыскивается в воду, находящуюся в камере 98, и не сгорает, но уже перед вторым циклом камера 98 заполнена воздухом, поданным в нее от компрессора 30 вовремя первого цикла. Замывание (заполнение водой) диффузора 101 камеры 98 сгорания при прокачивании рабочих цилиндров 1-6 водой предотвращается приливом 110 в передней части диффузора 101, который обеспечивает отрыв потока воды от передней стенки диффузора 101. Но даже некоторое заполнение диффузора 101 про- качивае.мой водой незначительно влияет на величину максимального давления сжатого воздуха в камере сгорания 98, так как заполняемый водой объем диффузора 101 относительно мал,

Дугообразный вырез 82 в диске 11 имеет конец, сдвинутый относительно конца дугообразного выреза 67 6 диске-насосе 10 в сторону вращения примерно на величину, равную диаметру рабочего цилиндра, чтобы исключить более раннее закрытие цилиндра спереди, чем сзади и тем самым исключить создание разрежения в рабочем цилиндре и в камере сгорания, как это могло бы произойти при закрытии, например, рабочего цилиндра 1, сначала диском-насосом 10, а через некоторое время диском 11, когда вода по инерции выходила бы из цилиндра 1, закрытого уже спереди, и создавала бы в нем разрежение. После того, как диск 11 закроет, например, рабочий цилиндр 1, открывается, когда давление в цилиндре 41 повысится до некоторой относительно большой величины, клапан 103, сообщая полость цилиндра 41 компрессора 30 с камерой 98 сгорания рабочего цилиндра 1, при этом поршень цилиндра 41 продолжает двигаться к верхней мертвой точке, не давая падать давлению в цилиндре 41 ниже давления открытия клапана 103 из-за вытекания воздуха через клапан 103 после его открытия в камере 98 сгорания, в которой давление газов перед открытием клапана 103 относительно мало (коленчатый вал 40

компрессора 30 имеет одинаковое число оборотов с валом 9, при этом выполняется определенное соотношение между углом, который образуется одной плоскостью, проходящей через ось вала 9 и конец дугообразного выреза 82, и другой плоскостью, проходящей через ось вала 9 и ось цилиндра 1, и углом, который образуется плоскостью, проходящей через ось коленчатого вала 40

0 и ось цилиндра 41, и плоскостью, проходящей через ось вала 40 и ось шатунной шейки, соответствующей цилиндру 1. Аналогичные необходимые соотношения между аналогичными углами выполняются и

5 для цилиндров 42-46 компрессора 30 и соответственно для рабочих цилиндров 2-6. Указанные соотношения обеспечивают подачу сжатого воздуха в камеру 98 сгорания сразу после закрытия заднего торца каждо0 го из рабочих цилиндров 1-6.

Давление и температура воздуха в камере 98 достигают относительно больших величин (цилиндр 41 не охлаждается водой), достаточных для самовоспламенения топ5 лива. Уплотнительные кольца 69, имеющие возможность осевого перемещения относительно концов цилиндров 1-6 при герметичности сопряжения с ними, пружинами 70 прижимаются к кольцу 65 диска-насоса 10 и

0 кольцу 81 диска 11 и обеспечивают герметичное закрытие цилиндров 1-6, когда по их торцам проходят сплошные участки колец 65, 81. Когда же по торцам цилиндров 1-6 проходят вырезы 67,82 колец 65 и 81 уплот5 нительные кольца 69 контактируют с кольцами 65, 81 только своим ближним к оси вала 9 и своим удаленным от оси вала 9 участками, средняя часть колец 69 не участвует в контакте с кольцами 65, 81. Но нерав0 номерного износа торцов колец 69 не происходит, так как более удаленный участок колец 69 контактирует с поверхностью колец 65, 81, имеющей более высокую линейную скорость, чем поверхность колец 65,

5 81, с которой контактируют более ближние к оси вала 9 участки колец 69, и поэтому кольца 69 прокручиваются относительно своей оси вокруг концов цилиндров 1-6, что обеспечивает равномерный износ их торцов

0 и, следовательно, их высокую уплотнитель- ную способность.

После того, как поршень цилиндра 41 дойдет до верхней мертвой точки (после того, как завершится фаза сжатия), клапан 103

5 под действием пружины 108 закрывается. Масса сжатого воздуха, заключенная между клапаном цилиндра 41 компрессора 30 и между тарелкой 106 клапана 103, находится под относительно большим давлением, обусловленным силой сжатия пружины 108,

до следующего цикла, когда указанная масса воздуха при движении поршня цилиндра 41 к верхней мертвой точке перемещается в камеру 98 сгорания. Таким образом, из-за наличия промежуточного объема между цилиндром 41 и камерой 98 сгорания потерь сжатого воздуха не происходит. Охлаждение воздуха в промежуточном объеме практически отсутствует. Затем через форсунку 102 подается по высоким давлением топливо в камеру 98 сгорания.

Топливный плунжерный насос высокого давления подает поочередно топливо к форсункам 102, установленным на камерах 98 сгорания цилиндров 1-6 в необходимый момент времени, благодаря его кинематической связи с валом 9. На установленную в крышке камеры 98 сгорания для воспламе нения топлива свечу, подается искра. Устройство подачи искры поочередно подает искру на свечи, соответствующие цилиндрам 1-6 в необходимый момент времени, благодаря своей кинематической связи с валом 9. Воздушно-топливная смесь в камере 98 воспламеняется, давление и температура в камере 98 повышаются, совершается фаза горения. Фаза закрытия рабочего цилиндра 1, состоящая из фазы сжатия и фазы горения, заканчивается, цилиндр 1 сообщается через дугообразный вырез - окно 82 с каме-, рой 22, а передний торец рабочего цилиндра 1 еще закрыт диском-насосом 10. Продукты сгорания вырываются из камеры 98 и выталкивают воду, размещенную между камерой 98 и задним торцом цилиндра 1, через дугообразный вырез-окно 82 в камеру 22, совершается фаза расширения продуктов сгорания. Из камеры 22 вода, пары воды и продукты сгорания поступают в трубу 23 и через диффузор 25 выбрасываются наружу. Аналогичные циклы совершаются вслед за цилиндром 1 в цилиндрах 2-6 и затем снова в цилиндре 1 и т.д.

После первого цикла в цилиндре 1 происходит второй цикл, сначала его фаза (такт) прокачки, во время которой из цилиндра 1 выталкиваются продукты сгорания и пары воды, образующиеся в начало фазы прокачки от соприкосновения воды с горячей камерой 98 сгорания и с горячими стенками цилиндра 1. В последующее время фазы прокачки стенки камеры 98 сгорания и цилиндра 1 после охлаждения их водой имеют относительно низкую температуру и пары воды не образуются. Цилдиндр 1 полностью заполняется водой. Возможно наличие незначительного количества паров, но из-за их малого количества максимальное давление сжатого воздуха в камере 98 сгорания уменьшается незначительно, чем в случае

полного отсутствия паров воды в цилиндре 1.

Во время фазы прокачки охлаждается прокачиваемой водой камера 98 сгорания, 5 тепло от её крышки 99 отводится через корпус камеры 98, значительная часть которого омывается водой, кроме того, крышка 99 охлаждается с помощью дополнительной системы охлаждения. Затем происходит фа10 за сжатия, которая начинается несколько раньше окончания фазы прокачки (закрытия заднего торца цилиндра 1 диском 11), после окончания фазы прокачки открывается клапан 103, а до этого уже происходило в ци 15 линдре 41 сжатие воздуха. Затем идет фаза образования топливно-воздушной смеси и горения, во время которой топливо из форсунки 102 распыляется в камере 98 сгорания и перемешивается с находящимся в ней

0 сжатым воздухом, а затем воспламеняется от свечи зажигания, и сгорает, при этом давление и температура в камере 98 повышае- ются, снаружи камеры сгорания и в диффузоре 101 образуется слой пара, так

5 как стенки камеры сгорания нагреваются. Затем следует фаза (такт) расширения, когда вода из цилиндра 1 выталкивается выхлопными газами и паром в камеру 22 и далее наружу. Реактивная сила от выбрасы0 ваемой струи толкает судно 17 и разгоняет его. Расширение продуктов сгорания в цилиндре 1 происходит до давления, немного большего атмосферного. Часть воды в цилиндре 1 между камерой 98 сгорания и дис5 ком-насосом 10 испаряется, а часть остается в цилиндре 1 (давление газов прижимает ее к диску-насосу 10)и участвует в фазе прокачки уже следующего цикла. Таким образом, совершаются вторые циклы в

0 цилиндрах 2-6 и т.д. Реакция от струй, выбрасываемых из цилиндров 1-6, передается через диск-насос 10, вал 9, опорно-упорный подшипник 27 на корпус судна 17. Во время фаз сжатия и горения на диск 11 и диск-на5 сое 10 действуют относительно большие усилия, а на вал 9 действует относительно большой изгибающий момент, что учитыва- . ется при разработке конструкции диска-насоса 10, диска 11 и вала 9. Поток воды, пара

0 и выхлопные газы из диффузора 25 попадают в цилиндрический руль 33, поворотом которого поток отклоняется влево или вправо, благодаря чему осуществляется поворот судна 17.

5 Для сообщения судну .17 заднего хода руль 33 поворачивается перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Поток воды и газов из диффузора 25 попадает на вогнутые поверхности 114 выступов 112, 113 и отклоняется вверх-назад и вниз-назад

на угол, больший 90 град., т.е. реактивное воздействие получает направление в корму и судно 17 получает задний ход. Часть потока воды и газов отклоняется влево и вправо на угол, примерно равный 90 град., и не участвует в сообщении судну 17 заднего хода, и хотя эффективность движительного комплекса на заднем ходу относительно невелика, наличие заднего хода значительно улучшает маневренные качества судна 17. Для остановки двигателя прекращается подача топлива в камеры 98 сгорания, затем прекращается подача электроэнергии на электродвигатель 29. При длительной остановке двигателя или для его осмотра и ремонта закрываются запорные органы 14 и 24, вода из двигателя спускается через спускные пробки, размещенные в нижней части камер 21, 22, 18 и водовода 13, в поддон двигателя и на днище судна 17, откуда вода удаляется за борт насосами системы осушения судна 17.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого двигателя по сравнению с известным выражается в снижении расхода топлива на единицу величины развиваемой двигателем тяги, т.е. в повышении экономичности двигателя. Это достигается путем повышения коэффициента полезного действия двигателя вследствие повышения давления такта (фазы) сгорания, т.е. вследствие повышения среднего индикаторного давления и индикаторного КПД, что осуществляется путем применения поршневого компрессора 30 для заполнения сжатым воздухом камер 98 сгорания. Это стало возможным благодаря выполнению запорных органов как на входных, так и на выходных концах рабочих цилиндров 1-6 в виде дисков 10, 11 и благодаря выполнению диском 10 функции насоса.

Формула изобретения Прямоточный гидрореактивный судовой двигатель, содержащий водозаборник,

рабочие цилиндры с камерами сгорания и с устройством заполнения их водой, устройство заполнения камер сгорания воздухом, топливную систему с насосом высокого давления. систему зажигания с устройством подачи искры, синхронизирующее устройство и выходную камеру, отличающий- с я тем, что, с целью повышения экономичности путем повышения давления в конце

такта сгорания, двигатель снабжен дополнительной выходной камерой, при этом устройство заполнения рабочих цилиндров водой выполнено с приводным валом с закрепленными на нем носовым и кормовым

дисками, имеющими торцевые кольца, и с кольцами, имеющими отверстия, при этом кольца, имеющие отверстия, установлены неподвижно, рабочие цилиндры размещены между дисками на равном расстоянии от

приводного вала, причем их концы закреплены в отверстиях неподвижно установлен- ных колец, которые сопряжены с торцевыми кольцами дисков, при этом диски выполнены с дугообразными окнами, носовой диск

снабжен центробежным насосом, сообщенным с водозаборником, а кормовой диск сопряжен с передней стенкой выходных камер, выполненной в виде кольца с отверстиями, расположенными соосно с

рабрчими цилиндрами, устройство заполнения камер сгорания воздухом снабжено поршневыми компрессорами и зубчатой передачей, имеющей промежуточную шестерню и передаточное число,

равное единице, связывающей валы поршневых компрессоров с приводным валом дисков, при этом синхронизирующее устройство выполнено с кинематическими передачами, одной из которых насос

высокого давления топливной системы кинематически связан с приводным валом дисков, а другой устройство подачи искры топливной системы связано с приводным валом дисков.

paz.3

Б-б

Похожие патенты SU1720927A1

название год авторы номер документа
РЕАКТИВНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Мельников Алексей Степанович
RU2094630C1
РЕАКТИВНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2013
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Артамонов Евгений Александрович
RU2537663C1
ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ STM 2009
  • Маковецкий Анатолий Федорович
RU2397917C1
РОТОРНЫЙ ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Маковецкий Анатолий Федорович
RU2405714C1
ДВУХРОТОРНЫЙ ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Маковецкий Анатолий Федорович
RU2379213C1
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ АППАРАТА НА ВОЗДУШНОЙ СМАЗКЕ И АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ СМАЗКЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Артамонов Евгений Александрович
RU2411138C1
Комбинированная дизель-газотурбинная установка 1985
  • Тетюшин Георгий Андреевич
SU1567804A1
САМОЛЕТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ 2012
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Артамонов Евгений Александрович
RU2490173C1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА КАШЕВАРОВА 1990
  • Кашеваров Юрий Борисович
RU2008472C1
РАБОЧАЯ КАМЕРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ ПОРШНЕМ 2008
  • Маковецкий Анатолий Федорович
RU2390465C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 720 927 A1

Реферат патента 1992 года Прямоточный гидрореактивный судовой двигатель В.В.Филимонова

Изобретение относится к судостроению, а именно к прямоточным гидрореактивным судовым двигателям. Целью изобретения является повышение экономичности путем повышения давления в конце такта сгорания. Прямоточный гидрореактивный судовой двигатель содержит водоза-. борник, рабочие цилиндры с камерами сгорания и с устройством заполнения их водой, устройство заполнения камер сгорания воздухом, топливную систему с насосом высокого давления, синхронизирующее устройство, выходные камеры 21 и устройство подачи искры. Устройство заполнения рабочих цилиндров водой выполнено с приводным валом 9 с закрепленными на нем носовым 10 и кормовым 11 дисками, имеющими торцовые кольца 66, 80 с рабочими цилиндрами и с кольцами 65,81, имеющими отверстия и установленными неподвижно.

Формула изобретения SU 1 720 927 A1

фаг.

Фаг. 4

4f

Фиг. 7

I

44 Я9

ф&г. &

ВиЗЕ

Фиг, $

видя

&Ј.&

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1720927A1

Прямоточный гидрореактивный судовой двигатель 1981
  • Бартенев Леонард Сергеевич
SU1068337A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 720 927 A1

Авторы

Филимонов Вениамин Викторович

Даты

1992-03-23Публикация

1990-03-14Подача