ской, за счет улучшения уплотнительной способности плашек при подъеме летающего клапана и снижение возможности его за- клинивания. Летающий клапан для плунжерного лифта содержит шарик 7, разъемный корпус в виде свинченных между собой верхней части 1 и стакана 2, образующих между собой полость, в которой размещена пружина 3, подпружинивающая плашки 4, скрепленные между собой замковым устройством, выполненным в виде продольных и поперечных уплотнитель- ных поверхностей, из которых продольные выполнены плоскими, а поперечные - либо в виде цилиндрических поверхностей (при этом осью цилиндров является ось 0), либо плоскими (при малом угле расхождения плашек 4), кольца 5 и связывающих кольцо 5 с плашками 4 элементов в виде установленных в гнездах плашек роликов 6, при этом внутренняя поверхность кольца и прилегающие к ней поверхности плашек выполнены сферическими, а оси роликов являются осями указанных сфер и перпендикулярны к соответствующим плоскостям замковых соединений плашек. Пружина 3 выполнена с конической рабочей поверхностью и продольными разрезами и расположена в стакане 2 разъемного корпуса, а углы -корпуса рабочих поверхностей пружины и разъемного корпуса выполнены больше угла самоторможения, причем продольные разрезы пружины выполнены двухсторонними. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕТАЮЩИЙ КЛАПАН ДЛЯ ПЛУНЖЕРНОГО ЛИФТА | 2002 |
|
RU2211375C1 |
ОТКЛОНИТЕЛЬ | 2012 |
|
RU2502857C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ПЛАСТОВОЙ ЖИДКОСТИ ИЗ СКВАЖИНЫ И СПОСОБ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2471968C1 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ ПАКЕР | 2002 |
|
RU2294427C2 |
Плунжерный лифт | 1975 |
|
SU791939A1 |
РАЗБУРИВАЕМЫЙ ПАКЕР | 2012 |
|
RU2507375C1 |
ТРУБОЛОВКА | 2011 |
|
RU2462584C1 |
ЛЕТАЮЩИЙ СКРЕБОК | 1998 |
|
RU2158355C2 |
ЯКОРЬ ДЛЯ НАСОСНО-КОМПРЕССОРНЫХ ТРУБ | 2016 |
|
RU2634316C1 |
Плунжер для плунжерного лифта | 1978 |
|
SU802525A1 |
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для добычи жидкости из нефтяных и газовых скважин. Цель изобретения - повышение надежности в условиях ударных нагрузок и снижение расхода рабочего агента при эксплуатации в трубах с внутренней поверхностью, отличной от цилиндриче
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для добычи жидкости из нефтяных и газовых скважин.
Известен плунжер для плунжерного лифта, содержащий неразъемный корпус с клапаном, подвижные плашки, кольцо, элементы, соединяющие кольцо с плашками, а также пружину.
Недостатками указанного решения являются высокий расход рабочего агента, обусловленный низкой уплотнительной способностью плашек из-за наличия продольных зазоров, а также низкая надежность плунжера при воздействии ударных, нагрузок в случае поломок лепестков пружины с последующим заклиниванием плашек.
Наиболее близким из известных решений к предлагаемому является летающий клапан для плунжерного лифты, состоящий из шарика, разъемного корпуса, подвижных плашек с замковыми устройствами, выполненными в виде продольных и поперечных уплотнительных поверхностей, кольца, а также пружины, опирающейся на корпус и имеющей коническую рабочую поверхность и продольные разрезы.
Недостатки известного клапана: потеря уплотнительной способности плашек при подъеме летающего клапана в трубах, внутренняя поверхность которых отличается от цилиндрической из-за неточности их изготовления, и, как следствие, имеет место повышенный расход рабочего агента, для обеспечения подвижности плашек в месте соединения их с кольцом и замковых устройствах имеются зазоры, приводящие к расхождению продольных поверхностей
замковых устройств и утечке рабочего агента при неравномерной нагрузке на плашки со стороны стенок труб вследствие их неци- линдричности; низкая стойкость плашек и
кольца к ударным нагрузкам из-за наличия больших рабочих зазоров в месте их соединения и кромочных контактов кольца с плашками и плашек одна с другой, что приводит к смятиям кромок с последующей потерей подвижности плашек; ненадежность пружины в условиях ударных нагрузок, имеющих место в скважине, которые вызывают поломку лепестков пружины и заклинивание летающего клапана из-за перекоса сломанного лепестка. Кроме того, из-за малости угла конуса пружины сход плашек с пружины затруднен, в результате чего происходит заклинивание плашек между пружиной и стенками труб.
Таким образом, низкая надежность работы клапана и снижение его уплотнительной способности в условиях эксплуатации приводят к возрастанию затрат на эксплуатацию установки плунжерного лифта и сужают область его применения.
Цель изобретения - повышение надежности работы клапана в условиях ударных нагрузок, а также снижение расхода рабочего агента при эксплуатации скважин, оснащенных трубами, внутренняя поверхность которых отличается от цилиндрической.
Указанная цель достигается тем, что внутренняя поверхность кольца и прилегающие к ней наружные поверхности плашек
выполнены в виде сопряженных сфер, а продольные поверхности замкового устройства - плоскими, при этом наружные поверхности плашек в месте установки кольца снабжены гнездами, а элементами, связывающими кольцо с плашками, являются ролики, установленные в этих гнездах.
Повышение надежности клапана за счет увеличения стойкости пружины к ударным нагрузкам достигается тем, что пружина размещается в полости, выполненной в корпусе, и взаимодействует с корпусом одним из торцов, выполненным в виде конуса, причем углы этого и рабочего конусов больше угла самоторможения, а разрезы на пружине выполнены двухсторонними.
А фиг. 1 приведен летающий клапан; общий вид; на фиг. 2 - узел I на фиг; 1; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1; на фиг. 4 - пружина, общий вид.
Летающий клапан состоит из разъемного корпуса, свинченного из верхней части 1 и стакана 2, образующих между собой полость, в которой размещена пружина 3. На верхней части корпуса выполнена коническая поверхность для взаимодействия с плашками 4, скрепленными кольцом 5 и роликами 6. В корпусе клапана выполнен канал, запираемый шариком 7. Плашки имеют замковое устройство, состоящее из продольных Г и Д и поперечных уплотнитель- ных поверхностей. Поверхности Г и Д выполнены плоскими. Поверхность плашек В и взаимодействующая с плашками поверхность кольца Б выполнены в виде сопряженных сфер, На каждой плашке выполнены гнезда Е под ролики и имеются зазоры (5i и &i. Оси роликов 0 являются также осями сферических поверхностей Б и В и перпендикулярны плоскостям продольных уплотнительных поверхностей замковых соединений Г и Д. Поперечные поверхности замковых соединений могут быть выполнены либо в виде цилиндрических поверхностей (осью цилиндров при этом является ось 0), либо плоскими (при малом угле расхождения плашек). Пружина 3 выполнена в виде цилиндра с коническими торцами, угол а которых больше угла самоторможения, например, для материала пружины плашек и стакана сталь по стали d 12°.
Пружина имеет двухсторонние разрезы, выполненные таким образом, что лепесток пружины закреплен в двух местах.
Клапан имеет также ловильную головку, выполненную в верхней части корпуса 1, цилиндрические поверхности, выполненные на верхней части корпуса и стакана для взаимодействия со стенками труб и предохранения плашек от ударов о стыки труб при падении клапана.
Сборка клапана осуществляется следующим образом. В кольцо5 устанавливаются
плашки. При этом для установки последней плашки другие плашки придвигаются одна к другой в окружном направлении на величину сборочных зазоров 6 и (52, после чего
устанавливается последняя плашка. Далее с внутренней стороны плашек в гнезда Е устанавливают ролики 6, в результате излишние зазоры в соединении кольца и плашек устраняются. После этого узел, состоящий из плашек, кольца и роликов, собирается с верхней частью корпуса 1, цилиндрическая поверхность которого предохраняет ролики от выпадения. Верхняя часть корпуса свинчивается со стаканом 2, в
который предварительно вставляется пружина 3, после чего движение узла, состоящего из плашек 4, кольца 5 и роликов 6, ограничивается между стаканом и ловиль- ной головкой клапана.
Летающий клапан работает следующим образом.
Собранный клапан помещают в трубу. Шарик падает до нижнего трубного ограничителя, опережая при этом клапан. При движении клапана вниз плашки под действием сил трения о стенки трубы и сил давления набегающего потока среды занимают верхнее положение. Плашки, взаимодействуя с конусом, выполненным на верхней части
корпуса, сужаются в своей нижней рабочей части, чем способствуют образованию зазора между стенками трубы и клапаном, а следовательно, беспрепятственному падению клапана до нижнего трубного ограничителя.
При падении клапана взаимодействие его со стенками трубы происходит по цилиндрическим поверхностям ловильной головки и стакана, за счет чего плашки предохраняются от ударов о стыки труб. При ударе
плунжера о нижний ограничитель пружина предохраняется от удара за счет скольжения по конической поверхности стакана. При этом кинетическая энергия пружины преобразуется в энергию ее упругой деформации,
Поскольку угол конуса стакана больше угла самоторможения, пружина возвращается в исходное положение. В случае поломки лепестков пружины, поскольку каждый
лепесток имеет два места крепления, не образуются свободные обломки, могущие привести к заклиниванию клапана, а пружина, оставаясь в полости, продолжает выполнять свои функции. При остановке клапана плашки под действием весовой нагрузки опускаются вниз и взаимодействуют с конусом на пружине: раздвигаются, перекрывая зазор между корпусом и стенками трубы, шарик при этом запирает центральный канал в клапане. При подаче рабочего агента под клапан последний начинает подъем столба жидкости над собой. Утечки рабочего агента препятствуют плашки и их замковые устройства. При движении клапана вверх плашки прижимают к стенкам трубы и повторяют все геометрические неточности труб, обеспечивая уплотнение клапана со стенками труб.
При работе плашки совершают слож- ные движения, скользя по сферической поверхности кольца и роликов, а рабочие зазоры на поверхностях кольца, роликов, плашек и их замковых устройств остаются неизменными, чем обеспечивается уплот- нительная способность плашек при любом их положении.
По достижении клапаном верхнего ограничителя шарик отбивается, открывая канал в клапане. Плашки занимают верхнее положение, набегая на конусную часть корпуса, и клапан падает вниз, повторяя цикл.
Формула изобретения 1. Летающий клапан для плунжерного лифта, содержащий разъемный корпус, установленную с возможностью взаимодействия с корпусом пружину с конической рабочей поверхностью и продольными разрезами, размещенные на верхней кониче- ской части корпуса подвижные плашки с замковым устройством, выполненным в виде продольных и поперечных уплотнитель7
ных поверхностей, кольца и связывающих кольцо с плашками элементов, а также расположенный в нижней части осевого канала разъемного корпуса шарик, отличающий- с я тем, что, с целью повышения надежности в условиях ударных нагрузок и снижения расхода рабочего агента при эксплуатации в трубах с внутренней поверхностью, отличной от цилиндрической, за счет улучшения уплотнительной способности плашек при подъеме летающего клапана и снижения возможности его заклинивания, внутренняя поверхность кольца и прилегающие к ней наружные поверхности плашек выполнены в виде сопряженных сфер, продольные поверхности замкового устройства - плоскими, наружные поверхности плашек в месте установки кольца снабжены гнездами, а связывающие кольцо с плашками элементы выполнены в виде установленных в гнездах плашек роликов, причем оси роликов и сферических поверхностей кольца и плашек выполнены совпадающими и перпендикулярно продольным поверхностям замкового устройства.
2, Клапан по п. 1,отличающийся тем, что пружина с конической рабочей поверхностью расположена в нижней полости разъемного корпуса, углы конуса рабочих поверхностей пружины и разъемного корпуса . выполнены больше угла самоторможения, а продольные разрезы - двухсторонними.
5u3 A
0 |
|
SU334368A1 | |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-04-07—Публикация
1989-10-23—Подача