Изобретение относится к устройствам для передвижения, а именно к лыжам, используемым как индивидуальное средство перемещения и в качестве опор транспортных средств, например саней, самолетов, летательных аппаратов и других.
Известны устройства для скольжения и ходьбы по снегу, например устройство с двумя полосами скольжения переменной геометрии, спортивный снаряд для зимнего спорта с двумя полозьями.
Недостатками этих устройств является ограниченная регулировка полозьев в пространстве и недостаточное их количество для более широкой области применения.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является спортивный снаряд, который содержит опорную плиту и два соединенных с ней посредством поворотного механизма и параллельных в направлении движения полоза. Полозья расположены на определенном расстоянии друг от друга и посредством шарниров и кронштейна и могут принимать параллельные положения в пространстве. Эти положения определяются конструкцией поворотного механизма.
Недостатками известного устройства являются низкая эффективность в эксплуатации, узкая область применения, ограниченная регулировка полозьев в пространстве, недостаточное количество полозьев для различных областей (условий) эксплуатации.
Целью изобретения является повыше ние эффективности в эксплуатации устройства.
Устройство для передвижения по снегу содержит связанные между собой штангами через регулируемый элемент три полоза и опору, причем опора расположена на дополнительном полозе между основными полозьями. На дополнительном полозе сзади и спереди опоры расположены крепежные элементы, узел последнего из которых выполнен с возможностью продольного перемещения по пазу вдоль полоза и последующей фиксацией. На основных полозьях расположены по.одному крепежному элементу, а регулируемые элементы выполнены в виде четырех изогнутых штанг с проушинами для связи с крепежными элементами. Крепежные элементы выполнены в виде соединенных между собой пясл
м
ю VJ
S
J
ты, прижимного винта, штанги с проушиной, шайб, а опорные поверхности пяты, прижимного винта и проушины штанги имеют рифления. Пята крепежного элемента, расположенного спереди опоры, имеет паз с рифлениями. Основные и дополнительные полозья выполнены различных габаритов.
Предлагаемое техническое решение имеет шарнирно-связанные между собой посредством регулируемого элемента основные полозья и опору, расположенную на дополнительном полозе. На дополнительном полозе расположены передний и задний крепежные элементы, узел последнего из которых установлен с возможностью продольного перемещения относительно полоза и фиксации, На основных полозьях размещены по одному крепежному элементу, а регулируемые элементы выполнены в виде четырех изогнутых штанг с проушинами для связи с крепежными элементами. Каждый крепежный элемент выполнен в виде соединенных между собой пяты и прижимного винта, а опорные поверхности пяты, прижимного винта и проушины штанги имеют рифления. Основные и дополнительные полозья выполнены различных габаритов.
На фиг.1 представлено устройство для передвижения по снегу, вид сверху; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 и 5 - штанга; на фиг.6-13 - варианты установки полозьев (конечные положения).
Устройство состоит из трех полозьев 1- 3, крепежных элементов 5-7, штанг 8 и опоры 4. Дополнительный полоз 1 может представлять собой в зависимости от условий эксплуатации обычную лыжу, на которой установлена опора 4, представляющая собой крепление для обуви лыжника или опору транспортного средства. Опора 4 расположена в центре утолщения (бобышки) полоза 1, а при применении полоза без бобышки может быть смещена к носку или концу полоза 1. На полозе 1 закреплены спереди и сзади опоры крепежные элементы 5 и 6. На основных полозьях 2 и 3 также установлены крепежные элементы 7. Полозья 1-3 шарнирно связаны между собой четырьмя штангами 8 с проушинами 9 на концах. Штанги 8 изогнуты вокруг опоры 4 так, что не выходят за пределы полозьев 2 и 3 и одновременно дугообразно возвышаются над полозьями 1-3 и опорой 4. Форма штанг 8 выполнена так, что они не мешают передвижению даже в трудных условиях эксплуатации, например при глубоком снеге. Крепежные элементы 5-7 выполнены в виде пят (кронштейна) 10 и 13, закрепленных на полозьях 1-3 крепежными шурупами (винтами) 11, а штанги 8 фиксируются прижимными винтами 12 и 15 и специальной гайкой 16. При этом прижимной винт 15
крепежного элемента 5 имеет возможность перемещения вдоль полоза 1, за счет выполнения в его пяте 13 продольного паза 14, в котором при освобождении прижимного винта 15 гайкой 16 последний может пере0 мещаться вместе с надетыми на него проушинами штанг 8. Для надежности закрепления используются пружинные шайбы 17. Опорные поверхности пят.10 и 13, прижимного винта 12 и 15 и проушин 9
5 штанг 8 имеют рифления, насечку или специальную форму. Крепежные элементы 5-7 и штанг 8 представляют собой регулировочные элементы, а винт 15, гайка 16 с шайбой 17 и установленными штангами 8 - узел
0 перемещения переднего крепежного элемента дополнительного полоза 1. Основные
2и 3 и дополнительный полоз 1 могут быть выполнены различных габаритов, т.е. отличаться размерами и формой, что может
5 уменьшать вес устройства с сохранением его положительных качеств.
Устройство используют следующим образом.
Крепят посредством опоры 4 к ноге
0 лыжника или опоре транспортного средства, после чего начинается движение. В зависимости от условий эксплуатации, рыхлости снега, величины снежного покрова, его плотности, подъема или спуска производит5 ся регулировка положения основных полозьев 2 и 3 относительно друг друга в плоскости их опоры на снег. При этом ослабляются винты 12 и гайка 16 крепежных элементов, а полозья 2 и 3 смещаются в
0 требуемое положение. Устройство можно использовать и в качестве обычных лыж, сняв при этом полозья 2 и 3 и штанги 8. В зависимости от условий эксплуатации устанавливаются все три полоза вместе взятые
5 либо два полоза 1 и 2 или 1 и 3. Роль полозьев 2 и 3 в устройстве определяется условиями эксплуатации (работы). При рыхлом и глубоком снеге устанавливаются два основных полоза, в этом случае лыжник или транс0 портноесредствополучает
дополнительную опорную поверхность, что улучшает условия движения. При менее глубоком снеге можно устанавливать по одному полозу 2 или 3.
5 Варианты использования полозьев 2 и
3в устройстве для лыжников и транспортных средств могут быть рекомендованы следующие: на фиг.6 и 7 - в основном при движении на равнинах, небольших подъемах и спусках; на фиг. 8 и 9 - на крутых
подъемах и спусках для торможения или на равнинах с целью торможения; на фиг.10-13 - для поворота или частичного торможения (на фиг.6-13 показаны полозья 2 и 3 зафиксированными механически в конечных положениях). Возможно использование промежуточных положений фиксации полозьев 2 и 3, а при применении автоматиче- ских регулировочных элементов, электрических, пневматических, гидравлических и других, регулировку полозьев 2 и 3 можно осуществлять бесступенчато, в движении или на месте. Степень регулировки полозьев 2 и 3 в устройстве определяется конкретной конструкцией регулировочных элементов и полозьев и может быть различна для различных типов устройств. При.ме- ханической фиксации полозьев 2 и 3 при помощи регулировочных элементов штанги 8 не изгибаются и не проворачиваются и имеют достаточную жесткость непосредственно в узлах крепления. В то же время штанги 8 по всей своей длине могут упруго деформироваться, пружинить при движении по неровной местности,
Полозья 2 и 3 ниже плоскости дополнительных полозьев 1 и параллельны им. При нагрузке и движении по неровному снегу полозья 2 и 3 могут принимать различные положения, за счет упругости штанг 8, в том числе и под углом по отношению к дополнительному полозу 1, находящемуся в своей плоскости опоры на снег. В качестве полозьев можно использовать различные по конст- рукции полозья: специальные, стандартные, а также лыжи, в том числе детские. Регулировка ширины устройства осуществляется в широких пределах. Для лыжников - в пределах от ширины беговой лыжи до ширины охотничьей или ширины снегоступа. При регулировке необходимо достичь такую ширину, которая бы удовлетворяла лыжника в конкретных условиях эксплуатации, в том числе с учетом физических данных, роста, веса; а также то, чтобы крайние полозья не мешали передвижению. Для транспортных средств диапазон регулировки ширины полозьев устройства значительно больше, так как расстояние между опорами транспортных средств больше, чем расстояние между ногами лыжника, Для лыжников устройство можно использовать как монолыжу с установкой специальной опоры под обувь или как лыжи при наличии .двух устройств. На транспортные средства
возможна установка нескольких устройств. При замене полозьев 1-3 на поплавки, устройство можно использовать как водные лыжи.
Положительный эффект достигается за
счет того, что устройство можно использовать в различных областях применения, спортивных, туристических и других, а также для различных условий эксплуатации и
транспортных средств - летательных аппаратов, аэросаней,саней и прочее. Устройство можно использовать и как лыжи, совмещающие несколько видов лыж: беговые, прогулочные, охотничьи, в том числе в
разных режимах эксплуатации - движении по местности с различным рельефом, а также для торможения, поворота и разворота при спуске. Комплект полозьев и регулировочных элементов может быть изготовлен
отдельно и крепиться к любым лыжам.
Формула изобретения
1.Устройство для передвижения по снегу, содержащее шарнирно связанные между
собой посредством регулируемого элемента основные полозья, и опору, от л и .ч-а ющее- с я тем, что, с целью повышения эффективности в эксплуатации, оно имеет расположенный между основными полозьями и
шарнирно связанный посредством регулируемого элемента с ними дополнительный полоз, при этом опора установлена на дополнительном полозе.
2.Устройство поп.1,отличающее- с я тем, что оно имеет расположенные на
дополнительном полозе задний и передний крепежные элементы, последний из которых установлен с возможностью продольного перемещения относительно полоза и
фиксации, и расположенные на основных полозьях по одному крепежному элементу, а регулируемые элементы выполнены в виде четырех изогнутых штанг с проушинами для связи с крепежными элементами.
3. Устройство по пп.1 и 2, отличающее с я тем, что каждый крепежный элемент выполнен в виде соединенных между собой пяты и прижимного винта, а опорные поверхности пяты, прижимного винта и
проушины штанги имеют рифления.
4. Устройство по пп.1-3, отличающееся тем, что основные и дополнительный полозья выполнены различных габаритов.
35 Л
Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ЛЫЖНИКА | 2020 |
|
RU2738046C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ): ЛЫЖА, ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ, ШАРНИРНОЕ ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ, ЛЫЖНЫЕ БОТИНКИ И СПОСОБЫ ХОДА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2010 |
|
RU2414275C1 |
ПРИЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС | 2017 |
|
RU2681127C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ЛЫЖНИКА | 2013 |
|
RU2520071C1 |
ЛЫЖА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ | 1990 |
|
RU2024269C1 |
Устройство для буксировки лыжника | 2019 |
|
RU2710117C1 |
ЛЫЖНАЯ ОПОРА К КОЛЕСУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2047527C1 |
ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ И БОТИНОК | 1993 |
|
RU2067478C1 |
ЛЫЖИ ОПОРНЫЕ | 1996 |
|
RU2116813C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАТАНИЯ НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА ЛЫЖНИКА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ | 2015 |
|
RU2606334C1 |
Изобретение относится к устройству для передвижения по снегу и позволяет повысить эффективность в эксплуатации посредством дополнительного полоза. 3 з.п. ф-лы, 13 ил,
Патент ФРГ №3628111, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-04-23—Публикация
1989-07-05—Подача