Изобретение относится к арматурост- роению, а именно к шиберным запорно-ре- гулирующим устройствам с поворотным запорным элементом.
Целью изобретения является повышение надежности работы устройства за счет уменьшения истирания рабочих поверхностей дисков.
На фиг. 1 изображено запорно-регули- рующее устройство, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.
Запорно-регулирующее устройство содержит герметичный корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками. В корпусе 1 размещены два неподвижных седла 4 и 5 в виде дисков с проходными отверстиями 6, имеющими конусную форму. Между седлами 4 и 5 с осевым зазором относительно их установлен дисковый поворотный золотник 7 с перепускными окнами 8, связанный с рычагом управления 9.
В золотнике 7 со стороны выходного патрубка 3 выполнена цилиндрическая выемка 10 с центральным 11 и периферийными 12 гнездами. В выемке 10 с торцевым зазором установлен подвижный герметизирующий диск 13, выполненный с центральным отверстием 14, проходными окнами 15 и периферийными выступами 16, которые размещены в периферийных гнездах 12 золотника 7. В центральном гнезде 11 золотника 7 размещена пружина 17 для поджатия дискового золотника 7 к седлу 4.
На торцевой поверхности выемки 10 золотника 7 выполнены радиальные канавки 18, соединяющие центральное гнездо 11 и полость периферийных гнезд 12с перепускными окнами 8 золотника 7.
В рычаге управления 9 выполнены осевой 19 и поперечный 20 каналы и образована полость 21, соединенная радиальным каналом 22 с центральным гнездом 11 золотника. В осевом канале 19 рычага управления 9 установлен подпружиненный толкатель 23, который взаимодействует с размещенным в полости 21 поршнем 24 с перепускным каналом 25. В корпусе 1 выполнен сегментный паз 26 и канал 27, соединяющий выходной патрубок 3 с сегментным пазом 26 и расположенный напротив поперечного канала 20 рычага управления 9. В сегментном пазу 26 установлена нагруженная пружиной 28 вставка 29 с обратным клапаном 30, установленным с возможностью перекрытия поперечного канала 20 рычага. Сегментный паз 26 ограничивает поворот рычага управления 9 для совмещения проходных отверстий 6 седел 4 и 5 с перепускными окнами 8 дискового поворотного золотника 7.
Описываемое устройство работает следующим образом.
В положении закрыто рабочая среда, воздействуя на торцевую поверхность золотника 7, отжимает его от седла 4, преодолевая усилие пружины 17 герметизирующего диска 13. По зазору между
0 золотником 7 и седлом 4 среда попадает в перепускные окна 8 золотника 7, а затем по радиальным канавкам 18 заполняет внутреннее пространство между цилиндрической выемкой 10 золотника 7 и
5 герметизирующим диском 13. Золотник 7 под воздействием рабочей среды перемещается в осевом направлении к входному 2, а между золотником 7 и седлом 4 в торцевом зазоре остается жидкостная пленка среды,
0 которая также присутствует между герметизирующим диском 13 и золотником 7. Поршень 24 в полости 21 рычага управления 9 перекрывает поперечный канал 20. Обратный клапан 30 силой пружины перекрывает
5 канал 27 в корпусе 1. При необходимости подачи среды с ограниченным расходом толкателем 23 перемещают поршень 24, открывая поперечный канал 20 рычага управления 9. Среда, находящаяся во внутренней
0 полости 21 и попавшая туда через радиальный канал 22 золотника 7, проходит в поперечный канал 20, открывает клапан 30 и устремляется по каналу 27 в выходной патрубок 3. При перекрытых перепускных ок5 нах 8 золотника 7 обеспечивается дросселирование жидкости через торцевые зазоры между золотником 7 и седлом 4, канавки 18, полость 21 и канал 27. Золотник 7 при этом давлением среды и усилием пру0 жины 17 отжат от подвижного герметизирующего диска 13.
При повороте рычага управления 9 в положение открыто перепускные окна 8 золотника 7 совмещаются с проходными от5 верстиями 6 дисков-седел 4 и 5, и среда проходит через корпус 1 из входного 2 в выходной патрубок 3. При этом между золотником 7 и герметизирующим диском 13 и в торцевом зазоре между золотником 7 и
0 седлом 4 остается среда, которая уменьшает трение всех торцевых поверхностей между собой.
Формула изобретения Запорно-регулирующее устройство, со5 держащее герметичный корпус с входным и выходным патрубками и размещенный между двумя неподвижными седлами в виде дисков с проходными отверстиями дисковый поворотный золотник с перепускными окна- ми, связанный с рычагом управления, о тличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено подвижным диском с центральным отверстием, проходными окнами и симметричными периферий- ными выступами, дисковый золотник установлен с осевым зазором относительно седел и в нем со стороны выходного патрубка выполнена цилиндрическая выемка с центральным и периферийными гнездами, при этом в выемке с торцевым зазором установлен указанный подвижный диск, выступы которого размещены в указанных периферийных гнездах, а в центральном гнезде размещена пружина для поджатия дискового золотника к седлу, кроме того, на торцевой поверхности выемки золотника выполнены радиальные канавки, соединяюА-А
5
щие центральное гнездо и полость периферийных гнезд с перепускными окнами золотника, при этом в рычаге управления выполнены осевой и поперечный каналы и образована полость, соединенная каналом с центральным гнездом золотника и снабженная поршнем с каналом и подпружиненным толкателем, установленным в осевом канале с возможностью взаимодействия с поршнем, в корпусе выполнен сегментный паз и канал, соединяющий выходной патрубок с сегментным пазом, снабженным под- пружиненной вставкой с обратным клапаном, установленным с возможностью перекрытия поперечного канала рычага, при этом проходные отверстия в седлах выполнены конусной формы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2062932C1 |
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1994 |
|
RU2093744C1 |
Запорно-регулирующее устройство | 1987 |
|
SU1733795A1 |
Запорный кран | 1987 |
|
SU1788370A1 |
ОСЕВОЙ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ ДИСКОВЫЙ КЛАПАН | 2008 |
|
RU2382922C1 |
КОЛЕСНЫЙ СИЛОВОЙ УЗЕЛ | 1992 |
|
RU2023896C1 |
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ АБРАЗИВНЫХ СРЕД | 2003 |
|
RU2241884C1 |
СЕЙСМИЧЕСКИЙ ПНЕВМОИЗЛУЧАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2345385C1 |
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1994 |
|
RU2089772C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЩЕЛЕВЫМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕМ | 1996 |
|
RU2103525C1 |
Изобретение позволяет повысить надежность запорного регулирующего устройства. Между двумя неподвижными седлами в виде дисков с проходными отверстиями размещен поворотный золотник. Золотник выполнен с возможностью осевого перемещения с осевой ступенчатой расточкой, глу24 21 хими отверстиями и радиальным каналом. Золотник снабжен установленными в расточке пружиной и герметизирующим диском с выступами, расположенными в глухом отверстии. В рычаге привода выполнены осевой и поперечный каналы и образована полость, снабженная поршнем с каналом и подпружиненным толкателем. Толкатель установлен в поперечном канале с возможностью взаимодействия с поршнем. В корпусе выполнены каналы и сегментный паз, снабженный подпружиненной вставкой с обрат- ным клапаном. Клапан установлен с возможностью перекрытия поперечного канала. Радиальный канал золотника выполнен с возможностью сообщения с полостью рычага. 3 ил. Ё 12 ч| СО ю о о 00
26,
Редактор Л. Волкова
Составитель А. Бирюкова Техред М.Моргентал
3027
29
28
Фиг.З
Корректор Т. Палий
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (СА) | 1997 |
|
RU2136544C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1988-03-10—Подача