устанавливается и жестко закрепляется конец консольного стержня (опытный образец 4) прямоугольного поперечного сечения, ось которого в плане представляет собой полуокружность. Свободный конец стержня нагружается вертикальной нагрузкой. Средство нагружения представлено в приборе поддоном 5 с ползуном 6, перемещающимся вдоль фасонной рейки 7 с линейной шкалой для фиксации положения груза. Рейка 7 закреплена на пластине 8, прикрепленной на торце (свободном конце) опытного образца 4. Для точности фиксации положения груза на рейке ползун 6 снабжен вертикальной натянутой струной 9 (визиром).
Замер линейных перемещений производится индикаторами 10 и 11 часового типа. Индикатор 10 закреплен на кронштейне стойки 12 и служит для измерения горизонтального перемещения свободного конца сечения на свободном конце опытного образца 4. Индикатор 11 предназначен для измерения вертикального перемещения указанного сечения и закреплен на кронштейне 13 стойки 14. Измерение угла закручивания свободного сечения опытного образца производится с помощью стрелки 15 и угловой шкалы 16. Шкала 16 неподвижно закреплена на стойке 12 с помощью рычажка 17, а стрелка 15 перемещается (поворачивается) вместе с пластиной 8.
Прибор работает следующим образом.
Производится нагружение образца 4 вертикальной силой гирями через поддон 5. На индикаторах 10 и 11 по шкале 16 снимаются показания. Опыт повторяется несколько раз при одной и той же нагрузке с последующим усреднением полученных результатов.
Наличие рейки с линейной шкалой и возможность смещения поддона вдоль нее
(изменения величины закручивающего момента), а также возможность менять величину груза позволяют индивидуализировать для обучаемых выдачу задания для проведения эксперимента, что способствует повышению самостоятельности решения теоретической и экспериментальной задач по определению линейных и угловых перемещений в плоскопространственном стержне.
Данный прибор можно перенастроить для выполнения целей, поставленных в прототипе, освободив крепежные болты и повернув полукольцевой стержень на 90° так,
чтобы нагрузка действовала в плоскости самого стержня. Предварительно следует переориентировать устройства, регистрирующие деформации.
Формула изобретения
Учебный прибор по сопромату, содержащий закрепленный в стойке одним концом полукольцевой стержень, средство
нагружения стержня, имеющее подвес для гири и средство регистрации перемещений, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач, стержень расположен горизонтально и имеет прямоугольное сечение, средство нагружения имеет закрепленную на свободном конце стержня пластину, связанную с ней рейку с линейной шкалой и установленный на рейке ползун с визиром, соединенный с
подвесом, а средство регистрации перемещений состоит из установленного на дополнительной стойке угломерного сектора, стрелочного указателя, закрепленного на свободном конце стержня, и двух индикаторов часового типа, взаимодействующих с взаимно перпендикулярными гранями стержня.
ГГ
e
S
&
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1990 |
|
SU1756925A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ | 1999 |
|
RU2176821C2 |
Стенд для испытания торсионов | 1982 |
|
SU1092374A1 |
Прибор для демонстрации закона Гука при кручении | 1990 |
|
SU1748002A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1987 |
|
SU1511760A1 |
Прибор для исследования струк-ТуРНО-МЕХАНичЕСКиХ СВОйСТВ пРО-дуКТОВ | 1979 |
|
SU807175A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЯ КОРИОЛИСОВОЙ СИЛЫ ИНЕРЦИИ | 1994 |
|
RU2078378C1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1989 |
|
SU1668987A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИКСОТРОПНЫХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ | 1991 |
|
RU2011959C1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1988 |
|
SU1585829A1 |
Использование: в приборах и учебно-наглядных пособиях по сопротивлению материалов. Изобретение обеспечивает экспериментальное определение угловых и линейных перемещений в плоскопространИзобретение относится к учебным установкам для проведения лабораторных и практических занятий по дисциплине Сопротивление материалов, В плоскопространственных стержнях, нагруженных, силами, перпендикулярными плоскости, в которой расположена криволинейная ось элемента, в поперечных сечениях могут возникать поперечные силы, изгибающие и крутящие моменты. Перемещения в таких стержнях определяются на основе формулы Мора, учитывающей влияние на перемещения изгибающих и крутящих моментов. Влиянием поперечной силы при этом обычно пренебрегают. Это обстоятельство нуждается в экспериментальной проверке достоверности получаемых результатов. Для достижения этой цели и предназначен описываемый прибор. Прототипом может служить прибор СМ 40 А, Однако в этом приборе нагрузка прикладывается в той же плоскости, в которой расположен сам полукольцевой стерственном стержне. Сущность изобретения: прибор состоит из консольного стержня с криволинейной горизонтальной осью, защемленного в массивной стойке на основании. Нагружение вертикальной силой производится гирями через поддон, закрепленный на ползуне, имеющем возможность перемещения в горизонтальном направлении вдоль фасонной рейки, закрепленной на торце деформируемого объекта, Замер линейных перемещений в ортогональных направлениях производится посредством стрелочных индикаторов, установленных в кронштейнах на стойках. Измерение угла закручивания опытного образца производится с помощью стрелки и угловой шкалы. 4 ил. жень (его криволинейная ось). Крутящих моментов в таком криволинейном стержне нет. Целью изобретения является расширение диапазона решаемых задач по определениюперемещенийв плоскопространственных стержнях с криволинейной осью при загружении их сосредоточенными силами, нормальными плоскостями, включающей ось. Прибор предназначен для опытного определения горизонтального и вертикального перемещений, а также угла закручивания свободного конца консольного стержня, ось которого очерчена по дуге полуокружности, нагруженного нормально плоскости, включающей эту ось. На фиг.1 представлена принципиальная схема прибора; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - средство нагружения: на фиг.4 - часть прибора. На основании 1 прибора закреплена массивная стойка 2 с прорезью 3, в которую Ё XI СО XI N Ю СО
-J
r- К
/
21
V
л
V
Фиг.З
15/l
7
6Фиг А
Юденич В.В., Бушуев А.В | |||
и Бабий В,И | |||
Технические средства обучения и типовое учебно-лабораторное оборудование | |||
М.: Высшая школа, 1974, с.111. |
Авторы
Даты
1992-05-30—Публикация
1990-04-23—Подача