Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к противовыбросовому оборудованию для морских самоподъемных, плавучих полупогружных и стационарных платформ, а также буровых судов, предназначено для управления скважиной при проявлениях, выбросах с целью их предупреждения и ликвидации, а также для предотвращения загрязнения окружающей среды.
Известен манифольд противовыбросо- вого оборудования, включающий линии глушения и дросселирования, запорные и регулирующие устройства и гасители потока.
Однако известный манифольд не обеспечивает условий для применения на самс- подъемных буровых установках (СПБУ), плавучих полупогружных буровых установках (ППБУ) и морских стационарных платформах (МСП) и не исключает загрязнения окружающей среды, поскольку занимает большую площадь, так как имеет индивидуальные блоки глушения и дросселирования.
XJ N Ю СО СЛ
а линии, подающие скважинный флюид на левый и правый борта, не предусмотрены.
Известен также манифольд противо- выбросового оборудования, включающий линии глушения и дросселирования, после- довательно соединенные запорные и регулирующие устройства, гасители потока.
Данный манифольд занимает большую площадь, что не создает условий для его применения на СПБУ, ППБУ, МСП и БС вви- ду большой стоимости 1 м2 морских сооружений. Кроме того, в данном манифольде отсутствует возможность закачки бурового раствора через линию глушения и регулирующие устройства, что сужает его функцио- нальные возможности при выполнении различных технологических операций.
Известен также манифольд противо- выбросового оборудования, принятый в качестве прототипа, включающий линии глушения и дросселирования, запорные и регулирующие устройства, гасители потока, выполненный в виде единого блока, объединяющего блок глушения и дросселирования.
Недостатком известного манифольда является сложность линии подачи скважин- ного флюида на правый и левый борта СПБУ, ППБУ, МСП и БС, а следовательно, и его пониженная надежность из-за значи- тельного количества дополнительных соединительных элементов.
Целью изобретения является повышение надежности манифольда при одновременном упрощении его конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что линии сброса скважинного флюида на правый и левый борта выполнены в виде прямой линии, причем отводы с запорными элементами для присоединения сепаратора и системы опробывания расположены перпендикулярно к ней и соединены с ней перед ее крайними запорными элементами, при этом отводы с запорными элементами для присоединения насосных агрегатов ус- тановлены перпендикулярно отводам линий глушения и дросселирования и соединены с ними перед их крайними запорными элементами.
На чертеже показана конструктивная схема предлагаемого манифольда.
Манифольд включает линии глушения 1 и дросселирования 2, соединенные между собой задвижками 3.
По обеим сторонам от линий глушения и дросселирования имеются стволы 4 и 5 для подсоединения линий от буровых насосов.
Перед крайними запорными элементами отводов линий глушения и дросселирования перпендикулярно к ним предусмотрены два отвода линий от насосных агрегатов.
Линии, глушения и дросселирования, каждая самостоятельно, через задвижки 6 и 7 соединены с линией сброса скважинного флюида на левый борт 8 и на правый борт 9, выполненной в виде прямой линии, составленной из запорных и соединительных элементов.
Перед крайними запорными элементами линии сброса флюида на правый и левый борта перпендикулярно к ней расположены отвод 10 в систему опробывания и отвод 11 в сепаратор.
Манифольд работает следующим образом.
Скважинный флюид, выходящий из устья по линии глушения или дросселирования, может быть переключением запорных элементов направлен на левую или правую группу дросселирующих устройств с ручным и дистанционным управлением или он может быть направлен на сброс, минуя дроссели, в линию сброса флюида на правый или левый борт (или на два борта одновременно). При этом задействовано минимальное количество поворотов потока, запорных и соединительных элементов, что предопределяет повышенную надежность манифольда. Также с минимальным количеством поворотов потока и соединительных элементов осуществляется закачка в скважину бурового раствора от буровых насосов и от насосных агрегатов напрямую и через регулирующие устройства.
Кроме того, в связи с тем, что линия сброса составлена из отдельных элементов (а не единой сварной конструкции из трубы с приваренными патрубками, как предусмотрено во всех зарубежных конструкциях) достигается дополнительное повышение надежности, поскольку промыв линии сброса в каком-то одном месте, который в случае использования сварной линии требует ремонта всей конструкции, в нашем случае потребует лишь замены одного из элементов (тройника или патрубка).
Симметричное расположение отводов на правый и левый борта, на систему опробывания и в сепаратор, на линии от буровых насосов и от насосных агрегатов делает манифольд симметричным, позволяет с минимальным количеством элементов соединить, как линию глушения, так и линию дросселирования с линией сброса на правый и левый борта, что в свою очередь делает левую и правую части манифольда взаимозаменяемыми и повышает общую надежность манифольда.
Линии после регулирующих устройств в известных конструкциях входят непосредственно в сварную линию сброса, с встроен- ным в нее отбойником. Предлагаемое схемное решение позволяет установить после каждого дросселирующего устройства индивидуальный отбойник, т.е. защитить линию сброса от размыва гидроабразивной струей, выходящей из дросселей.
Формула изобретения
Манифольд противовыбросового оборудования для самоподъемных плавучих буровых установок и морских стационарных платформ, включающий линии глушения, дросселирования и сброса скважинного флюида на левый и правый борта, связанные с отводами для присоединения буровых насосов, насосных агрегатов, системы опробывания и сепаратора, и расположенные в разных плоскостях соединительные, запорные и регулирующие элементы для сообщения линий и отводов между собой, о т л ичающийся тем, что, с целью повышения надежности работы манифольда при одновременном упрощении его конструкции, линии сброса скважинного флюида на левый и правый борта выполнены в виде прямой линии, причем отводы с запорными элементами для присоединения сепаратора и системы опробывания расположены перпендикулярно к ней и соединены с ней перед ее крайними запорными элементами,
при этом отводы с запорными элементами для присоединения насосных агрегатов установлены перпендикулярно к отводам линий глушения и дросселирования и соединены с ними перед их крайними запорными элементами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Манифольд противовыбросового оборудования | 1981 |
|
SU1067197A1 |
Циркуляционная головка | 2019 |
|
RU2702776C1 |
Манифольд противовыбросового оборудования | 1977 |
|
SU655814A1 |
БУРЕНИЕ С ОПТИМИЗАЦИЕЙ ДАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННОЙ НАСОСНО-КОМПРЕССОРНЫХ ТРУБ | 2011 |
|
RU2565299C2 |
СПОСОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО БУРЕНИЯ ПИЛОТНЫХ СТВОЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СКВАЖИН НА ШЕЛЬФЕ | 2023 |
|
RU2818392C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ НИЖНЕЙ КОЛОННЫ ДЛЯ СПУСКА С ДУБЛИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ | 2020 |
|
RU2773838C2 |
НАДВОДНАЯ ЦИРКУЛЯЦИОННАЯ ГОЛОВКА | 2020 |
|
RU2731435C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ НИЖНЕЙ КОЛОННОЙ ДЛЯ СПУСКА | 2020 |
|
RU2773834C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО, ГАЗОКОНДЕНСАТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ | 2008 |
|
RU2373380C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО, ГАЗОКОНДЕНСАТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ | 2008 |
|
RU2373381C1 |
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к противовыбро- совому оборудованию морских скважин. Цель - повышение надежности работы ма- нифольда при одновременном упрощении его конструкции. Манифольд состоит из линии глушения (Л Г) 1, линии дросселирования (ЛД) 2 и линий сброса флюида на левый 8и правый 9 борта. Все линии связаны с отводами для присоединения буровых насосов, насосных агрегатов, системы опробы- вания и сепаратора. Между собой линии и отводы соединены с помощью расположенных в разных плоскостях запорных (ЗЭ), регулирующих и соединительных элементов. Линии сброса флюида на левый 8 и правый 9борта выполнены в виде прямой линии. Отводы 11с ЗЭ для присоединения сепаратора и системы опробывания 10 расположены перпендикулярно линиям сброса флюида на борта. С последними отводы соединены перед ее крайними ЗЭ. Отводы с ЗЭ для присоединения насосных агрегатов установлены перпендикулярно к отводам Л Г 1 и ЛД 2 и соединены с ними перед их крайними ЗЭ. Скважинный флюид на устье можно направить по ЛГ 1 или ЛД 2, или в линии сброса на левый и правый борта. 1 ил. (/ С
Ј
С -..ZCfflXJt utrZSJ WJ
И
j «wOiT чдгсень, OlOceUjmoS
Каталог фирмы Камерон, 1984, чертеж CG-4198-02. |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1990-01-08—Подача