Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к системам выпуска отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к каталитическим нейтрализаторам.
Известен каталитический нейтрализатор, содержащий корпус, входной и выходной патрубки, реактор, состоящий по меньшей мере из двух моноблоков с каталитическим покрытием, размещенных в корпусе на расстоянии друг от друга и разделяющих его объем по меньшей мере на три последовательно расположенные полости.
Недостаток этого нейтрализатора - недостаточно высокая эффективность работы, заключающаяся в повышенном гидравлическом сопротивлении моноблоков и их малом ресурсе, так как через каждый моноблок с его существенной длиной и протяженностью гидравлических каналов проходит весь поток ОГ. Кроме этого, соосное с корпусом расположение входного и выходного патрубков нередко затрудняет монтаж такого нейтрализатора на двигателе, а также на транспортном или технологическом средстве.
Известен также каталитический нейтрализатор-глушитель, реактор нейтрализатора которого, содержащий два соосно расположенных на некотором расстоянии друг от друга моноблока, расположен внутри корпуса с эксцентриситетом и крепится к последнему консольно при помощи входного патрубка, размещенного на поверхности корпуса и сообщающегося с полостью реактора между блоками. Однако в этом случае задача снижения гидравлического сопротивления и увеличения ресурса моноблоков, т.е. повышения эффективности
VI
сл
СА) VI О
работы, решается за счет усложнения конструкции, а также увеличения габаритов и массы.
Цель изобретения - повышение эффек- тивйости работыГупрощение конструкции и уменьшение ее габаритов и массы.
Поставленная цель достигается тем, что каталитический нейтрализатор-глушитель отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с двумя торцовыми стенками, входным патрубком и выходным патрубком, установленным на корпусе в центральной,части, реактор по меньшей мере с двумя моноблоками, имеющими торцовые поверхности и каталитическое покрытие размещенными в корпусе с образованием по меньшей мере одной центральной полости, сообщенной с выходным патрубком, и двух крайних полостей, снабжен трубой, установленной в центральной части реактора и связывающей между собой моноблоки, центральная полость образована обращенными одна к другой торцовыми поверхностями моноблоков, наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью корпуса, входной патрубок установлен на одной из торцовых стенок корпуса и сообщен с одним концом трубы и одной крайней полостью, а другой конец трубы сообщен с другой крайней полостью, входной патрубок и труба расположены соосно; труба одним концом выполнена удлиненной в сторону входного патрубка; труба частично размещена внутри входного патрубка с образованием между ними кольцевого зазора; площади поперечных сечений трубы и кольцевого зазора пропорциональны рабочим объемам сообщающихся с ними соответствующих моноблоков; удлиненная часть трубы выполнена в форме диффузора, расположенного внутри входного патрубка, а площадь поперечного сечения трубы по меньшей мере равна площади поперечного сечения входного патрубка.
На фиг./l представлена конструктивная схема каталитического нейтрализатора-глушителя; на фиг. 2 - поперечное сечение нейтрализатора; на фиг, 3 - вариант схемы нейтрализатора с удлиненной трубой; на фиг, 4 - то же, с расположением части трубы внутри входного патрубка; на фиг. 5 -то же, но с удлиненной частью трубы, выполненной в виде диффузора; на фиг. 6 - схема нейтрализатора с разъемным корпусом.
Каталитический нейтрализатор-глушитель состоит из корпуса 1, реактора 2, входного 3 и выходного 4 патрубков. Корпус 1 представляет собой тонкостенный цилиндр 5, внутренний объем которого ограничен торцовыми стенками б и 7. Реактор 2 состоит из двух моноблоков 8 и 9 с продольными каналами 10, покрытыми катализатором. Моноблоки 8 и 9 расположены в средней части корпуса 1 и плотно посажень1 по внутренней поверхности цилиндра 5 на некотором расстоянии друг от друга: внутренний объем корпуса моноблоки делят на три последовательно расположенные полости 11, 12 и 13. Полость 11 сообщается с выходным
0 патрубком 3, закрепленным в центре торцовой стенки 6. В свою очередь оба моноблока 8 и 9 прошиты одной трубой 14, которая расположена осесимметрично с цилиндром последнего, т.е, к стенке 6 (фиг. 3). Труба 14
5 сообщает между собой, а следовательно, и с входным патрубком 3, полости 11 и 13, крайние относительно полости 12, с которой сообщен входной патрубок 4 последний установлен на поверхности цилиндра 5Л руба
0 14 по размерам поперечного сечения может быть меньше входного патрубка 4 и частично входить в него (фиг. 4). Соотношение площадей поперечного сечения трубы 14 и кольца 15 между этой трубой и патрубком 3
5 определяется расходами ОГ, которые необходимо подвести к моноблокам в зависимости от их рабочих объемов. С точки зрения технологичности целесообразно применение унифицированных моноблоков, через
0 которые расходы ОГ будут одинаковы. Для уменьшения гидравлического сопротивления целесообразно,увеличение поперечного сечения трубы 14 и выполнение удлиненной части в виде диффузора 16,
5 вход которого располагается в патрубке 4 (фиг 5), На фиг. 6 представлена схема варианта к конструкции с разъемным корпусом 17, внутри которого расположен реактор 2: эта схема удобнее при техническом обслу0 живании, связанном с регенерацией моноблоков.
Каталитический нейтрализатор-глушитель работает следующим образом.
ОГ через входной патрубок 3 поступает
5 частично в полость 11, частично через трубу 14 в полость 13, откуда соответственно к моноблокам 8 и 9. В моноблоках, каналы которых покрыты катализатором, происходит доокисление продуктов неполного сго0 рания топлива, содержащихся в ОГ, при одновременном уменьшении скоростей ОГ и снижении шума их выпуска. Из моноблоков встречные потоки обезвреженных ОГ поступают в полость 12 и через выходной
5 патрубок 4 выводятся в атмосферу.
Конструкция каталитического нейтрализатора-глушителя обеспечивает бопее высокую эффективность работы при меньших габаритах м массе конструкции при существенном ее упрощении по сравнению с прототипом. Это обеспечивается путем сохранения традиционной схемы аналога, в котором моноблоки реактора посажены в корпус нейтрализатора, но при разделении потока ОГ на две части при помощи внутренней, соосной с корпусом трубы, прошивающей оба моноблока Каждая часть потока, а также расхода О Г проходит через отдельный моноблок с меньшей скоростью, а следовательно, с меньшими гидравлическими потерями. Большее время контакта с поверхностями каналов моноблока обеспечивает более высокое качество очистки. При прочих равных условиях (при одинаковых расходах ОГ) описываемая схема нейтрализатора-глушителя позволяет иметь достаточно большие объемы полостей 11, 12 и 13, а также подобрать оптимальные соотношения между ними с точки зрения снижения шума выхлопа. Подобная схема катализатора-глушителя представляется оптимальной для систем выпуска ОГ автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 и КрАЗ-256.
Формула изобретения 1. Каталитический нейтрализатор-глушитель отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с двумя торцевыми стенками, входным патрубком и выходным патрубком, установленным на корпусе в его центральной части, реактор по меньшей мере с двумя моноблоками, имеющими торцевые поверхности и каталитическое покрытие и размещенными в корпусе с образованием по меньшей мере одной центральной полости, сообщенной с выходным патрубком, и двух крайних полостей, отличающийся тем, что с цепью повышения эффективности, он снабжен трубой, установленной е центральной части реактора и связывающей между собой
моноблоки, центральная полость образована обращенными одна к другой торцевыми поверхностями моноблоков, наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью корпуса, входной патрубок установлен
на одной из торцевых стенок корпуса и сообщен с одним концом трубы и одной крайней полостью, а другой конец трубы сообщен с другой крайней полостью
.2. Нейтрализатор-глушитель по п 1, о тличающийся тем, что входной патрубок и труба расположены соосно.
3.Нейтрализатор-глушитель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что труба одним концом выполнена удлиненной в сторону
входного патрубка.
4.Нейтрализатор-глушитель по пп. 1-3, отличающийся тэм, что труба частично размещена внутри входного патрубка с образованием между ними кольцевого зазора,
5.Нейтрализатор-глушитель по пп 1-4, отличающийся тем, что площади поперечных сечений трубы и кольцевого зазора пропорциональны рабочим объемам
сообщающихся с ними соответствующих моноблоков.
6.Нейтрализатор-глушитель по пп. 1-5, отличающийся тем, что удлиненная часть трубы выполнена в форме диффузора,
расположенного внутри входного патрубка, а площадь поперечного сечения трубы по меньшей мере равна площади сечения входного патрубка.
14
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЛУШИТЕЛЬ-НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2205964C2 |
Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1716176A1 |
ЦИКЛОННЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР | 2004 |
|
RU2272158C1 |
ГЛУШИТЕЛЬ-НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2187661C2 |
ГЛУШИТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2069771C1 |
Каталитический нейтрализатор и каталитический блок | 2022 |
|
RU2804789C2 |
Жидкостной нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1390392A1 |
Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1724907A1 |
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР | 2010 |
|
RU2447921C1 |
Каталитический нейтрализатор | 1989 |
|
SU1638329A1 |
Использование: системы выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: каталитический нейтрализатор-глушитель, имеющий установленные в корпусе два моноблока 8, 9, снабжен трубой 14, установленной в центральной части и сообщенной с входным патрубком 3. Моноблоки 8, 9 установлены в корпусе 5 с образованием двух крайних и одной центральной полостей 11, 13, 12 и сообщены между собой трубой 14. Входной патрубок 3 размещен на одной из торцовых стенок 6 корпуса 5, а выходной - на корпусе 5 в его центральной части. Одна крайняя полость 11 сообщена с входным патрубком 3, а другая 13 сообщена с входным патрубком 3 посредством трубы 14. Обе крайние полости 11, 13 через каталитические моноблоки 8, 9 сообщены с.центральной полостью 12, причем последняя связана с выходным патрубком. 4 з.п. ф-лы, 6 ил. 6
W 5
Фа г.2
0 /3
Ч- 7/
Jl
r
en
N
- P«U««
(
I
J1
t
см
Oft
Oo
f
Ј
rf
I
r
ч
-vl
01
. CO
-J о
x
Л
4
CM
CN
V
11
I
Л
J
fYi
12 9
Каталитический нейтрализатор-глушитель отработавших газов двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1643750A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-07-02—Подача