Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для дистанционного тушения пожаров в активно проветриваемых выработках.
Известен способ тушения пожара в горной выработке, включающий перекрытие выработки перемычкой, получение пены и ее транспортирование по горной выработке.
Недостатком известного способа является то, что при своем перемещении поток пены заполняет все сечение горной выработки, в результате чего нарушается провет- ривание последней. Как следствие, прекращается проветривание всей цепи горных выработок, расположенных за очагом пожара. Это ведет к резкому снижению безопасности работ по тушению пожара в газовых шахтах вследствие возможности образования взрывоопасных концентраций метена.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ тушения пожара в горной выработке, который
реализуется следующим образом: один конец трубопровода закрепляют на перемычке, противоположный конец трубопровода собирают гофрой на кассете, пеногенератор подключают к перемычке и перекрывают ею выработку, далее осуществляют подачу пены за перемычку и одновременное перемещение трубопровода, кассету перемещают дистанционно внутри пенного потока, причем скорость перемещения торца -кассеты равна скорости движений фронта- пенного потока по выработке, а скорость движения фронта пенного потока больше скорости перемещения фронта очага пожара.
Недостатком этого способа является узкая область применения - наклонные нисходящие выработки, высокий расход пены, высокое азродинамичесше сопротиёление потоку воздуха, проходящему через перемычку.
Цель изобретения - повышение эффективности тушения пожара за счет обеспечения интенсивного смачивания пеной всего сечения выработки
(Л
Ч
КЯ
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу тушения пожара в горной выработке, включающему подсоединение трубопровода, один конец которого собран гофрами, к источнику пены и дистанционную прокладку трубопровода к очагу пожара с одновременной подачей пены, дополнительно перед прокладкой трубопровода в выработке возводят опалубку, стенки которой выполнены с возможностью подачи пены на ее внешнюю поверхность, ориентированную в сторону очага пожара и подсоединяют гофрированный конец трубопровода к опалубке, при этом прокладку трубопровода осуществляют одновременно с перемещением опалубки, а пену подают в межопалубочное пространство со скоростью, большей скорости перемещения опалубки.
На фиг.1 изображена установка дистанционного тушения пожара; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг, t; на фиг.4 - узел I на фиг.1; на фиг.5 - установка с возможностью подачи пены на внешнюю сторону опалубки; на фиг.6 - сечение В-В на фиг.5; на фиг.7 - установка, у которой передняя стенка опалубки установлена с наклоном; на фиг.8 - вариант применения установки для тушения пожара в наклонной- выработке.
Способ реализуется с помощью установки, состоящей из передней 1 и задней 2 стенок, образующих совместно с боковой поверхностью выработки опалубку 3 перемычки, трубы 4, патрубка 5, трубопровода б и секций 7. Передняя 1 и задняя 2 стенки выполнены с возможностью перемещения по выработке, например установлены на транспортном средстве 8. Передняя стенка 1 выполнена с возможностью подачи пены на внешнюю поверхность 9, например, через отверстия 10. Секции 7 установлены с возможностью изменения угла установки в сторону, противоположную перемещению передней 1 и задней 2 стенок, например, с помощью пружины 11, закрепленной одним концом на секции 7, а другим на трубе 4, и оси 12, на которой установлена секция 7. На патрубке 5 гофром 13 собран трубопровод 6, который свободным концом подсоединен к источнику (на фиг, 1.5,6,7 не показан) пены 14. Транспортные средства 8 для обеспечения синхронного движения соединены друг с другом с помощью тяги 15. В то же время передняя 1 и задняя 2 стенки могут быть установлены на транспортном средстве 8 (вариант исполнения на фиг 1,5,7 и 8 не показан). В случае установки передней 1 и задней 2 стенок на большом расстоянии (например, 10-15 м) друг от друга труба 4 имеет
промежуточные опоры 16. При своем движении по выработке опалубка 3, заполненная пеной 14, наезжает на очаг пожара 17 и тушит последний. При тушении пожара в
наклонной выработке транспортное средство 8 с помощью каната 18 закреплено на лебедке (на фиг.8 не показана).
Способ реализуется следующим образом.
0 В аварийной выработке на безопасном расстоянии от очага пожара 17 на транспортных средствах 8 (на одном транспортном средстве 8) из секций 7 вокруг трубы 4, расположенной на опорах 16, собираются пере5 дняя 1 и задняя 2 стенки. При этом секции 7 устанавливаются с возможностью перекрытия друг друга и выработки. Для обеспечения герметичного перекрытия секциями 7 друг друга и выработки по контуру секций 7
0 закреплены, например, соединением типа гайка-болт уплотнения (не показаны), выполненные, например, из тонкого упругого металла или конвейерной ленты с последующим покрытием металлом. При этом для
5 улучшения перекрытия выработки секции 7 выполнены в виде расходящихся лучей, поперечное сечение которых увеличивается от трубы 4 в направлении контура выработки. На задней стенке 2 устанавливается патру0 бок 5, на котором гофром 13 размещается трубопровод 6, свободный конец которого (не показан) подсоединяется к источнику (не показан) пены 14. Секции 7 устанавливаются с возможностью изменения угла их уста5 новки в направлении, противоположном перемещению передней 1 и задней 2 стенок Это достигается, например, за счет закрепления секции 7 на оси 12, которая выполнена с возможностью изменения угла
0 установки секции 7, Возвращение секций 7 в исходное положение обеспечивается, например, за счет установки на осях 12 пружин 11, которые одним концом закреплены на секции 7, а другим на трубе 4. При этом
5 пружины 11 подобраны так, что их упругие свойства позволяют секциям 7 передней 1 и задней 2 стенок опалубки сохранять свое нормальное положение при воздействии на них силы, возникающей под действием на
0 внешнюю поверхность 9 опалубки 3 встречного потока воздуха, и отклоняться при встрече с препятствием. Для синхронного перемещения задней 2 и передней 1 стенок в случае их расположения на не зависимых
5 друг от друга транспортных средствах 8, последние соединяются тягой 15. Задняя 2 и передняя 1 стенки совместно с поверхностью выработки, ограниченной передней 1 и задней 2 стенками, образуют опалубку 3 перемычки, в которую от источника пены по
трубопроводу 6 через патрубок 5 подают пену 14. После заполнения опалубки 3 пеной 14 дистанционно, например в результате включения в исходном пункте гидровоза или электровоза, на котором смонтированы передняя 1 и задняя 2 стенки, перемещают транспортные средства 8 в направлении очага пожара 17. В результате перемещения транспортных средств 8 по выработке в сторону пожара 17 движется опалубка 3 перемычки. При этом одновременно с перемещением опалубки 3 по выработке с патрубка 5 стягивается трубопровод 6 и прокладывается по выработке. Причем по трубопроводу 6 осуществляется непрерывная подача пены в межопалубочное пространство опалубки 3. Перемещаясь по выработке, опалубка 3 несущественно влияет на струю воздуха, движущуюся по выработке за счет общешахтной депрессии, так как струя благодаря наличию трубы 4 может проходить через опалубку 3 в любом направлении, чем и обеспечивается расширение области применения заявляемого способа. При резком изменении конфигурации или площади сечения выработки, так как при встрече с препятствием секция 7 (или секции 7) изменяет с вой угол установки и тем самым пропускает препятствие, например, железобетонную затяжку или элементы крепи, выступающие в пространство выработки, через опалубку 3. Надвигаясь на очаг пожара 17, внешняя поверхность 9 передней стенки 1 опалубки 3 подвергается воздействию высокой температуры. Однако благодаря тому, что межопалубочное пространство опалубки 3 постоянно заполнено пеной. 14, интенсивно осуществляется отвод тепла от передней стенки 1 за счет нагрева и испарения жидкой фракции пены 14 и тем самым обеспечивается предохранение передней стенки 1 от прогорания. При этом пары жидкой фракции пены 14 и ее газовая составляющая выходят из опалубки 3, через имеющиеся
неплотности в передней 1 и задней 2 стенок в свободное пространство выработки, а освобождающееся место заполняется свежей пеной 14. Одновременно с этим пена 14
производит тушение пожара 17. Скорость V3 заполнения межопалубочного пространства пеной определяется по известным про- изводительности Q источника пены и площади продольного сечени я опалубки,
0 равной произведения расстояний между передней 1 и задней 2 стенкой и шириной выработки. Скорость V4 движения опалуб и определяется скоростью перемещения транспортного средства 8, При сопоставле5 нии скоростей V3 и Уд необходимо выполнение условия . Это гарантирует нахождение пены 14 в межопалубочном пространстве опалубки 3 под избыточным давлением, которое содействует проникно0 вению пены в труднодоступные места за- крепного пространства.
Формула изобретения Способ тушения пожара в горной выра5 ботке, включающий подсоединение трубопровода, один конец которого собран гофрами, к источнику пены и дистанционную прокладку трубопровода кочагу пожара с одновременной подачей пены, о т л и ч а0 ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности тушения пожара за счет обеспечения интенсивного смачивания пеной всего сечения выработки, перед прокладкой трубопровода в выработке
5 возводят опалубку, стенки которой выполнены с возможностью подачи пены на ее внешнюю поверхность, ориентированную в сторону очага пожара, и подсоединяют гофрированный конец трубопровода к опалуб0 ке, при этом прокладку трубопровода осуществляют одновременно с перемещением опалубки, а пену подают в межопалубочное пространство со скоростью, большей скорости перемещения опалубки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ тушения пожара в тупиковой выработке | 1989 |
|
SU1700262A1 |
Способ тушения пожара в горной выработке | 1989 |
|
SU1682597A1 |
СПОСОБ ИЗОЛЯЦИИ И ТУШЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ ПОЖАРОВ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТАХ ШАХТ | 1997 |
|
RU2133830C1 |
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ВСКРЫТИЯ ЗАПОЖАРЕННОГО УЧАСТКА | 1999 |
|
RU2151876C1 |
Способ возведения изолирующей перемычки | 1988 |
|
SU1615381A1 |
Способ изоляции аварийного участка при подземной разработке | 1989 |
|
SU1668693A1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ТУПИКОВОЙ ВЫРАБОТКЕ | 1992 |
|
RU2039295C1 |
Способ возведения взрывоустойчивых перемычек | 1982 |
|
SU1033774A1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА | 2008 |
|
RU2360125C1 |
Способ возведения шахтной перемычки | 1990 |
|
SU1749478A1 |
Использование: для дистанционного тушения пожаров в активно проветриваемых выработках. Сущность изобретения: в аварийной выработке на безопасном расстоянии от очага пожара собираются передняя и задняя стенки опалубки. На задней стенке устанавливается патрубок, на котором гоф- рой собирается трубопровод, свободный конец которого подсоединяют к источнику пены. Опалубку дистанционно заполняют пеной, После этого опалубку перемещают в сторону пожара. Одновременно с перемещением опалубки идет прокладка трубопровода. Пену в межопалубочное пространство подают со скоростью, большей скорости перемещения опалубки. 8 ил.
Ч- 68 hr
Физ,1
ЈN
t-i
, o
to
OJ
en
00
I CO
Справочник горноспасателя | |||
Донецк, 1988, с.76-78 | |||
Способ тушения пожара в горной выработке | 1989 |
|
SU1682597A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1989-11-27—Подача