Изобретение относится к ветряным двигателям и предназначено для энергоснабжения потребителей.
Известен двухлопастной ветроагрегат АВЭ-4-6 ГОСТ 2656-82 (Я.И.Шефтер. Использование энергии ветра. М.: Энергоатомиздат, 1983, с.102), в котором каждая лопасть имеет аэродинамический профиль с малым коэффициентом заполнения ометае- мой поверхности. Лопасти установлены с возможностью поворота вдоль своей продольной оси.
Недостатком данного ветроагрегата является невозможность эффективной работы в районах со слабыми и умеренными среднегодовыми скоростями ветра вследствие малости аэродинамического рабочего момента на ветроколесе.
Известно многолопастное ветроколесо, образованное жестко установленными на ступице лопастями (Заявка ФРГ № 315620, кл. РОЗ В 1/06, 1983).
Недостатком такого ветроколеса является невозможность сброса избыточной мощности поворотом лопастей, что приводит к недостаточной надежности многолопастного ветроколеса
Цель изобретения заключается в повышении КПД и надежности многолопастного ветроколеса и ветроагрегата в целом.
Сущность изобретения заключается в том, что поворотом частей разрезной ступицы достигается поворот лопастей многолопастного ветроколеса. при этом отпадает необходимость выполнять каждую лопасть поворотной, а достаточно двух поворотных частей ступицы.
Таким образом при минимальном числе подвижных соединений в ветроколесе достигается поворот всех лопастей многолопастного ветроколеса, при этом отпадает необходимость в многочисленных поворотных узлах лопастей, что упрощает, облегчает и повышает надежность ветроколеса и ветроагрегата в целом Кроме того, достигается возможность снижения сил лобового давления на ветроколесо, центробежных нагрузок на лопасти ветроагрегата, ограничение частоты вращения ветроколеса и величины аэродинамического рабочего момента. Поворотом частей ступицы регулируется величина фронтальной и боковой парусности ветроколеса, что позволяет эффективно использовать ветроколесо для
со
с
XI О
Ю XI
ю
самоориентации на ветер. Остановка и сброс лотового давления на ветроколесе может достигаться путем поворота частей ступицы (и соответственных лопастей вет- роколеса) ребром к набегающему потоку параллельно валу ветроколеса.
Впервые становится возможной стабилизация частоты вращения ветроколеса с большим числом лопастей без увода ветроколеса из-под ветра и без поворота каждой лопасти в отдельности.
Вследствие вышесказанного достигается повышение надежности многолопастного ветроколеса и ветроагрегата в целом, а также упрощение конструкции и повышение качества производимой электроэнергии в случае, когда нагрузкой служит электрогенератор.
Отличительным признаком настоящего предложения является наличие разрезной ступицы с поворотными частями, что позволяет:
осуществить одновременный поворот всех лопастей при минимуме подвижных соединений;
изменять фронтальную и боковую парусность ветроколеса для самоустанова на ветер и сброса избыточного лобового давления.
Совокупность введенных связей позволяет обеспечить достижение поставленной цели.
На фиг.1 показано ветроколесо с подветренной стороны; на фиг.2 - ветроколесо, вид сверху; на фиг.З - вид по стрелке А на фиг,1 (кинематическая зубчатая коническая связь между поворотными частями разрезной ступицы).
Многолопастное ветроколесо (фиг.1, 2) образовано радиальными лопастями 1, жестко связанными с поворотными частями 2 разрезной ступицы (число лопастей 1 превышает число поворотных частей 2). Каждая поворотная часть 2 шарнирно установлена на валу ветроколеса 3 на радиальных осях. Вал 3 связан с поворотной головкой 4 ветроагрегата. К каждой поворотной части 2 жестко крепятся центробежные грузы. Каждая поворотная часть 2 (фиг.2) снабжена зубчатыми коническими колесами 8, входящими в зацепление с зубчатым колесом б, которое установлено на валу 3 и подпружинено относительно него пружиной кручения 7.
Многолопастное ветроколесо работает следующим образом В пусковом положении пружина 7 через зубчатые колеса 6, 8 (фиг.З) отжимает каждую поворотную часть 2 (фиг.2) в положение I, которое соответствует пусковому углу установки лопастей 1 Наличие кинематической связи между поворотными частями 2 обеспечивает их синхронный поворот на одинаковые углы. В
положении I ветроколесо имеет повышенную боковую парусность, что облегчает самоориентацию ветроколеса на ветер беа использования хвостового флюгера с консольным вылетом. При ветре 2,6 ..3 м/с ветроколесо приходит во вращение.
Во время разгона ветроколеса возрастают центробежные силы, действующие нг центробежные грузы 5, при этом грузы 5 стремятся стать в плоскость вращения ветроколеса, и преодолевая усилие предварительно закрученной пружины 7, поворотные части 2 переходят в положение II, которому соответствуют номинальные рабочие угль установки лопастей 1. В этом режиме ветроколесо работает с максимальным значением коэффициента использования энергии ветра. При усилении скорости ветра выше 10...13 м/с несколько возрастает частота вращения ветроколеса и возросшие центре
бежные силы, действующие на центробежные грузы 5, переводят ветроколесо Е положение III, которому соответствуют от рицательные углы установки лопастей 1, чтс приводит к сбросу избыточной мощности I/
стабилизации частоты вращения ветроколе са (на фиг.2 изображены положения I, II, III относящиеся к верхней поворотной части 2) При буре для остановки ветроколеса доста точно повернуть каждую из частей 2 на 90
параллельно валу 3. В этом положении вет роколесо устойчиво к буре и не обладает крутящим моментом. Этот аварийный пово рот можно осуществлять вручную или авто матически посредством условно не
показанного приводного механизма. Формула изобретения
1.Многолопастное ветроколесо, содер жащее лопасти, закрепленные на ступице связанной с горизонтальным валом,о т л и
чающееся тем, что, с целью увеличена КПД и повышения надежности, вал cнaбжe радиальными осями, ступица выполнена i виде кинематически связанных частей, каж дая из которых установлена на соответству
ющей оси с возможностью поворот; относительно последней и снабжена цент робежными грузами, причем лопастей боль ше, чем частей ступицы,
2.Ветроколесо по п.1, отличающее с я тем, что кинематическая связь частеь
ступицы выполнена в виде зубчатой кони ческой передачи, одно из колес KOTOPOI установлено на валу и подпружинено отно сительно него.
Z 3(b
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕТРОАГРЕГАТ | 2001 |
|
RU2210001C1 |
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСЬЮ | 2011 |
|
RU2488714C1 |
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ И АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ | 1991 |
|
RU2067211C1 |
Ветряной двигатель | 1991 |
|
SU1787210A3 |
Ветродвигатель | 1989 |
|
SU1710821A1 |
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2095620C1 |
Конвейерная ветроустановка | 2017 |
|
RU2667860C1 |
ВИНТ-ТУРБИНА | 2007 |
|
RU2347941C1 |
ВЕТРОАГРЕГАТ С ПАРУСНО-ВИНТОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 1991 |
|
RU2008512C1 |
Использование: преобразование энергии ветра в электрическую. Сущность, при повороте частей ступицы 2 под действием центробежных грузов 5 происходит изменение углов установки всех лопастей 1, что позволяет регулировать боковую и фронтальную парусность ветроколеса, осуществлять пуск, сброс избыточной мощности и ограничение частоты вращения ветроколеса. 3 ил.
t гпФ
S/.6 19/. I
ffulA,
(увеличено)
6
Фиг.З
Шефтер Я.И | |||
Использование энергии ветра | |||
М., Энергоатомиздат, 1983 с.102 | |||
Заявка ФРГ №3151620, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1990-07-09—Подача