Устройство относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор вращающихся деталей машин.
Чрезмерный нагрев подшипников опор вращающихся деталей машин может привести к заклиниванию подшипников и в конеч- ном итоге к поломке механизма. В значительной мере это относится к высокоскоростным и тяжело нагруженным опорам узлов. Как правило,нагрев опор неравномерный. Большему нагреву подвержены вращающиеся кольца подшипников опор (з основном наружные).
В настоящее время охлаждение подшипников опор производится в основном путем отбора тепла от наружных колец, закрепленных в корпусе узла. Для этого в корпусе узла выполняют полости, в которые подают охлаждающую жидкость или устанавливают тепловые трубы.
Недостатком таких устройств является то, что при незначительном общем теплоотводе в опоре еще больше увеличивается разность температур колец подшипника что не исключает возможности его заклинивания и ведет к неравномерному износу колец и быстрому выходу подшипника из строя, т. е. к снижению его долговечности
Известны подшипниковые узлы с непрерывным подводом охлаждающей жидкости или газа к вращающимся деталям машин.
Недостатком таких устройств является невозможность непосредственного отвода гепла от вращающихся колец подшипников, а также сложность одновременного обеспечения герметичности и отсутствия дополнительного тептовыделения в уплотнениях подшипников. Эго является причиной малой эффективности охлаждения и в конечном итоге не приводит к повышению долговечности по дш йпникоЪ.
В качестве прототипа принят подшипниковый узел с подшипником качения, внутреннее кольцо которого монтируется на
сл
sazf&t
пустотелой втулке, которая,в свою очередь, установлена на вращающемся валу. Полость втулки заполнена теплопроводным материалом. На другом конце втулки, удаленном от подшипника, имеются выступаю- щие наружу кольцевые ребра охлаждения.
Недостатком такого устройства является невозможность управления мощностью теплоотвода в процессе работы подшипникового узла. Мощность тепловыделения в подшипнике зависит как от частоты его вращения, так и от воспринимаемой нагрузки. Данное устройство может только частично компенсировать повышение тепловыделения при изменении режима работы, т. к, его теплота ограничена теплопроводностью охлаждающего материала и градиентом температур между теплоносителем и окружающей средой (радиатором), что ограничивает возможности долговечности под- шипников.
Целью изобретения является повышение долговечности подшипни1 ового узла.
Поставленная цель достигается тем, что средство отбора тепла выполнено в виде термоэлектрического холодильника с контактирующими с коллектором холодными спаями и горячими - с радиатором, а система электропитания холодильника выполнена в виде генератора с размещенной на валу и соединенной через выпрямитель с холодильником обмоткой якоря и со статором, образованным посредством диаметрально расположенных в корпусе с возможностью радиального перемещения постоянных маг- нитов.
Принципиальное отличие устройства от прототипа заключается в том, что средство отбора тепла выполнено в виде термоэлек- трического холодильника с автономной системой питания и возможностью регулирования мощности теплоотвода во время работы узла,
Использование предлагаемых существенных отличительных признаков в других устройствах при другой совокупности признаков авторам неизвестно.
На фиг. 1 представлен подшипниковый узел; на фиг. 2 - принципиальная электри- ческая схема устройства.
Подшипниковый узел содержит установленный на валу 1 и в корпусе 9 подшипник качения 2, средство отбора тепла в виде размещенного на валу 1 термоэлектрического холодильника 4 с коллектором 3 и радиатором 5, а также систему электропитания термоэлектрического холодильника 4. Термоэлектрический холодильник 4 содержит размещенные по окружности поочередно скоммутированные полупроводниковые термоэлектрические ветви дырочной и электронной проводимости. Холодные спаи термоэлектрического холодильника 4 находятся в плотном тепловом контакте с коллектором 3, а горячие - с радиатором 5. С другой стороны коллектор 3 примыкает к торцу внутреннего кольца подшипника 2 и находится с ним в плотном тепловом контакте. Система электропитания термоэлектрического холодильника 4 выполнена в виде генератора с размещенной на валу 1 обмоткой возбуждения 6 якоря 7 и со статором, образованным посредством диаметрально расположенных в корпусе 9 с возможностью радиального перемещения постоянных магнитов 8. Последние установлены с гарантированным зазором по отношению к обмотке возбуждения 6 якоря 7 и являются источником постоянного магнитного поля, воздействующего в диаметральном направлении вала 1. Обмотка возбуждения 6 якоря
7соединена через выпрямляющее устройство 10 с токовыводами термоэлектрического холодильника 4.
Электрическая схема устройства содержит термоэлектрический холодильник 4, обмотку возбуждения 6 якоря 7, постоянные магниты 8 и выпрямляющее устройство 10.
Устройство работает следующим образом. При вращении вала 1 происходит выделение тепла в подшипнике 2, вследствие чего нагреваются его составные элементы, в том числе и внутреннее кольцо, причем внутреннее кольцо подшипника 2 нагревается сильнее наружного. Одновременно с этим при взаимодействии постоянного магнитного поля, образованного постоянными магнитами 8, с обмоткой возбуждения 6 якоря 7. размещенного на валу 1, в последней индуцируется переменный электрический ток, который поступает на выпрямляющее устройство 10. С выпрямляющего устройства 10 постоянный электрический ток поступает на термоэлектрический холодильник 4.
8термоэлектрическом холодильнике 4 со стороны внутреннего кольца подшипника 2 поглощается тепло Пельтье, а с другой выделяется. Выделенное тепло поглощается радиатором 5 и рассеивается в окружающую среду.
При увеличении частоты вращения вала 1 происходит усиление нагрева подшипника качения 2, в том числе и его внутреннего кольца. В то же время увеличение частоты вращения вала 1 с размещенной на нем обмоткой возбуждения 6 приводит к увеличению ЭДС индукции а, следовательно, и термо-ЭДС ветвей термоэлектрического холодильника 4. Таким образом увеличивается мощность термоэлектрического холодильника, а соответственно и мощность теплоотвода, т. е. происходит более интенсивное охлаждение внутреннего кольца подшипника 2. Кроме того, получение необходимой величины ЭДС в зависимости от режима работы подшипникового узла может обеспечиваться регулированием величины зазора между обмоткой возбуждения б якоря 7 и постоянными магнитами 8 путем перемещения последних в диаметральном направлении вала 1.
Таким образом, подшипниковый узел работает в режиме постоянного регулируемого охлаждения внутреннего кольца подшипника, что обеспечивает выравнивание температур колец подшипников, равномерный их износ, а следовательно, повышение долговечности подшипникового узла,
Формула изобретения
Подшипниковый узел, содержащий установленный в корпусе и на валу подшипник качения и средство отбора тепла с радиатором и коллектором, примыкающим к торцу внутреннего кольца подшипника, о т- личающийся тем, что, с целью повышения долговечности, средство отбора тепла выполнено в виде термоэлектрического холодильника с контактирующими с коллектором холодными спаями.и горячими - с радиатором, а система электропитания холодильника выполнена в виде генератора
с размещенной на валу и соединенной через выпрямитель с холодильником обмоткой якоря и со статором, образованным посредством диаметрально расположенных в корпусе с возможностью радиального
перемещения постоянных магнитов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2020 |
|
RU2749048C1 |
ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР ДЛЯ ПИТАНИЯ СКВАЖИННЫХ УСТРОЙСТВ | 2003 |
|
RU2244995C1 |
Вертикально-осевая трёхвходовая аксиальная генераторная установка | 2020 |
|
RU2748225C1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С РЕДУКТОРОМ | 2010 |
|
RU2510561C2 |
Аксиальный трехвходовый бесконтактный ветро-солнечный генератор | 2020 |
|
RU2736200C1 |
Устройство для определения состояния подшипникового узла | 1991 |
|
SU1767378A1 |
ВЕТРОТЕПЛОВАЯ ГИДРОУСТАНОВКА | 2011 |
|
RU2455524C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2001 |
|
RU2206955C2 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2007 |
|
RU2321938C1 |
БЕСКОЛЛЕКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2007 |
|
RU2343620C2 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель- повышение долговечности узла. Лодшипниковь и узел с устройством охлаждения содержит установленный нэ валу и в корпусе подшипник качения, средство отбора тепла Е виде размещенного на валу термоэлектрического холодильника с коллектором и радиатором и систему электропитания, выполненную в виде генератора с размещенной на валу и соединенной через выпрямитель с холгдильником обмоткой якоря. Статор образован посредством диаметрально расположенных в корпусе с возможностью радиального перемещения постоянных магнитов. Предлагаемое устройство позволяет повысить долговечность подшипникового узла за счет постоянного регулируемого охлаждения внутреннего кольца подшипника, 2 ил.
8
Фиг.1
8l{
г-жн
Фиг. 2
Патент США № 3645593, кл F16 С 37/00, 1972. |
Авторы
Даты
1992-09-30—Публикация
1989-02-08—Подача