Изобретение относится к судостроению, в частности к глиссирующим судам с бортовыми спонсонами
Известна конструкция, содержащая корпус, подрессоренные на упругих пластинах лыжи, привод, систему управления.
Недостатком конструкции является отсутствие экранного эффекта, т к. пластины изогнуты под корпус, а также отсутствие амфибииности из-за наличия подводного крыла.
Известна конструкция, содержащая корпус с воздушным движителем и воздушным рулем направления Имеются лыжи, подвешенные на линии поперек потока
Недостатком конструкции является то, что здесь также отсутствует экранный эффект и низко аэродинамическое качество из-за наличия за лыжами застойных зон
Кроме того, это устройство не может въезжать на кромку льда, т к передняя часть передней лыжи не подрессорена
Известна конструкция, имеющая корпус, движитель, лыжи, закрепленные посредством штанг к корпусу, систему управления. Недостатком конструкции является его плохая аэрдинамика и отсутствие амфибииности, т к нет плоскостей (упругих пластин), создающих экранный эффект
Известно амортизированное глиссирующее трехточечное судно, где каждый из спонсонов выполнен в виде упругого листа, прикрепленного к днищу корпуса, причем спонсоны расположены под углом друг к другу в плоскости перпендикулярной продольной оси
Недостатком этой конструкции, принятой в качестве прототипа, является то, что фиксированное крепление спонсонов к корпусу не позволяет изменять в необходимых пределах положение судна над поверхностью Наличие неамортизированной кормовой точки опоры осложняет высокоскоростной контакт с кромкой льда и движение по льду
Это снижает надежность и сужает функциональные возможности судна, вынужденный переход на нескоростные режимы
СО
с
VI о о VI о VI
снижает экономичность. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств судна. Указанная цель достигается тем, что в известной конструкции, содержащей корпус с гибкими спонсонами, каждый из ко- торых одним концом связан с глиссирующим элементом, а другим соединен с корпусом, каждый спонсон соединен с корпусом шар- нирно с возможностью поворота относительно продольной оси судна, а судно снабжено регулируемыми ограничителями поворота спонсонов и эластичными емкостями, заполненными газом, при этом каждая емкость установлена между днищем корпуса и соответстсвующим спонсоном
Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемое судно отличается тем, что гибкие спонсоны соед- нены с днищем корпуса шарнирно и имеются регулируемые ограничители.
Таким образом, заявляемое судно соответствует критерию изобретения новизна.
Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной обасти техни- ки не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию существенные отличия.
На фиг. 1 показан общий вид судна; на фиг. 2 - разрез А-А; на фиг. 3 - узел соединения гибких спонсонов с днищем корпуса судна.
Глиссирующее судно содержит корпус 1, гибкие спонсоны 2, поплавки 3, эластичные емкости 4, регулируемые ограничители 5, оперение 6, движитель 7. Связь гибких спонсонов 2 с днищем корпуса 1 осуществлена посредством шарниров 8 (фиг. 3), кото- рые расположены вдоль продольной оси корпуса 1.
Управляемые ограничители 5 связаны с одной стороны с спонсонами 2, а с другой - через кинематическую передачу с управле- нием этими ограничителями в кабине.
Одним из возможных вариантов выполнения ограничителей 5 может быть конструкция в виде штыря 9, оканчивающегося снизу шарниром 10, а верхний его конец может быть связан с регулируемым исполнительным механизмом 11 посредством рычага 12. Управление механизмом 11 осуществляется из кабины. Для удержания спонсона в крайнем верхнем положении имеется упор 13 и пружина 14.
Поплавки 3 выполнены так, что их передняя часть загнута вверх с возможностью выхода судна на кромку льда или другого выступающего над уровнем воды препятствия.
Эластичные емкости 4 расположены между днищем корпуса 1 и спонсоном 2 и являются дополнительным амортизацинным элементом.
Поплавки 3 полые, закреплены на концах спонсонов 2 и выполнены с возможностью удержания судна на поверхности воды при его движении.
Спонсоны 2 выполнены из гибких материалов с возможностью изгиба их относительно шарнира 10 при ударе о препятствие
Судно работает следующим образом.
Во время движения при контакте с кромкой льда или с другим препг твием поплавки 3 воспринимая удары, изгибают спонсоны 2, снижая нагрузки на корпус 1.
Положение судна над поверхностью воды в зависимости от величины выступания кромки льда или другого препятствия, может регулироваться в необходимых пределах за счет регулируемых ограничителей 5.
Регулируемые ограничители 5 могут быть выполнены, например, в виде регулируемых упоров с одной стороны, а с другой - в виде тросиков, или других гибких элементов.
Для беспрепятственного выхода на кромку льда или другого препятствия судно снабжено воздушным движителем. Стабилизация по тангажу и управление по курсу осуществляются аэродинаическим оперением с соответствующим изменением центровки.
Использование гибких спонсонов, соединенных с днищем корпуса шарнирно и наличие регулируемых ограничителей позволяют изменять положение судна над поверхностью воды и снижать нагрузки на корпус судна, что повышает его надежность
Обеспечение надежной работы судна в условиях плавающего льда без снижения высокоскоростных режимов повышают его экономичность и расширяют функциональные возможности.
Формула изобретения Глиссирующее судно, содержащее корпус с гибкими спонсонами, каждый из которых одним концом связан с глиссирующим элементом, а другим соединен с корпусом, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств судна, каждый спонсон соединен с корпусом шарнирно с возможностью поворота относительно продольной оси судна, а судно снабжено регулируемыми ограничителями поворота спонсонов и эластичными емкостями, заполненными газом, при этом каждая емкость установлена между днищем корпуса и соответствующим спонсоном.
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судно переднеприводное с поперечным реданом | 2016 |
|
RU2611666C2 |
ЭКРАНОЛЕТ, ЕГО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО И ПРИВОД СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА | 1995 |
|
RU2099217C1 |
ГЛИССИРУЮЩИЙ КОРПУС СУДНА "ВИНДЖЕТ" | 2007 |
|
RU2330776C1 |
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" | 2022 |
|
RU2776632C1 |
Самолёт-амфибия укороченного взлёта и посадки | 2023 |
|
RU2796595C1 |
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА | 1991 |
|
RU2034736C1 |
ЭКРАНОХОД | 2013 |
|
RU2545566C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2002 |
|
RU2204499C1 |
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА | 2019 |
|
RU2723200C1 |
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2015 |
|
RU2622171C1 |
Назначение изобретения: конструирование быстроходных судов Сущность изобретения: корпус судна выполнен с гибкими спонсонами, каждый из которых одним концом связан с глиссирующим элементом, а другим-с корпусом При этом каждый спон- сон соединен с корпусом шарнирно с возможностью поворота относительно продольной оси судна, а судно снабжено регулируемыми ограничителями поворота спонсонов и эластичными емкостями, заполненными газом, причем каждая емкость установлена между днищем корпуса и соответствующим спонсоном 3 ил
J г 4 5
Фигг
Амортизированное глиссирующее трехточечное судно | 1982 |
|
SU1102707A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-10-07—Публикация
1989-12-22—Подача