Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах трения машин и приборов.
Целью изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей узла путем уменьшения радиального теплового расширения.
Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен общий вид узла трения скольжения в разрезе.
Устройство содержит подшипник скольжения 1 и втулку 2, выполненные из чистого или легированного монокристаллического лейкосапфира, кристаллографическая ось которого 0001 совпадает с продольной осью подшипника и втулки. Втулка 2 укреплена на цапфе вала 3.
Подшипник работает следующим образом.
Втулка 2 закрепляется на цапфе вала 3 прибора, а подшипник скольжения 1 устанавливается в ею корпусе. Смазка при работе устройства не требуется.
Выполнение подшипника и втулки из лейкосапфира позволяет использовать узел трения без смазки при температурах до 1500° С, а также в вакууме и практически в любых агрессивных средах, кроме плавиковой кислоты. Кристаллографическая ориентация продольной оси подшипника и втулки в направлении оси 0001 монокристалл обеспечивает повышение надежности узла при высоких температурах; выполнение подшипника и втулки из легирован -юго монокристалла лейкосапфира за счет увеличения ударной вязкости материала повышает долговечность узла трения при ударных нагрузках. При этом, как показали эксперименты, наилучцие результаты достигаются при содержании Сг в предела 0,01 -0.1%, а
-ч XI
ел
ю
ы
Ti, Va. Zr в пределах 0,8-1,5% При введении легирующих добавок в количествах ниже нижнего предела эффект повышения ударной вязкости незначителен При увеличении степени легирования выше верхнего предела наблюдается, как показали эксперименты, снижение износостойкости узла. Как показали эксперименты, в условиях абразивного изнашивания стойкость подшипника возрастает до 5 раз по сравнению с подшипником скольжения, пара трения которого вып олнена из чугуна
Формула изобретения 1. Узел трения скольжения, содержащий подшипник скольжения из монокристалла лейкосапфира и коаксиально размещенную в нем цапфу вала, о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что, с целью повышения
надежности и расширения функциональных возможностей узла путем уменьшения радиального теплового расширения, узел снабжен втулкой, выполненной из монокристалла лейкосапфира и размещенной на цапфе вала с контактом с подшипником скольжения, причем продольная ось подшипника и втулки совпадает с кристаллографической осью 0001 монокристаллов.
2.Узел по п 1, 9 л ича ю щи и ся тем, что монокристаллы лейкосапфиров легированы одним из элементов ряда Ti, Cr, V, Zr.
3.Узел по пп. 1 и 2, отличающий- с я тем, что монокристаллы лейкосапфиров
содержат 0,01-0,1 мае. % Сг
4.Узел по пп 1 и 2, отличающий- с я тем, что монокристаллы лейкосапфиров содержат 0,8-1,5 мас.% Ti или V, или Сг
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2042866C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ | 1990 |
|
RU2014137C1 |
ШИХТА ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЙ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2007 |
|
RU2359051C2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НАНОСТРУКТУРНЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАДИЕНТНЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2014 |
|
RU2578840C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НАНОСТРУКТУРНЫМ МЕТАЛЛОКЕРАМОМАТРИЧНЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2012 |
|
RU2485365C1 |
Подшипниковый узел | 1991 |
|
SU1784771A1 |
Пробоотборник | 1989 |
|
SU1681179A1 |
Опорный подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1774091A1 |
Газостатический подшипниковый узел | 1989 |
|
SU1707332A1 |
АКСЕЛЕРОМЕТР | 1969 |
|
SU1840657A1 |
И пользование: узлы трения машин и приборов. Сущность изобретения; на валу закреплена втулка из монокристалла лейко- сапфира, охватываемая подшипником скольжения из гогоже материала. Продольная ось подшипника и втулки совпадает с кристаллографической осью (G001) монокристаллов. Монокристаллы лейкоснпфиров могут быть легированы одним из элементов из ряда Ti, Cr, V, Zr. Монокристаллы лейко- сапфиров могут содержать 0,01-0,1 мас.% Сг. Также могу г содержать 0,8-1,5 мас.% TI или V. или Сг Узел трения скольжения повышает надежность и расширяет функциональные возможности путем уменьшения радиального теплового расширения. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.
Ю.М | |||
Хандельсман | |||
Камневые опоры | |||
М., Машиностроение 1973, с 22-23. |
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1990-07-30—Подача