сл С
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2088020C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТОК РОТОРА | 1992 |
|
RU2042252C1 |
Электрическая машина | 1982 |
|
SU1056377A1 |
ОСЕВОЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР | 2000 |
|
RU2184274C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2084069C1 |
ВЫСОКООБОРОТНЫЙ ТУРБОГЕНЕРАТОР С ПАРОВЫМ ПРИВОДОМ МАЛОЙ МОЩНОСТИ | 2014 |
|
RU2577678C1 |
ГИДРОАГРЕГАТ | 2014 |
|
RU2549753C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2235405C1 |
Сущность изобретения: электрическая машина содержит корпус статора с сердечником и высоковольтной обмоткой, торцовое закрытие 3 которого представляет собой несущий элемент, в виде щита. На внутренней стенке щита, расположенной у обмотки, на кольцевой его кромке vCTaHos- лены лабиринтное уплотнение 6 и токособи- рающее кольцо, которые соединены болтами. Для подачи воды в канал с внешней стороны щита от фланца выполнен водяной тракт из труб и приваренных фланцев. Кольцевые уплотнения являются основными уплотняющими элементами и обеспечивающими герметичность зон с высоковольтной обмоткой и зоной с повышенной влажностью. 3 ил.
Предполагаемое изобретение относится к области электромашиностроения и, в частности, к турбогенераторостроению, т.е. к высокоиспользованным электрическим машинам, имеющим большие линейные нагрузки.
Известны электрические машины, торцевые части которых содержат ряд элементов конструкции, которые служат для закрытия машины, в виде щитов, прикрепленных к корпусу статора, и различного рода вспомогательных узлов и деталей установленных, например, на щите.
Все детали, расположенные вблизи активных частей ротора и статора, пронизываются потоками рассеяния, которые наводят
циркуляционные токи, суммирующиеся, как правило, на кромках этих деталей.
Местом крепления этих узлов и деталей являются внутренние кольцевые зоны,-в которых и суммируются гоки. Эти токи создают добавочные потери в деталях, и, следовательно, их нагрев, отрицательно сказывающийся на надежную работу деталей и узлов в этой зоне.
Повреждение элементов концевых частей, чаще всего, турбогенераторов, вызванные чрезмерным нагревом - следствие недостаточного учета полей рассеяния и неправильного выполнения конструкции.
В турбогенераторах мощностью 150- 200 МВт наблюдались явления чрезмерного нагрева внутренних газоразделительных
xi
Ч 4 Ы 4
щитов, диффузоров, сопровождающиеся подгаром и оплавлением стыковых зон крепления внутренних газоразделительных щитов к наружному щиту. а также участков разъема составных щитов и диффузоров. Существует ряд способов борьбы с перегревом и разрушением деталей токами от торцевых полей рассеяния; изолирование стыковых зон сборных деталей, создание экранов вокруг массивных деталей торцевых частей, специальных магнитопроводов (шунтов), а также короткозамыкающих токо- проводящих колец, с обеспечением в зависимости от интенсивности нагревов системы охлаждения.
Одним из эффективных средств борьбы с этими явлениями может быть изолирование стыковых зон деталей.
Известен узел крепления диффузора вентилятора турбогенератора мощностью 165 МВт (см. кн. Электромагнитные и тепловые процессы в концевых частях мощных турбогенераторов, АН УССР, изд. Наукова думка Киев - 1971 г, стр.35-36, рис.25). При эксплуатации этого узла вследствие нагрева циркуляционными токами накладок и крепящих болтов, произошел отрыв накладки с последующим повреждением других деталей турбогенератора. Имели место также оплавления и подгары верхнего полукольца щита вентилятора в местах сочленения с торцевым щитом.
В одном из вариантов между щитом и диффузором установлена изоляционная прокладка из текстолита, крепящие болты изолированы от щита трубками из бакели- зированной бумаги и прокладками из элек- трокартона. Предусмотрено более надежное крепление болтов стопорными шайбами.
Необходимо отметить, что вопрос эксплуатационной надежности деталей с изолированными стыками требует внимательного изучения. В практике известны случаи аварий из-за повреждения изо- ляции в подобных узлах. Кроме того, области повреждений, вызванных вихревыми и циркуляционными токами, расширяются с возрастанием линейных нагрузок.
Наиболее близким к заявляемой, взятой за прототип, является электрическая машина переменного тока, содержащая нажимной фланец (несущий элемент), на краях которого со стороны, противоположной сердечнику статора, размещены кольца из материала с высокой электропроводностью (токособирающие), имеющие с нажимным фланцем хороший электрический контакт, например, посредством пайки (см. авт. св. Ns 311339, кл. Н 02 К 5/20, 1956 г.).
Причиной перегревов элементов конструкции в торцовых частях являются вихревые токи, величина которых зависит от места расположения этих элементов от активных частей. С увеличением единичной мощности машин возникает острая необходимость в ликвидации последствий, к которым приводят перегревы.
В выбранном прототипе несущий эле0 мент (нажимная плита) представляет массивную деталь, размеры и материалы которой выбираются из соображений механической прочности для удержания в спрессованном состоянии сердечника статора на
5 весь срок эксплуатации электрической машины без разборки и сборки. Поэтому к такому несущему элементу можно приварить или припаять токораспределяющие кольца, будь то с охлаждающими каналами
0 или без них.
Целью изобретения является повышение надежности конструкции за счет снижения перегревов.
За счет выполнения элементов конст5 рукции разборными и съемными, а также введения канала с кольцевым уплотнением удалось значительно уменьшить перегревы от токов, перетекающих по кромке кольцевой зоны несущего элемента, и одновремен0 но охладить токособирающее кольцо путем введения косвенного охлаждения, и тем самым предохранить уплотнительное кольцо от старения. Тем самым повышается надежность электрической машины.
5 Это достигается следующим образом. Известный статор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержит, по меньшей мере, одно токособирающее кольцо, размещенное на удаленных кромках не0 сущего элемента конструкции и прикрепленное к нему; и лабиринтное уплотнение. В предлагаемом решении токособирающее кольцо и лабиринтное уплотнение присоединены к несущему эле5 менту, состоящему, как минимум, из двух частей, посредством крепежных элементов, а плоскости прилегания кольца, несущего элемента и лабиринтного уплотнения снабжены кольцевыми уплотнениями, при этом
0 токособирающее кольцо снабжено каналом для охлаждения, а кольцевые уплотнения, расположенные ближе к ротору, являются гидроплотными.
На фиг.1 изображен турбогенератор с
5 жидкостным охлаждением активных и конструктивных частей; на фиг.2 показан выносной элемент места установки токособирающего кольца, уплотнений и конструкции подачи воды; на фиг.З - сопряжение элементов в кольцевой кромке щита.
Турбогенератор 1 (фиг.1), содержит корпус статора с сердечником и высоковольтной обмоткой 2, торцевое закрытие 3 которого представляет собой несущий элемент, в виде щита 4, с закрепленными на ней другими элементами. На внутренней стенке щита 5, расположенной у обмотки 2, на кольцевой его кромке установлено лабиринтное уплотнение 6 и токособирающее кольцо 7, которые соединены болтами 8.
Для подачи воды в канал 9 с внешней стороны щита 4 от фланца 10 выполнен водяной тракт из труб 11, 12 и приварных фланцев 13.
На кольцевой кромке щита 14 выполнена кольцевая канавка 15, с уложенной в нее концевой резиной круглого сечения. Аналогичным образом выполнена канавка 17 в токособирающем кольце 7. Кольцевые уплотнения 16 являются основными уплотняющими элементами и обеспечивающими герметичность зон с высоковольтной обмоткой 2 и зоной с повышенной влажностью 18. Щит 4 имеет нижнюю часть 19 и верхнюю - 20.
При сборке турбогенератора на монтаже, после установки корпуса статора с сердечником и обмоткой 2, устанавливается нижняя часть 19 щита 4, затем верхняя часть 20. Уплотнив разъемы щита 4 резиной, собирают две половинки и крепят при помощи болтов 8 к корпусу.
Перед заводкой ротора в статор, навешивают на ротор короткозамыкающие кольца 7 и заводят ротор, После установки ротора, собирают лабиринтное уплотнение 6 и производят установку всех резиновых уплотнений, а затем прибалчивают кольцо 7 и уплотнения 6 к щиту, не нарушая уплотнений 16.
Для проверки герметичности сборки подают воду в канал 9 под давлением от внешнего источника и проверяют на наличие течи со стороны обмотки.
Что касается вихревых токов, то эти токи, не доходя до кромки нажимного кольца
14, переходят в токособирающие кольца, из- за низкого сопротивления и, суммируясь, замыкается по нему.
При этом потери, которые выделяются в
кольце, косвенно отводятся водой, протекающей вдоль этого кольца по каналу 9, а затем сливается в нижнюю половину 19 щита 4.
При плановых ремонтах генератора все
элементы конструкции, кроме токораспре- делительного кольца входящие в торцевую зону, разбираются и снимаются при выеме ротора, и затем собираются.
За счет выполнения элементов конструкции разъемными и съемными, а также введения кольцевого резинового уплотнения удалось значительно уменьшить токи, перетекающие по кромке кольцевой зоны несущего элемента, и одновременно охлэдить токособирающее кольцо путем введения косвенного охлаждения и тем самым предохранить уплотнительное кольцо от старения при перегреве.
Таким образом, обеспечено снижение
перегревов и повышение надежности электрической машины.
Формула изобретения Статор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий по меньшей мере одно токособирающее кольцо, размещенное на удаленных кромках несущего элемента конструкции и прикрепленное к нему, и лабиринтное уплотнение, отличающийся тем, что, с целью повышения
надежности конструкции за счет снижения нагревов, токособирающее кольцо и лабиринтное уплотнение присоединены к несущему элементу, состоящему, как минимум, из двух частей посредством крепежных элементов, а плоскости прилегания кольца, несущего элемента и лабиринтного уплотнения снабжены кольцевыми уплотнениями, при этом токособирающее кольцо снабжено каналом для охлаждения, а кольцевые уплотнения, расположенные ближе к ротору, являются гидроплотными.
1
-tzu-qp-vtrir
n tid.n
-ift
О DD П
2 11
Фиг 2
fbJaver йоду
ФигЗ
Электромагнитные и тепловые процессы в концевых частях мощных турбогенераторов | |||
АН УССР, изд | |||
Наукова думка, Киев, 1971, с.35-36, рис.25 | |||
НАЖИМНОЙ ФЛАНЕЦ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 0 |
|
SU311339A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-11-07—Публикация
1990-05-14—Подача