Изобретение относится к исполнительным элементам авиационной приборной автоматики, имеющим инерционные демпферы, а также может быть использовано в системах демпфирования инерционных колебаний космических летательных аппаратов и в гироскопических устройствах.
Целью изобретения является повышение эффективности демпфирования в широком диапазоне изменения частоты вращения.
На фиг,1 представлена конструкция инерционного демпфера; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3-5 схематично показаны разные положения двух соседних дисков.
Демпфер содержит вал 1, на котором закреплено п (в данном случае ) немагнитных электропроводящих дисков 2. Диски ротора установлены соосно поочередно с п+1 (в данном случае ) немагнитными дисками статора 3. Диски статора снабжены
аксиально ориентированными постоянными магнитами 4, образующими многополюсную магнитную систему. Магнитные полюса постоянных магнитов крайних дисков статора соединены кольцевыми ферромагнитными сердечниками 5. Ферромагнитные сердечники 5 и диски статора 3 размещены в немагнитном корпусе 6. Для изменения степени демпфирования четные или нечетные диски статора (в данном случае второй) выполнены подвижными. Для этого он размещен в подшипнике 7, что позволяет изменять осевое положение данного диска. Противодействующие пружины 8 позволяют изменять зависимость коэффициента демпфирования от частоты вращения ротора.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии вал 1 инерционного демпфера жестко связан с валом устройства, колебания которого необходимо
л Х|
демпфировать, либо создавать на его валу подтормаживающий момент. Постоянные магниты 4 установленных поочередно ста- торных дисков 3 образуют последовательную магнитную цепь, магнитный поток которой пересекает немагнитные электропроводящие диски ротора 2 и замыкается через кольцевые ферромагнитные сердечники 5. При возникновении колебаний вала
1или его вращении диски ротора 2 начинают перемещаться относительно полюсов постоянных магнитов 4, установленных на дисках статора 3. При перемещении дисков
2ротора относительно магнитного поля постоянных магнитов 4 в массиве дисков ин- дукцируются ЭДС и возникают токи. Токи дисков ротора создают магнитный поток реакции якоря, который в сумме с потоками постоянных магнитов образует результирующий магнитный поток, Взаимодействие токов диска с результирующим магнитным потоком вызывает возникновение тормозного или демпферного момента, стремящегося уменьшить скорость относительного перемещения дисков ротора и статора. Момент демпфирования колебаний и пропорциональный ему коэффициент или степень демпфирования колебаний
j-y,(1)
где Мд - момент демпфирования;
Кд - коэффициент демпфирования;
v - угловая скорость относительного перемещения дисков ротора и статора.
Для плавного регулирования степени демпфирования предлагается выполнять часть дисков статора подвижными. На фиг. 2 показана схематично часть инерционного диска. На фиг. 3 показано такое положение подвижного диска статора, когда в воздушном зазоре разноименные полюса двух соседних дисков расположены строго друг против друга. 8 этом случае проводимость потоку в воздушном зазоре S d
где S - площадь взаимного перекрытия двух разноименных магнитов соседних дисков статора, максимальна, так как максимальна площадь взаимного перекрытия разноименных магнитов. В этом случае по магнитной цепи протекает максимальный поток, обеспечивая максимальный коэффициент демпфирования Кд. На фиг. 4 показано смещение подвижного диска статора относительно неподвижных. В этом случае коэффициент демпфирования Кд уменьшается в силу уменьшения проводимости воз- душного зазора и, следовательно, магнитного потока в магнитопроводе. На
GМ0,
(2)
фиг.5 представлено крайнее расположение дисков статора, когда коэффициент демпфирования Кд равен нулю.
При отклонении осей разноименных
магнитов подвижных и неподвижных дисков статора на подвижные диски статора действует синхронный момент М, который стремится расположить диски таким образом, чтобы оси разноименных постоянных
магнитов, расположенных на подвижных и неподвижных статорных дисках, совпадали, а синхронный момент Ма стремится максимально отклонить оси разноименных магнитов. Таким образом, в установившемся
режиме
.(3)
Для изменения зависимости коэффициента демпфирования от частоты вращения ротора подвижные диски статора снабжаются противодействующими пружинами 8. В этом случае на подвижные диски статора кроме синхронного Мс и асинхронного Ма моментов действует момент, создаваемый противодействующей пружиной - МПр. В установившемся режиме уравнение моментов, действующих на подвижные диски статора, записывается следующим образом:
Мс+Мпр Ма.(4)
Изменяя жесткость противодействующей пружины, можно изменять асинхронный момент, а значит, коэффициент демпфирования.
Таким образом, повышение зффектив- ности демпфирования в широком диапазоне изменения частоты вращения достигается тем, что инерционный демпфер снабжен противодействующими пружинами, а статорные диски с постоянными маг- нитами через один установлены с возможностью разворота в пределах полюсного деления и соединены с противодействующими пружинами.
Формула изобретения
Инерционный демпфер, содержащий немагнитный электропроводящий дисковый ротор и расположенный на статоре индуктор, выполненный в виде системы
аксиально ориентированных постоянных магнитов, которые с одной стороны соединены ферромагнитным сердечником, а другой стороной обращены к торцовой поверхности дискового ротора, ротор снабжен дополнительными немагнитными электропроводными дисками, закрепленными на одном валу с основным, статор-снабжен п+2 немагнитными дисками, на которых размещены постоянные магниты, и дополнительным ферромагнитным кольцевым
сердечником, при этом основной и дополнительный ферромагнитные сердечники расположены на внешней торцевой поверхности крайних немагнитных дисков статора, электропроводящие диски ротора размещены между соосно с ними установленными немагнитными дисками статора, а расположенные напротив друг друга полюса постоянных магнитов разных немагнитных дисков статора ориентированы в одном
0
направлении, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования в широком диапазоне изменения частоты вращения, снабжен противодействующими пружинами, а ста- торные обмотки с постоянными магнитами через один установлены с возможностью разворота в пределах полюсного деления и соединены с противодействующими пружинами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Инерционный демпфер | 1989 |
|
SU1642559A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ МАГНИТОЖИДКОСТНЫЙ ДЕМПФЕР (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2549592C1 |
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР С РАСКРЫВАЮЩИМСЯ РОТОРОМ | 2020 |
|
RU2731825C1 |
МАГНИТОИНДУКЦИОННЫЙ ДЕМПФЕР | 2006 |
|
RU2343491C2 |
Торцевой электродвигатель с функцией генератора, содержащий постоянные магниты | 2022 |
|
RU2802342C1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2316882C1 |
Спидометр | 1981 |
|
SU1008660A1 |
Вентильный электродвигатель | 1983 |
|
SU1141527A1 |
МАГНИТНЫЙ ГЕНЕРАТОР | 2000 |
|
RU2169423C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ РОТОР | 2009 |
|
RU2444106C2 |
Использование: в системах демпфирования инерционных колебаний космических летательных аппаратов и в гироскопических устройствах. Сущность: инерционный демпфер содержит вал, на котором закреплены немагнитные электропроводящие диски. Диски ротора установлены соосно поочередно с немагнитными дисками статора, которыеснабженыаксиально ориентированными постоянными магнитами. Магнитные полюса постоянных магнитов крайних дисков статора соединены кольцевыми ферромагнитными сердечниками, которые размещены е немагнитном кор пусе. Для изменения степени демпфирования четные или нечетные диски статора выполнены подвижными. Для этого он размещен в подшипнике. 5 ил.
Хд фиг.З
А-А
Фиг.1
Ъ (
ие
Инерционный демпфер | 1989 |
|
SU1642559A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-11-30—Публикация
1990-06-07—Подача