Изобретение относится к машиностроению, а именно к новой разновидности планетарных коробок передач, которые могут быть использованы в трансмиссиях транспортных, дорожных и строительных машин и в других областях техники.
Целью изобретения является увеличе- .; ние количества ступеней передаточных чи сел за счет использования дополнительных элементов управления без пересечения звеньев благодаря улучшению условий их
размещения.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена кинематическая схема коробки.
Коробка содержит два соосных трех. звенных планетарных механизма 1 и 2, ведущий 3 и ведомый 4 валы, соединенные с солнечными шестернями соответственно
планетарных механизмов 1 и 2, тормоза 5 и 6 для раздельной остановки коронных шестерен, две соединительные передачи 7 и В, у которых начальные зубчатые колеса 9 и 10
соосны планетарному механизму 1, размещена по разные его стороны и снабжены подключающими устройствами 11 и 12 для подсоединения к различным звеньям планетарного механизма 1 с противоположных сторон. Конечные зубчатые колеса 13 и 14 соединительных передач 8 и 7 аналогично расположены относительно планетарного механизма 2 и снабжены подключающими устройствами 15 и 16. Каждое из подключающих устройств 11,12,15 и 16 имеют по три выключаемых муфты. Благодаря этому колеса 9, 10, 13 и 14 и, следовательно, начала и концы соединительных передач 7 и 8 могут быть подсоединены к каждому из трех основных звеньев планетарных механизмов 1 и 2. Соединительные передачи 7 и 8 кроме зубчатых колес 9, Юи 13,14 имеют зубчатые колеса 17. 18, 19 и 20 на валах 21 и 22, Благодари использованию соединительных передач с указанным расположением из на- ч чальных и конечных звеньев относительно соединяемых планетарных механизмов, в
W
Ј
00
8
к N со
коробке использовано дополнительно десять выключаемых муфт.
Работа коробки состоит в следующем. Для получения большей части ступеней необходимо соединительные передачи 7 и 8 подключить к определенным звеньям обоих планетарных механизмов и включить один из тормозов. При этом начальное 9 и конечное 14 зубчатые колеса соединительной передачи 7, подключённ ые к определенным звеньям обоих планетарных механизмов с одной стороны, образуют одну внутреннюю связь коробки. Вторая внутренняя связь осуществляется соединительной передачей 8, подключенной к заданным звеньям обоих планетарных механизмов с другой стороны. Включение при этом тормоза 5 или 6 приводит к остановке соответствующего звена, в результате чего вращение ведущего вала 3 через планетарный механизм 1 передается на соединительные передачи 7 и 8, планетарный механизм 2 и ведомый вал 4. Другая группа ступеней передаточных чисел реализуется подключением к планетарным механизмам одной из соединительных передачи включением соответствующего тормоза. Имеются ступени передаточных чисел, для осуществления которых необходимо под-, ключить. к планетарным механизмам обе соединительные передачи без включения тормоза. Передаточное число каждой ступени зависит от параметров составляющих планетарных механизмов и соединительных передач и определяется комбинацией включенных элементов управления и образующейся при этом режимной схемой. Использование дополнительных элементов управления позволяет увеличить число ва- . риантов режимных схем и количество ступеней передаточных чисел коробки.
Возможно множество других примеров выполнения коробки, т.к. каждая коробка из двух планетарных механизмов может быть
. убовершенстрована данным изобретением.
Тем самым образуется новая разновидность планетарных коробок передач. При этом коробки могут иметь самые разнообт разные схемы: ведущий и ведомый валы подсоединены к разнообразным звеньям;
планетарные механизмы имеют различные схемы; дополнительными элементами управления могут быть выключаемые муфты и тормоза; число тормозов, механизмов подключения и выключаемых муфт, а также же их функции могут быть разнообразны, причем их число может быть предельным, когда его уже невозможно увеличивать в конкретной схеме, или неполным, если за ненадобностью некоторые из них отсутствуют, хотя и возможны; соединительные передачи могут быть различного типа и конструкции, с параметрами, задаваемыми в широких пределах. Количество ступеней передаточных
чисел в коробке зависит от схем и конструктивных параметров составляющих планетарных механизмов, от передаточных отношений соединительных передач и от количества элементов управления и их функций. Например, в коробке из двух однорядных трехзвенных планетарных механизмов может быть получено ориентировочно 30 ступеней передаточных чисе л разного знака, а если один из двух планетарных механизмов является четырехзвен- ным и число элементов управления поэтому могут быть увеличено, то может быть получено порядка 60 ступеней передаточных чисел. Количество ступеней -можно
наращивать и дальше, увеличивая число звеньев в составляющих планетарных механизмах и элементов управления. Формула изобретения Планетарная коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый вал, два планетарных механизма и элементы управления, состоящие из выключаемых муфт и тормозов, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения количества ступеней пер едаточных чисел, она снабжена дополнительными элементами управ/тения и двумя соединительными передачами, начальные звенья которых размещены по разные сто- ррны и соосно с первым планетарным меха низмом, ,а конечные звенья размещены аналогично относительно второго планетарного механизма для подсоединения передач к звеньям последних посредством выключаемых муфт или жестко.
V
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ЕЛИСЕЕВА Б.П. | 1991 |
|
RU2026506C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ЕЛИСЕЕВА Б.П. | 1992 |
|
RU2068132C1 |
БОРТОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2121936C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2382916C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2438908C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2380596C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2382257C1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2606652C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2299146C1 |
ДИАПАЗОННАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2563918C2 |
Использование: машиностроение. Сущ-- ность изобретения: коробка передач содержит корпус, ведущий и ведомый валы, два планетарных механизма, элементы управ- деция,включающие выключаемые муфты и тор- . моза.и две соединительные передачи.Начальные звенья передач размещены по разные стороны и соосно относительно первого планетарного механизма. Конечные звенья передач размещены аналогично относительно второго планетарного механизма. Звенья планетарного механизма связаны с соединительными передачами посредством выключаемых муфт или жести. 1 ил.
Планетарные передачи | |||
Справочник/Под ред | |||
В.Н.Кудрявцева и Ю.Н.Кудря- шова | |||
Л.:Машинострение, 1977, с.427, табл, 22.20, схема КП В277-8 |
Авторы
Даты
1993-03-30—Публикация
1989-06-26—Подача