Изобретение относится к скобяным изделиям и может быть использовано на железнодорожном транспорте, на дверях крытых грузовых вагонов.
Цель изобретения - повышение надежности запирания замка за счет установки продольной подпружиненной планки внутри кодового механизма и устранение прямо- го взаимодействия между кодовым механизмом и приводом засова замка.
Указанная цель достигается тем, что в кодовом замке, содержащем размещенные в корпусе засов, средство перемещения засова и средство блокировки - кодовый механизм, внутри предлагаемого дискового кодового механизма продольно установлена подпружиненная запорная планка, взаимодействующая с кодовыми кольцами и запирающая шток привода в правом крайнем перемещенном положении, причем конусной головкой, закрепленной на конце
штока, перемещается один конец двуплечего рычага, закрепленного в корпусе замка перпендикулярно штоку, а другой конец рычага перемещает прикрепленный к нему подпружиненный засов, установленный напротив отверстия дверного ушка.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый кодовый замок отличается тем, что продольная подпружиненная планка установлена внутри дискового кодового механизма и соединена со штоком привода не жесткой прямой связью, а через систему подпружиненных рычагов и тяг.
Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники показывает, что установка продольной подпружиненной запорной планки внутри дискового кодового механизма и соединение ее со штоком приводя через систему
ел
с
00
о
00
о
00
N
со
подпружиненных рычагов и тяг, устраняют прямую жесткую связь привода с кодовым механизмом и обеспечат открывание замка без нажатия на привод, что придает устройству новые свойства.
На фиг.1 представлен общий вид кодового замка и дверного запорного устройства; на фиг,2 - разрез А-А на фиг.1 (кодовый замок и дверное запорное устройство); на фиг.З - продольный разрез кодового меха- низма замка; на фиг.4 - продольный разрез кодового механизма замка, находящегося-в положении замок закрыт ; на фиг.5 - продольный разрез кодового механизма замка, находящегося в положении замок открыт ; на фИг.б - нижняя половина корпуса кодового механизма замка, вид сверху; на фиг.7 - крышка корпуса кодового механизма замка; на фиг.З - цилиндр кодового механизма замка; на фиг.9 - поперечный разрез кодо- вого механизма замка, находящегося в положении замок закрыт ; на фиг.10 - поперечный разрез кодового механизма замка, находящегося в положении замок открыт ; на фиг.11 - кодовое кольцо кодово- го механизма замка, вид сбоку; на фиг. 12 - то же, вид спереди; на фиг. 13 - крепление кодового механизма замка к опорной пластине с поперечным разрезом кодового ме- ханизмазамка;нафиг.14-двуплечийрычаг; на фиг. 15 - разрез Б-Б на фиг.6 (кодовый механизм замка); на.фиг, 16 - разрез В-В на фиг.1, кодовый замок, находящийся в положении замок открыт ; на фиг.17 - то же, в положении замок закрыт ; на фиг. 18 - узел крепления нижнего конца двуплечего рычага к засову; на фиг. 19 - то же, поперечный разрез; на фиг.20 - установка кодового замка на стойке дверной коробки; на фиг.21 - торцовая часть корпуса кодового механиз- ма замка; на фиг.22 - то же, вид сбоку на фиг.23 - центральное окно корпуса кодового механизма замка; на фиг.24 - защитный корпус засова, вид сбоку.
Кодовый замок для железнодорожного крытого грузового вагона содержит корпус 1 кодового механизма (фиг.1), в нижней половине 2 которого (фиг.6) на четырех выступах 3 с помощью кронштейнов 4 (фиг.4, 6,9) закреплен цилиндр 5(фиг.8), имеющий про- дольную канавку 6 и осевое отверстие 7, в котором установлен шток 8 (фиг.4 и 6), на одном конце которого закреплена ручка 9, а на другом конце с помощью винта 10 закреплена конусообразная головка 11с ци- линдрическим выступом 12. На штоке 8 (фиг.6) между ручкой 9 и поперечной перегородкой 13 нижней половины 2 установлены две пружины 14 и 15, а между головкой 1.1 и торцовой стенкой нижней половины 2
корпуса 1 закреплена пружина 14. На кронштейне 16 (фиг.4 и 5), закрепленном на поперечной перегородке 13, шарнирно закреплен один конец запорной планки 17, установленной в канавке 6 цилиндра 5, а на другом конце запорной планки 17 закреплены две шпильки 18, соединенные с двумя тягами 19 двух пружинных амортизаторов 20, прикрепленных к нижней половине 2 корпуса 1 (фиг.З, 4 и 6).
На цилиндре 5 (фиг.4) свободно надеты 6-8 кодовых кблец 21, каждое из которых имеет на внутренней поверхности по одной кодовой прорези 22 (фиг. 11) для запорной планки 17, а на внешней поверхности равномерно по всей окружности имеет нумерацию 23 (от 0 до 9) и рифленую дорожку 24 (фиг. 12), облегчающую вращение кодового кольца 21. На цилиндре 5 кодовые кольца 21 зафиксированы с обоих концов цилиндра 5 четырьмя стопорными шпильками 25, а также четырьмя кронштейнами 4 (фиг.6).
К запорной планке 17 (фиг.4 и 6) шарнирно прикреплены шпильками 26, две параллельные тяги 27, соединенные с одним концом двуплечего рычага 28, закрепленного на нижней половине 2, у которого другой конец соединен с тягой 29, соединенной с малым штоком 30, установленным в отверстии перегородки 13, параллельно штоку 8 (фиг.4).
Каждая параллельная тяга 27 выполнена из двух половинок, которые.соединены пружиной 31. Один конец двуплечего рычага 28 (фиг.4) соединен с пружиной 32. прикрепленной к нижней половине 2, а на малом штоке 30 установлена пружина 33.
Кодовые кольца 21, цилиндр 5, шток 8, ручка 9, головка 11, выступ 12, малый шток 30, двуплечий рычаг 28 и запорная планка 17 покрыты тонким слоем пластмассы для предотвращения их коррозии, а также для уменьшения трения и смерзаемости,
В нижней половине 2 корпуса 1 (фиг.6) выполнены торцовая выемка 34, центральная выемка 35 и боковая выемка 36 с козырьком 37, а также водоотводные отверстия 38 (фиг.4), вдоль ее продольной оси - два боковых зацепа 39 и три крепежных выступа - один нижний - 40 и два-боковых -41 (фиг.4, 6 и 13).
Нижняя половина 2 корпуса 1 сверху закрыта крышкой 42 (фигр7 и 13). у которой два боковых крючка 43 вставлены в боковые зацепы 39 нижней половины 2, а торцовая выемка 44 совмещена с торцовой выемкой 34 нижней половины 2 с образованием торцового отверстия 45 (фиг.4).
Боковая центральная выемка 46 (фиг.7 и 15) крышки 42 совмещена с центральной
выемкой 33 нижней половины 2 с образованием окна 47 (фиг.23). а боковая выемка 48 с козырьком 49 крышки 42 совмещена с боковой выемкой 36 и козырьком 37 нижней половины 2 с образованием отверстия 50 (фиг.6, 7 и 16).
Два боковых крепежных выступа 51 крышки 42 (фиг.7 и 13) совмещены с боковыми крепежными выступами 41 нижней половины 2 и болтами 52, гайками 53 закреплены на двух кронштейнах 54. закрепленных вместе с двумя распорками 55 на опорной пла- стине 56, прикрепленной к боковой наружной вагонной стенке 57 в районе дверной накладки 58 (фиг.1, 2 и 13), а крепежный выступ 40 (фиг.5 и 13) нижней половины 2 корпуса 1 закреплен на стойке 59, прикрепленной к корпусу 60 засова 61 (фиг. 16) и к торцовой пластине 62, закрепленной на дверной коробке 63. Корпус 60, установленный под кронштейном 64 дверного ушка 65 в выемке 66 на дверной коробке 63 (фиг.16 и 20), прикреплен двумя кронштейнами 67 к опорной пластине 56 и одним кронштейном 67 к торцовой пластине 62.
В корпусе 60, имеющем цилиндрическую форму, вдоль его продольной оси выполнено сквозное отверстие 68, диаметр которого в левой половине корпуса 60 до выступа 69 меньше диаметра в правой половине корпуса 60 (фиг.16). В отверстие 68 свободно вставлен засов 61 цилиндрической формы, на правом конце которого свободно надета втулкообразная головка 70, у основания которой закреплены стопорные шпильки 71, свободный конец которых помещен в круговой выточке 72 засова 61. Между правым концом засова 61 и закрепленной на нем головкой 70 установлена пружина 73. На правом конце корпуса 60 установлена гайка 74, а на засове 61 около выточки 72 равномерно по окружности засова закреплены четыре шпильки 75 (фиг.16), которые ограничивают перемещение засова 61 в корпусе 60 влево до выступа 69.
В корпусе 60 между гайкой 74 и шпильками 75, шайбой 76 установлена пружина
77. возвращающая засов 61 в корпус 60. На левом конце засова 61 закреплена втулка
78. ограничивающая перемещение засова 61 в корпусе 60 вправо до выступа 69 (фиг. 16). На левом конце корпуса 60 со стороны опорной пластины 56 закреплена крышка 79, а между засовом 61 и крышкой 79 установлена пружина 80. В верхней левой части корпуса 60 выполнена продольная прорезь 81 для шпильки 82, закрепленной на левом конце засова 61.
К шпильке 82 (фиг, 16, 18 и 19) пальцем 83 шарнмрно прикреплен один рычаг 84 двуплечего рычага 85 (фиг.14), шэрнирно закрепленного на кронштейне 86, прикреп- 5 ленного к опорной пластине 56.
Между шпилькой 82 и пластиной 87. прикрепленной к концу рычага 84, закреплена пружина 88 (фиг. 16 и 18). Между концом рычага 84 и опорной пластиной 56 закреп0 лена пружина 89 (фиг,16). Рычаг 90 двуплечего рычага 85 через отверстие 50 введен в корпус 1 кодового механизма, где он валиком 91, закрепленным на его конце, опирается, на конусную головку 11 (фиг.16).
5 Двуплечий рычаг 85 защищен от механического воздействия кожухом 92, прикрепленным к корпусу 60, торцовой пластине 62 и опорной пластине 56 (фиг.16). Корпус 60 засова 61 и кожух 92 защищены от механи0 ческого воздействия кожухом 93, закрепленным на торцовой 62, опорной 56 пластинах и на стойке дверной коробки 63 (фиг.2, 16 и 24).
Поверх корпуса 1 кодового механизма
5 (фиг.1, 2 и 13) установлен защитный корпус 94, закрепленный-на опорной пластине 56 и имеющий в передней части центральное окно 95, совмещенное с окном 47 корпуса 1 (фиг. 15 и 23), а в торцовой части отверстие
0 96, соосное с отверстие 45 корпуса 1 (фиг.1 и 22). Отверстие 96 закрыто откидывающейся крышкой 97 (фиг.21 и 22), имеющей ребро жесткости 98 и прикрепленной с помощью оси 99 и кронштейнов 100 к корпусу 94, к
5 которому также прикреплен над отверстием 96 козырек 101 с ребром жесткости 102 (фиг.1, 21 и 22).
На передней части корпуса 94 (фиг. 1,15, и 23) сверху и снизу окна 95 закреплены два
0 выступа 103. На верхнем выступе 103 на оси
104 закреплена откидывающая крышка 105
. с ребрами жесткости 106 (фиг, 15 и 23). К
нижней части защитного корпуса 94 (фиг.1,
2 и 13) параллельно его продольной оси при5 креплены защитный козырек 107 и наклонная плоскость 108, прикрепленная также и к опорной пластине 56.
Над корпусом 1 кодового механизма
0 (фиг.1 и 2) установлен защитный козырек
109 с ребрами жесткости 110 и опорным
брусом 111, закрепленным на защитном
корпусе 94 параллельно продольной оси
корпуса 1, Козырек 109 закреплен на опор5 ной 56 и торцовой 62 пластинах.
На внешней стороне дверного ушка 65 (фиг.17, 1 и 2) с помощью электросварки закреплена накладка 112, закрывшая существующее отверстие 113 в дверном ушке 65. Накладка 112 имеет сферообразный выступ
114, соосный с отверстием 113 дверного ушка 65.
У дверной накладки 58, шарнирно закрепленной на вагонной двери 115, имеется длинный зуб 116 (фиг.1 и 2) с отверстием 117, соосным с отверстием 113 дверного ушка 65, а также короткий зуб 118 с отверстием 119.
Существующие отверстия 113, 117 подлежат расточке для увеличения их диаметров. На длинном зубе 116 дверной накладки 58 выполнено отверстие 120, соосное с отверстием 121, выполненным на накладке 112, для навешивания контрольной пломбы 122(фиг.1,2и 16).
Между кронштейном 63 и дверным ушком 64 в проеме 123 шарнирно закреплена на оси 124 защелка 125, а на защитном козырьке 107 закреплена инструкция 126 о порядке пользования кодовым замком (фиг.2и1).
На нумерации 23 кодовых колец 21 (фиг.23), а также по краям окна 95 на корпусе 94 нанесены контрольные риски 127.
Кодовый замок для железнодорожного крытого вагона работает следующим образом.
1. Закрывание замка.
Открытую вагонную дверь 115 перемещают влево до стойки дверной коробки 63 (фиг. 1), дверную накладку 58 зубом 116 вставляют в проем 123 между кронштейном 64 и ушком 65 (фиг. 1, 2 и 16).
В центральной части корпуса 1 (фиг.1, 23) открывают окно 95, для чего поднимают вверх откидывающуюся крышку 105(фиг.15 и 23) и ребром жесткости 106 кладут ее на защитный корпус 94.
В торцовой части корпуса 1 (фиг.1, 21 и 22) открывают торцовое отверстие 96/45, для чего поднимают откидывающуюся крышку 97.
В отверстие 96/45 вставляют палец левой руки или предмет цилиндрической формы и, надавив им на головку 9 (фиг.З), перемещают ее и шток 8 в корпусе 1 вправо до перегородки 13. Закрепленная на конце штоке 8 конусообразная головка 11 также перемещается в корпусе 1 вправо до торцовой стенки 2/42 и поднимет опирающийся на нее валик 91 (фиг.З). Так как валик 91 закреплен на конце рычага 90, то поднимется и рычаг 90 двуплечето рычага 85 (фиг. 16 и 17), у которого второй рычаг 84 перемещается вправо и передвинет в корпусе 60 соединенный с ним шпилькой 82 засов 61, подпружиненный пружиной 77. Головка 70, закрепленная на конце засова 61, выдвинется из корпусов 60/93 и, пройдя через отверстие 117 зуба 11 б дверной накладки 58
и отверстие 113 ушка 65, закроет дверную накладку 58 в проеме 123 между кронштейном 64 и ушком 65 (фиг. 17).
При перемещении головки 9 в корпусе 1
(фиг.З) вправо до перегородки 13 она надавливает на короткий шток 30 и перемещает его вместе с тягой 29 вправо и поворачивает по часовой стрелке двуплечий рычаг 28, который параллельными тягами 27 прижимает
0 запорную планку 17 к-цилиндру 5, полностью утопив ее в канаве 6 (фиг.З и 9).
Через открытое окно 47/95 в корпусах 1/94 (фиг. 15 и 23), пальцем правой руки, используя рифленые дорожки 24 (фиг, 12),
5 вращают кодовые кольца 21 на цилиндре 4 и устанавливают их в произвольное относительно друг друга положение (фиг.З и 23). .Кодовые кольца 21 (фиг.9), у которых выемка 22 не совпадает с запорной планкой 17,
0 запирают собою запорную планку 17 в канавке 6 в утопленном состоянии, при котором правый конец запорной планки 17 прижат к штоку 8 (фиг.З).
По окончании давления пальцем левой
5 руки на головку 9 (фиг.4) пружины 14, 15 начнут перемещать в корпусе 1 шток 8 с головками 9 и 11 в левое исходное положение до тех пор, пока цилиндрический выступ 12 конической головки 11 не упрется в при0 жатый к штоку 8 конец запорной планки 17. Коническая головка 11с цилиндрическим выступом 12 окажется запертой запорной планкой.17 в корпусе 1 в правом крайнем перемещенном положении (фиг.4j, при кото5 ром она фиксирует валик 91 с рычагом 90
двуплечего рычага 85 в крайнем верхнем
положении, при котором рычаг 84 (фиг. 17) с
засовом 61 окажутся запертыми в корпусах
: 60/92 в крайнем правом положении, а голо0 вка 70, находящаяся в отверстии 117 зуба 116 накладки 58 и в отверстии 113 ушка 65, закроет дверную накладку 58 в проеме 123 между кронштейном 64 и ушком 65.
Замок закрыт (фиг.4 и 17), Вагонная
5 дверь 115 заперта (фиг.1). Через отверстия 121 (фиг.1 и 2) накладки 112 и отверстие 120 большого зуба 116 дверной накладки 58 просовывается проволока, на которой навешивается контрольная пломба 122.
0 2. Открывание закрытого замка.
. В центральной части корпусов 1 /94 открывают окно 95/47, для чего поднимают откидывающуюся крышку 105 (фиг.1, 15 и 23) и ребром жесткости 106 кладут ее на
5 защитный корпус 94. Пальцем правой руки, используя рифленые дорожки 24, вращают кодовые кольца 21 на цилиндре 4 (фиг. 12 и 23) и набирают кодовый цифровой шести-, восьмизначный номер данного замка. Контрольные риски 127 (фиг.23) на нумерации 23
кодовых колец 21 и на краях окна 95/47 должны составлять прямую линию, параллельную продольной оси корпусов 1 и 94.
При наборе кодового цифрового номера кодовые кольца 21 на цилиндре 5 устанавливают в положение, при котором кодовые прорези 22 на них образуют прямолинейную продольную выемку, расположенную строго над запорной планкой 17(фиг.8и 10). Пружинными амортизаторами 20 (фиг.5) и тягами 19, шарнирно прикрепленными к шпилькам 18 запорной планки 17, поднимут запорную планку 17 в прямолинейную продольную выемку, образованную кодовыми прорезями 22 кодовых колец 21 (фиг.10) и уберут препятствие конец запорной планки 17 (фиг.4) перед цилиндрическим выступом 12 конической головки 11, которая под действием пружин 14 и 15 переместится в корпусе 1 влево до упора головкой 9 в торцовую стенку корпуса 1 около отверстия 45 (фиг.5). Тогда лишенный опоры на конусную головку 11 и под действием пружины 89 (фиг. 16) рычаг 90 с валиком 91 двуплечего рычага 85 опустится в корпусе 1,а рычаг 84 в корпусе 92 переместится влево. При этом засов 61, соединенный с рычагом 84, а также под действием пружины 77 переместится в корпусе 60 влево. Головка 70, закрепленная, на конце засова 61, выйдет из отверстия 113 ушка 65 и отверстия 117 большого зуба 116 дверной накладки 58. Замок открыт (фиг. 16).
Большой зуб 116 дверной накладки 58 вытаскивается из проема 123 между кронштейном 63 и ушком 65, а вагонная дверь 115 перемещается вправо (фиг.1, 2). Вагонная дверь 115 открыта.
Установка в кодовом механизме замка подпружиненной запорной планки повышает надежность запирания замка, так как устраняется наличие прямого взаимодействия между кодовым механизмом и штоком привода, подверженного механическому воз- действию.
Применение в конструкции замка двуплечего рычага позволило установить засов напротив отверстия дверного ушка и использовать существующую вагонную запорную систему с дверной накладкой для
запирания двери вагона.
Предложенная конструкция защитных корпусов и козырьков обеспечивает защиту замка от механического воздействия и no- годных-осадков.
Формула изобретения
Кодовый замок, содержащий размещенные в корпусе подпружиненный засов для
размещения в запорном ушке, средство перемещения засова, кодовый механизм, включающий соосно установленные на цилиндре кодовые кольца и средство блокировки, включающее взаимодействующую с
кодовыми кольцами запорную подпружиненную планку и связанный с ней шток, контактирующий с одним плечом двуплечего рычага, установленного перпендикулярно Штоку, другое плечо которого
связано с засовом для обеспечения его фиксации в закрытом положении, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, засов соединен с соответствующим плечом рычага для обеспечения
его перемещения, при этом цилиндр имеет выемку, в которой расположена запорная, планка, и центральное отверстие Для што- ка,;причем последний снабжен конусной головкой, для взаимодействия с кодовым
механизмом.
1808084
8В S5
-А-/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1996 |
|
RU2111328C1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1991 |
|
RU2046921C1 |
ДВЕРНОЙ ЗАМОК | 2003 |
|
RU2261973C2 |
ДВЕРНОЙ НАКЛАДНОЙ ЗАМОК | 1995 |
|
RU2128763C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА ПОВОРОТА СТВОРКИ | 2013 |
|
RU2514485C1 |
СПОСОБ ЗАПИРАНИЯ И ОТПИРАНИЯ ДВЕРИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2744555C1 |
ДВЕРНОЙ ЗАМОК | 1992 |
|
RU2015278C1 |
ДВЕРЬ, ДВЕРНОЕ ПОЛОТНО И ЗАПОРНАЯ СИСТЕМА ДВЕРИ | 2004 |
|
RU2267592C1 |
ЗАМОК | 1995 |
|
RU2090725C1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1993 |
|
RU2074941C1 |
Кодовый замок содержит корпус с размещенными в нем подпружиненным засовом для размещения в запорном ушке, средством перемещения засова, кодовым механизмом, включающим соосно установленные на цилиндре кодовые кольца и средство блокировки. Последнее имеет взаимодействующую с кодовыми кольцами запорную подпружиненную планку и шток, который контактирует с одним плечом дву- плечего рычага, установленного перпендикулярно штоку. Другое плечо двуплечего рычага связано с засовом для обеспечения его фиксаций в закрытом положении. Засов соединен с соответствующим плечом рычага для обеспечения его перемещения. Цилиндр имеет выемку с расположенной в ней подпружиненной запорной планкой и центральное отверстие для штока. Последний снабжен конусной головкой для взаимодействия с кодовым механизмом. 24 ил.
ФигЮ
Фиг.М
Кодовый замок | 1986 |
|
SU1463893A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1993-04-07—Публикация
1991-01-08—Подача