Изобретение относится к -специальным электрическим машинам и может быть/использовано в учебных заведениях в качестве демонстрационной машины.
Цель изобретения - повышение перегрузочной способности..
.Сущность изобретения заключается в следующем. При выполнении одного ротора явнополюсным без обмотки возбуждения, а второго, расположенного коаксиально ему, неявнополюсным с обмоткой возбуждения (или с постоянными магнитами без полюсных наконечников), продольные оси полюсов которых смещены на угол 45 эл.град. (при пренебрежении активным сопротивлением обмотки статора), максимумы кривых составляющих электромагнитной мощности соёпадают и обеспечивают повышение перегрузочной способности машины: Сказанное иллюстрируется следующим математическим выражением
+ Р .
mUE
sin б
(Л
С
P w
mir
(
1
1
)81пЈ2(±Д)
2 VXq2
где Рэм - электромагнитная мощность машины;
Р1 - активная составляющая мощности;
Р - реактивная составляющая мощно-- сти;
m - число фаз статора;
U - фазное напряжение на зажимах обмотки статора;
Е - ЭДС, наводимая магнитным потоком ротора в обмотке фазы статора;
xd -синхронноеиндуктивное сопротивление по продольной оси;
Xq - синхронное индуктивное сопротивление по поперечной оси;
9 - сдвиг по фазе между векторами напряжения и ЭДС (угол нагрузки).
Р - угол смещения продольных осей ротора (со знаком минус - в генераторном
со
к ел
О
режиме, со знаком плюс - в двигательном режиме);
xdi - синхронное индуктивное сопротивление системы статор - внутренний ротор ;
xd2 синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси системы статор - внешний ротор ;
хЧ2 - синхронное индуктивное сопротивление по поперечной оси системы статор - внешний ротор.
При учете активного сопротивления обмотки статора угол смещения продольных осей коаксиально расположенных роторов находится в пределах от 0 до 45 эл.град. и определяется условием совпадения максимумов кривых составляющих1 электромагнитной мощности.
На фиг.1 показана угловая характеристика предложенной машины,выполненной при работе в/генераторном режиме, при пренебрежении активным сопротивлением обмотки статора; на фиг.2 - поперечный разрез машины в варианте выполнения с внутренним неявнополюсным ротором с обмоткой возбуждения; на фиг.З - продольный разрез машины с ротором в виде стакана; на фиг.4- машина в варианте выполнения с внутренним ротором с постоянными магнитами без полюсных наконечников
Синхронная электрическая машина содержит два коаксиально расположенных ротора 1 и 2 и статор 3. Статор 3 выполнен в виде тора и установлен между роторами 1 и 2 концентрично им, закреплен на опоре 4 и снабжен тороидальной обмоткой, Ротор 1 выполнен с неявновыраженными полюсами и обмоткой возбуждения и является внутренним. Ротор 2 выполнен явнополюсным без обмотки возбуждения и является внешним. Ротор 1 закреплен на валу 5, который установлен на опорах4 и 6 на подшипниках, а ротор 2 выполнен в виде стакана, закрепленного на валу 5. При этом их продольные оси полюсов смещены относительно друг друга На-уол, находящийся в пределах от О до 45 эл.градусов. Величина угла смещения ft и направление смещения зависят от активного сопротивления обмотки статора 3 и синхронных индуктивных сопротивлений xd2,Xq2 и определяются из условия совпадения максимумов составляющих электромагнитной мощности Р и Р на угловой характеристике в соответствующем режиме работы.
Машина может быть также выполнена в следующих вариантах.
Во втором варианте ротор 1 выполнен с неявновыраженными полюсами и обмоткой возбуждения, а ротор 2 - виде стакана, на
внутренней торцовой поверхности которого размещены явновыраженные полюса.
В третьем варианте ротор 1 выполнен с постоянными магнитами без полюсных наконечников, а ротор 2 - явнополюсным без обмотки возбуждения..
Машина содержит также пусковую ко- роткозамкнутую обмотку.
Машина работает следующим образом.
в генераторном режиме вал 5 приводится во вращение приводным устройством и магнитный поток ротора 1 индуктирует ЭДС в обмотке статора 3. При работе параллельно с сетью с напряжением U из-за взаимодействия поля ротора 1 и поля внутренней стороны тороидальной обмотки статора 3 создается электромагнитная мощность Р (описанная первым слагаемым в выражении), за счет того, что у ротора 1 синхронные
индуктивные сопротивления по продольной и поперечной осям равны. При взаимодействии явнополюсного безобмоточного ротора 2 с полем внешней стороны тороидальной обмотки статора 3 создается
электромагнитная мощность Р (описанная вторым слагаемым в выражении), где xd2 и хЧ2 - синхронные индуктивные сопротивления соответственно по продольной и попе-, речной осям системы статор 3 - ротор 2. В
частности при пренебрежении активным сопротивлением обмотки статора 3 угловое смещение роторов 1 и 2 составляет 45 Эл.град. в направлении вращения вала 5 (знак минус при/Зв выражении), При этом
максимумы кривых Р иР на фиг,1 в области положительных значений угла нагрузки в совпадают, обеспечивая увеличение максимальной электромагнитной мощности машины.
. В двигательном режиме при включении обмотки статора 3 в сеть осуществляется асинхронный пуск машины посредством ко- роткозамкнутой обмотки, а после втягивания в синхронизм электромагнитная
мощность машины определяется аналогично работе в генераторном режиме с той
лишь разницей, что смещение продольных
осей роторов 1 и 2 друг относительно друга
осуществляется в направлении, обратном направлению вращения вала 5 (знак плюс выражении). В частности, при пренебрежением активным сопротивлением обмотки статора 3 угловое смещение роторов 1 и 2 составляет 45 эл.град. При этом достигается совпадение максимумов Р и Р в области отрицательных значений угла нагрузки в и повышение результирующей электромагнитной мощности РЭм,
При выполнении внешнего ротора 2 в виде стакана, на внутренней торцовой поверхности которого размещены явновыра- женные полюса, составляющая электромагнитной мощности Р создается также вследствие взаимодействия тока в обмотке статора 3 с полюсной системой ротора 2, обращенной к торцовой части тороидальной обмотки статора 3. Тем самым, достигается наибольшее использование тороидальной обмотки статора 3, дополнительное повышение результирующей электромагнитной мощности и перегрузочной способности,
Использование предложенной синхронной электрической машины позволит повысить ее перегрузочную способность по сравнению с прототипом за счет достижения совпадения максимумов кривых составляющих электромагнитной мощности в генераторном и двигатель ном режимах.
Р.
Формула изобретения
1. Синхронная электрическая машина, содержащая статор с обмоткой, внутренний ротор с неявновыраженными полюсами и
обмоткой возбуждения, отличающая- с я тем, что, с целью повышения перегрузочной способности, она снабжена внешним яв- нополюсным безобмоточным ротором, причем продольные оси полюсов роторов
смещены относительно друг друга на угол, находящийся в пределах от 0 до 45 эл.град,
2. Машина по п.1, от л и ч а ю ща я с я тем, что обмотка статора выполнена тороидальной.
3. Машина по пп,1 и 2, о т л и ч а ю ща- я с я тем, что наружный ротор выполнен в виде стакана, на внутренней торцовой поверхности которого размещены явновыра- женные полюса.
4. Машина по п,1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что внутренний ротор выполнен с постоянными магнитами без полюсных наконечников.
U-
IT
Фаг. 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронная электрическая машина | 1990 |
|
SU1749987A1 |
Бесконтактная синхронная машина | 1985 |
|
SU1297180A1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416859C1 |
Электромашинная однофазная совмещенная обмотка | 1984 |
|
SU1236579A1 |
СВЕРХПРОВОДНИКОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2023341C1 |
Однофазная электромашинная совмещенная обмотка (ее варианты) | 1984 |
|
SU1264266A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОПЕРЕЧНЫМ МАГНИТНЫМ ПОТОКОМ (ВАРИАНТЫ) | 2018 |
|
RU2690666C1 |
Совмещенная обмотка бесконтактной электрической машины | 1984 |
|
SU1332462A1 |
Совмещенная обмотка бесконтактной электрической машины | 1984 |
|
SU1332464A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2010 |
|
RU2416858C1 |
Заявка ФРГ №3113532, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Иванов-Смоленский А.В, Электрические машины.М.: Энергия, 1980, с.506. |
Авторы
Даты
1993-04-30—Публикация
1990-07-09—Подача