Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в топливос- жигающих установках для розжига, приготовления и воспламенения горючей смеси, например, в топочных устройствах, проточных камерах сгорания, системах холодного запуска двигателей внутреннего и внешнего сгорания.
Цель изобретения - обеспечение надежного дистанционного воспламенения горючей смеси и создание дальнобойного пламени при минимальных массогабэрит- ных характеристиках, высокой экономичности и безопасности обслуживания.
На фиг. 1 изображено запальное устройство с внутренним обтекателем-турбули- затором, продольный разрез; на фиг.2 - то же, с внешним обтекателем- турбулизато- ром; на фиг.З - вихревая камера, поперечный разрез.
Запальное устройство содержит патрубок Т подвода газа, корпус 2, сопло 3, отверстия 4 подвода воздуха 4, стабилизатор 5,. диффузор 6, обтекатель-турбулизатор 7, вихревую камеру 8, нагревательный элемент 9, низковольтный клеммный источник 10 питания, стенку 11 камеры сгорания (токопод- вод к источнику электронагрева не показан).
На фиг. 3 показан поперечный разрез вихревой камеры с нагревательным элементом: а) при внутреннем обтекателе-турбули- заторе; б) при наружном.
Запальное устройство работает следующим образом.
Горючий газ подается через патрубок 1 к соплу 3 с избыточным давлением. При истечении газа через сопло в корпус происходит подсасывание воздуха через отверстия 4из камеры сгорания. Газовоздушная смесь поступает в стабилизатор 5 и далее в диффузор, образуя однородную горючую смесь
6
00
Сл) Ю Ю СО
концентрацией, обеспечивающей ооспла-. меиение.
При включении нагревательного элемента 9 локальная температура в вихревой камере в районе свечи достигает 800-900°С, что обеспечивает воспламенение циркулирующей в ней газовоздушной смеси, которая, входя в контакт с основным потоком, поджигает его, в результате этого из выходного отверстия запального устройства будет выходить горящий факел (дальнобойностью 0,5-0,8 м), который обеспечивает воспламенение рабочих форсунок камеры сгорания или производит разогрев всасывающего тракта поршневого двигателя.
Предлагаемая конструкция запального устройства обеспечивает высокую надеж-- ность работы и быстроту включения (1-2с) при малой потребляемой мощности электронагревателя, т.к. нагревается до температуры воспламенения на весь поток, а только, часть его, циркулирующая в вихревой камере.
Для ускорения химических реакций и снижения температуры воспламенения внутренняя поверхность проточной части детали 7 в районе свечи накаливания покрывается активным катализирующим покрытием, что обеспечивает ускорение химических реакций и позволяет снизить допустимую температуру свечи и потребляемую мощность.
Для повышения термостойкости детали 5-7 могут быть выполнены из термостойкой керамики или углерод-углеродного композиционного материала.
Для улучшения газодинамических характеристик запального устройства детали 5-7 выполняются пористыми, адсорбирующими топливовоздушную смесь на развитой активированной поверхности (газовая смазка). Применение для этой цели углерод- углеродного композиционного материала, представляющего собой армирующие углеродные волокна с матрицы из пиролитиче- ского углерода, позволяет резко увеличить активную поверхность адсорбции и создать множество активных центров на дефектах кристаллической структуры. Благодаря этому эффекту улучшается воспламеняемость и экономичность за счет сокращения потребляемой мощности, расхода газа на розжиг. Изобретение может быть иллюстрировано примером конкретного выполнения за- пального устройства предложенной конструкции для системы запуска холодного двигателя РД-5-155/90-15. Данное запальное устройство сопло диаметром 1 мм, трубу корпуса диаметром 26, стабилизатор
и диффузор выполнены из углерод-углеродного композита, а обгекатель-турбулизатор выполнен из оксидной керамики(). При давлении газа 0.15 МПа и мощности запаль- ной свечи 40 Вт при напряжении 24 В происходит воспламенение газовоздушной смеси в течение 1,5 с. при зтом образуется факел длиной 0,7 м.
Проведенные многократные включения показали надежность работы запального устройства.
С целью удобства и улучшения сборки, регулировки проходных отверстий внутренние детали 4, 5 .могут быть выполнены из
тонкой упругой углерод-углеродной ленты определенного профиля. В этом случае детали формируются путем намотки ленты на оправку, и вставляются в корпус 2, после чего оправки удаляются, а лента за счет упругости плотно прижимается к внутренней
поверхности корпуса 2.
При такой конструкции резко увеличивается активная адсорбирующая поверхность стабилизатора и диффузора, что
5 обеспечивает меньшее гидравлическое сопротивление, более быстрое активное восп- ламенение при меньших затратах мощности.
Таким образом, предложенная конст0 рукция может быть использована для систем запуска двигателей в холодное время, для систем розжига проточных камер сгорания ДВС и котельных установок, отсутствие высокотемпературных электрических раз5 рядов делает это устройство экологически чистым, т.к. не образуются окислы азота. Отсутствие высоковольтного оборудования повышает удобство и безопасность обслуживания.
0Формула изобретения
1. Запальное устройство, содержащее корпус с отверстиями-для подачи воздуха и патрубок с топливным соплом, отличаю5 щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, внутри корпуса дополнительно размещены стабилизатор, диффузор и обтекатель-турбулизатор с вихревой камерой на выходном торце, в котором раз0 мёщен нагревательный элемент.
2. Устройство поп.1,отличающее- с я тем, что, с целью повышения термостойкости, стабилизатор, диффузор и обтекатель-турбулизатор выполнены из 5 термостатной керамики или углерод-углеродного композита.
3. Устройство поп. 1, отличаю щ е е- с я тем, что с целью уменьшения гидравлического сопротивления, стабилизатор, диффузор и обтекатель-турбулизатор
выполнены из пористой керамики или пори-5. Устройство по п.2, отличающее-
стого углерод-углеродного композита.с я тем, что стабилизатор и диффузор вы4. Устройство по п. 1. о т л и ч а ю щ е е-попнены в форме закрученной в спираль
с я тем. что нагревательный элемент выпол-ленты,
нен из электропроводной керамики.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Проточный котёл пульсирующего горения | 2021 |
|
RU2767121C1 |
Газовый проточный нагревательный котёл | 2022 |
|
RU2789938C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЛОПАТОЧНОГО ТИПА | 1990 |
|
RU2028476C1 |
ИНЖЕКЦИОННАЯ СМЕСИТЕЛЬНАЯ ГОРЕЛКА | 2009 |
|
RU2419744C2 |
Вихревая горелка | 1986 |
|
SU1330407A1 |
Горелка вихревая противоточная | 2020 |
|
RU2740240C1 |
ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2610081C1 |
ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА И СПОСОБ СЖИГАНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА | 2000 |
|
RU2172895C1 |
Запальное устройство | 1991 |
|
SU1824511A1 |
КОТЕЛ ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ГОРЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2293253C1 |
Использование: в топливосжигающих установках для розжига, приготовления и воспламенения горючей смеси, например, в топочных устройствах, проточных камерах сгорания, системах холодного запуска двигателей внутреннего и внешнего сгорания. Сущность изобретения: трубчатый корпус снабжен соплом подвода газа со стабилизатором и диффузором, а также обтекателем с вихревой камерой воспламенения, снабженной свечой накаливания. 4 з.п,ф-лы, 3 ил.
Запальное устройство | 1979 |
|
SU800499A1 |
Авторы
Даты
1993-05-07—Публикация
1990-11-20—Подача