Изобретение относится к машинострое- нию и может быть использовано для упругого соединения валов машин и механизмов высокой податливости и плавного запуска привода.
В предлагаемой муфте для решения задач улучшения эксплуатационных качеств за счет обеспечения реверсивности и увеличения энергоемкости, а также повышения надежности, предлагается упругий элемент между солнечными шестернями, а также участок оси между сателлитами выполнять торсионными, при этом зубчатые пары солнечная шестерня-сателлит выполнять с различными передаточными отношениями. . По меньшей мере одна зубчатая пэра может бить выполнена многоступенчатой.
Благодаря указанным выше отличительным признакам в муфте образуют замкнутый контур с торсионным накопителем энергии. Устанавливаемая величина несоответствия передаточных отношений зубчатых пар солнечная шестерня-сателлит позволяет получать требуемый характер нарастания крутящего момента при работе муфты.
.На фиг. f приведена схема предлагаемой муфты; на фиг. 2 - то же, вариант выполнения.
Упругая муфта высокой податливости содержит две полумуфты 1 и 2, кинематически соединенные между собой посредством упругих элементов и зубчатых колес, составляющих эпициклический механизм. Полумуфта Т выполнена в виде вала и снабжена закрепленными на ней ведущими колесами в виде солнечных шестерен 3 и 4 основной и дополнительной зубчатых пар. Сателлиты в виде ведомых зубчатых колес 5 и 6 этих пар установлены на основной 7 и дополнительной в осях 8 соосно полумуфте 1. Величина колеса 5 и 6 связаны между собой через упругий элемент, например торсионный вал 9.
Зубчатые пары солнечная шестерня-сателлит выполнены с различным передаточным отношением.
Таким образом, полумуфты соединены между собой сложным упругим элементов,
ел
с
00
ю о о о со
расположенным между упомянутыми полумуфтами 1 и 2 и представляющим замкнутый контур двух передач и соответствующих валопроводов.....
Кроме того, одна из зубчатых пар, например дополиительная, может иметь несколько ступеней (как это приведено на схеме и обус ловлено наличием зубчатой пары 10-11). Для повышения жесткости корпусных деталей, обеспечивающих требуемое на гружен ия податливых элементов контура, т. е. торсиона, рацирнальйр обе передачи заключить в корпус 12, являющийся водилЬм, а котором установлены оси 7 и 8.
Муфта работает следующим образам.
При вращении полумуфты 1 крутящий момент в контуре, в конечном счете, задается нагрузкой на пОлу иуфте 2, и, следовательно, передается «а естерни 3 и 4, которые, в свою очередь, вращаютаубчатые /.колеса 5 и 6. Допустим, что полумуфта 2 неподвижна. Тогда движение е неодинако- sbiM вращением колес5ибаедет кзакручи- ;ванйю торсионного вала 9. Зто будет : продолжаться до тех пор, пока реактивный момент на корпусе 12 не станет равным моменту на полумуфто 2 и не лгачнетсй ее движение.. ; : .-... , /- Л .-.. -... .. . ..:
После 8ыклк}чекмя муфты шестер ни возвращаетсп а исходное положение под действием возвратной упругой силы торсионного вала 9 и относительного элемента замкнутого контура и полумуфт.
СледоватеЛБНо, используя конструкцию
:с описанным выше принципом работы мржнодостичь; ,. .-- .:;.;:..;.:;; :.: ;;;- -.:.:
1) сущестебиного относительного пбао- рота еедущей-и ведомой полумуфт, что рсо- бенно важно в моменты запуска разгона,г торможенияi и остановки привода;
: 2) задания требуемого закона включений исполнительного органа в транспортном средстве при его разгоне; и сочетании. с обычной включаемой муфтой достигается
требуемый характер нарастания крутящего момента;
3) создания универсальных накопителей энергии или гасителей колебаний, устанавливаемых, например/в конечных передачах транспортных средств; в таком случае можно обеспечить сравнительно большой относительный ход самих упругих элементов (зубчатых колес 5 и б и торсиона)
при сравнительно малой деформации (ходе)
полумуфт. ;
Муфта реверсивна, обладает гГовышен- нрй нагрузочной способностью и надежностью. .-..- . ..; : . . . - ;: ; .- ..
ЛМуфта обеспечивает беззазорный и безударный запуск привода из-за рекуперации энергии через упругий элемент и соот- ветстаующей кинематики элементов муфты.
Формул а иЗгрбретв(нид , Т. Упругая гауфта высокой податливости, содержащая две полумуфты, связанные посредством упругого элемента и эпициклйче- ского механизма, выполненного в виде солнечных шестерен, соосно Установлен- ных и еоединеиных с одной полумуфтой,
закрепленного на другой полумуфте водила с установленной на нем осью, сателлитов, попарно размещенных на ocw и входящих в зацепление С солнечными шестернями, .yii ругий элемент размещен солнечными шестернями, о т ли чаю И|, а я с я тем, что, с
целью улучшения эксплуатационных качеств забчет ;г обеспечения реверсивности и по- вощения надежности, упругий элемент, а также участок оси между сателлитами выполнены в виде торсионов, при этом зубча- тые пары, солнечная шестерня-сателлит выполнены с различным передаточным от- ношением.
2. Муфта но п. 1. 6 т л и ч а ю щ а я с я тем, что по меньшей мере одна -зубчатая пара солнечная тёстернянзателлит быпол- нена многоступенчатой..
9 . И
4 .
iu
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВАЛОПОВОРОТНОЕ И ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2015 |
|
RU2581269C1 |
ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2419007C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНО-ДВУХПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2295457C1 |
СООСНАЯ 24-х СТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2014 |
|
RU2575734C1 |
СООСНАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2005 |
|
RU2295458C1 |
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2406899C1 |
НЕСООСНАЯ 24-Х СТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2014 |
|
RU2568150C1 |
24-СТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2015 |
|
RU2592028C1 |
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2478045C1 |
Двухпоточная трансмиссия | 2019 |
|
RU2705371C1 |
Использование: для упругого соединения валов машин и механизмов для плавного запуска привода. Сущность изобретения: полумуфты Соединены эпициклическим механизмом и упругим элементом. Эпициклический механизм выполнен в виде солнечных шестерен, сроено установленных и соединенных с одной полумуфтой, и сателлитов, установленных посредством водила на другой полумуфте. Упругий элемент и участок оси между сателлитами вы.прлнв,ны в виде торсионов. Зубчатые пары - солнеч: ная шестерня сателлит выполнены с различным передаточным отношением. Одна из зубчатых пар может быть многоступенчатой. 1 з. п. ф-лы, 2 ил
1 Q(Q%)
Авторы
Даты
1993-06-07—Публикация
1991-04-10—Подача