Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различного рода электродвигателях, электрогенераторах, вращающихся трансформаторах и т.п. изделиях.
Целью изобретения является повышение коэффициента полезного действия электрической машины.
На фиг. 1 представлен главный вид гибридной электрической машины (разрез А-А); на фиг. 2 - вид на машину со стороны выходного вала; на фиг. 3 - положение сцентрированного ротора для запрессовки упора с шариком; на фиг. 4 - электрическая машина с цельным статором; на фиг. 5 - положение сцентрированного ротора в машине с цельным статором.
Машина (см. фиг. 1, 2) содержит статор, состоящий из магнитопроводов 1, 2, 3, обмоток 4, постоянных магнитов 5, 6 и подшипниковых щитов 7 8 стянутых шпильками 9 с гайками 10
Внутренние рабочие поверхности магнитопроводов 1, 2, 3 выполнены коническими, а коаксиально к ним находится коническая рабочая поверхность ротора 11, концы вала 12 которого расположены в подшипниках 13 щитов 7 и 8.
Со стороны сужения конических поверхностей в подшипниковом щите закреплен упор 14 с шариком 15, местонахождение которого определяет величину рабочего зазора д между коническими поверхностями статора и ротора.
Сборка машины производится следующим образом. На шпильках 9, установлен-е ных в подшипниковом щите 7 с завальцованными подшипниками 13, но без упора 14, набирается пакет статора (из магнитопроводов 1,2,3, обмоток 4, магнитов 5, 6), внутрь которого вставляется ротор 11 с запрессованным валом 12 до полного прилегания своей конической поверхностью с коническими поверхностями магнитопроводов статора. Для лучшего центрирования к
со
с
00
ю со
о
00
о
ротору прилагается осевое усилие, вызывающее боковые составляющие усилия, раздвигающие магнитопроводы в концентрические положения относительно ротора. После чего устанавливается второй подшипниковый щит 8 и затягиваются гайки 10. При необходимости производится дополнительная фиксация.
Завершающий операцией сборки является запрессовка (или завинчивание) упора 14 с шариком 15 в подшипниковый щит 7 (см. фиг. 3). При этом упор через шарик оказывает давление на торец вала ротора и вместе с ним перемещается в осевом направлении, образуя заданный зазор между обращенными друг к другу коническими поверхностями ротора и статора.
В дальнейшем этот зазор сохраняет постоянную величину, поскольку магнитные (от постоянных магнитов) и электромагнитные (при подключении обмоток) составляющие силы притяжения направлены в сторону сужения конических поверхностей, где они уравновешиваются шариковым упором, оказыоающим при вращении ротора минимальный момент трения.
Для еще большего уменьшения момента сопротивления может быть установлено несколько шариков, а торцу вала в этом случае должна быть придана коническая форма. Допускается также использование стандартных упорных или радиально-упор- ных шарикоподшипников.
Работа электрической машины происходит в соответствии с функцией предназначенной для данного типа (электродвигатель, генератор и т.п.).
Аналогичная электрическая машина с цельным статором, представлена на фиг. А и фиг. 5. Здесь цифровые обозначения одинаковых частей и деталей совпадают с предыдущими фигурами.
Машина (см. фиг. 4) содержит статор 1 с обмоткой 4 и подшипниковые щиты 7, 8 с крепежными деталями 9. Внутренняя рабочая поверхность статора 1 выполнена конической, а коаксиально к ней расположена коническая поверхность ротора 11 с валом 12. С обеих сторон вала напрессованы подшипники 13, имеющие возможность совместно с ротором перемещаться в осевом направлении, однако в конечном виде этому препятствует упор 14 с шариком 15 закрепленный в подшипниковом щите 7.
Положение сцентрированного ротора 11 относительно статора 1 перед установкой упора 14 с шариком 15 представлено на фиг. 5.
Величина угла конусности рабочих поверхностей статора и ротора определяется из конструктивных соображений и как правило составляет несколько угловых градусов.
Такая конструкция позволяет использовать ротор с запрессованным валом как оправку, на которой без зазора центрируются статор и подшипниковые щиты по скользящей посадке. После чего они фиксируются
затяжкой резьбовых соединений (при необходимости - дополнительной штифтовкой или деформацией), а с тыльной стороны, где сужаются конические поверхности, запрессовывается (или завинчивается) упор с шариком, который в осевом направлении продвигает вал с ротором в рабочее положение относительно статора с подшипниковыми щитами, образуя тем самым допустимо минимальный зазор между коническими поверхностями ротора и статора. Достигнутая ранее центровка при этом не нарушается.
Сравнивая предлагаемую машину с электрическими машинами известных конструкций можно заметить, что из суммы
трех основных несоосностей исключаются два последних слагаемых, причем больших значений,чем первое. Таким образом несоосность в предлагаемой конструкции уменьшается более чем в 3 раза, следовательно по
крайней мере в 2 раза оозможно уменьшение рабочего зазора, что в конечном итоге приведет к повышению КПД всей машины.
40
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая ротор и статор с закрепленными на торцах подшипниковыми щитами, в которых посредством подшипников установлен вал, от1
личающаяся тем, что, с целью повышения КПД машины путем улучшения центрирования ротора относительно статора, позволяющего уменьшить рабочий зазор, обращенные одна к другой поверхности ротора и статора выполнены коническими, а со стороны сужения ротора установлен шариковый упор, определяющий величину рабочего зазора, нз который опирается вал ротора.
ы
i г 5 it s
i / /
1823080
Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРЦЕВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2246167C1 |
ТОРЦЕВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2246168C1 |
АСИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР С РЕГУЛИРОВАНИЕМ ВЫХОДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ | 2021 |
|
RU2772803C1 |
Магнитоэлектрический моментный двигатель | 1989 |
|
SU1642557A1 |
Электрическая машина переменного тока | 1987 |
|
SU1525811A1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2424611C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВЕНТИЛЬНЫЙ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 2000 |
|
RU2168834C1 |
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель со сдвоенным короткозамкнутым ротором для привода поточных линий | 2017 |
|
RU2661641C1 |
САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО СДВОЕННЫМ КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 2015 |
|
RU2602242C1 |
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель со сдвоенным короткозамкнутым ротором для привода поточных линий | 2017 |
|
RU2655654C1 |
Использование изобретения: в различного рода электродвигателях, электрогенераторах, вращающихся трансформаторов и других изделиях. Сущность изобретения: устройство содержит ротор и статор с закреп- ленными на торцах подшипниковыми щитами (7, 8), которые являются опорами для концов вала (2), Рабочие поверхности ротора и статора выполнены коаксиально коническими. А со стороны их сужения установлен шариковый упор (14, 15), на который опирается вал (12) ротора. 5 ил.
Фиг. 7
12 5 5 If 6
1514
Фиг.З
Фиг А
8
7
/4
Завалишин Д.А | |||
и др | |||
Электрические машины малой мощности | |||
ГЭИ | |||
М.-Л | |||
Приспособление к комнатным печам для постепенного сгорания топлива | 1925 |
|
SU1963A1 |
ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ОБУВЬ ДЛЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ, ИМЕЮЩИХ ДИАБЕТИЧЕСКУЮ ПАТОЛОГИЮ СТОПЫ, И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2182808C2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Шланговое соединение | 0 |
|
SU88A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1993-06-23—Публикация
1991-04-24—Подача