Двухмашинный агрегат транспортного средства Советский патент 1993 года по МПК H02K5/20 H02K19/16 

Описание патента на изобретение SU1823081A1

7 б 20 26 36 5 1M5I ЩЗ U 35 П 11,Ю MB 8 28 27 2 3 1

Похожие патенты SU1823081A1

название год авторы номер документа
Ротор явнополюсный электрической машины 1991
  • Осичев Василий Петрович
  • Сысоев Валентин Сергеевич
  • Вовк Владимир Иванович
  • Осичев Александр Васильевич
SU1816336A3
Полюс ротора синхронного генератора 1986
  • Осичев Василий Петрович
  • Перегудова Лидия Кирилловна
SU1363380A1
Торцевой генератор 1980
  • Попов Виталий Иванович
  • Хорьков Константин Александрович
  • Сипайлов Андрей Геннадьевич
  • Сипайлова Надежда Юрьевна
SU930496A1
Сверхпроводниковая синхронная электрическая машина с обмотками якоря и возбуждения в неподвижном криостате 2017
  • Ковалев Константин Львович
  • Дубенский Александр Андреевич
  • Модестов Кирилл Андреевич
  • Иванов Николай Сергеевич
  • Пенкин Владимир Тимофеевич
  • Егошкина Людмила Александровна
  • Ларионов Анатолий Евгеньевич
RU2664716C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
Ветро-солнечный генератор со сдвоенным ротором 2017
  • Попов Сергей Анатольевич
RU2639714C1
Электродвигатель с внешним ротором и системой охлаждения статора 2018
  • Гуревич Оскар Соломонович
  • Гулиенко Анатолий Иванович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2697511C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
Синхронно-реактивный преобразователь частоты 1983
  • Левин Борис Мордухович
  • Яблоков Юрий Иванович
  • Рутгайзер Михаил Исаакович
  • Сергейчик Владимир Адамович
  • Аксенов Александр Павлович
  • Трусов Борис Игнатьевич
SU1130977A1
ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2003
  • Ганджа С.А.
  • Соломин Е.В.
  • Шауфлер А.Д.
RU2244996C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 823 081 A1

Реферат патента 1993 года Двухмашинный агрегат транспортного средства

Сущность изобретения: двухмашинный агрегат транспортного средства содержит на общем корпусе ротора магнитные системы главного 11 и вспомогательного генераторов. Благодаря тому, что массивные магнитопроводы возбуждения главного и вспомогательного генераторов закреплены на корпусе ротора посредством ребер 13, образующих в совокупности каналы 17 вдоль оси корпуса, обеспечивается улучшение массогабаритных показателей. 5 ил.

Формула изобретения SU 1 823 081 A1

Фиг.1

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается двухмашинного агрегата для тепловоза, включающего главный (тяговый) синхронный генератор и вспомогательную электрическую машину, смонтированные в одном корпусе.

Целью изобретения является улучшение массогабаритных показателей, повышение технологичности в изготовлении и ремонте, надежности в эксплуатации и эффективности охлаждения двухмашинного агрегата.

На фиг. 1 представлен продольный разрез двухмашинного агрегата; на фиг. 2, 3 - фрагмент соединения корпуса ротора с маг- нитоп роводом и вариант крепления полюса на магнитопроводе главного генератора, сечение.А-А и вид по стрелке Б , на фиг, 4, 5 - фрагмент крепления полюса на магнитопроводе вспомогательного генератора, сечение В-В и вид по стрелке Г.

На фиг. 1 показан двухмашинный агрегат, ротор 1 которого содержит соединенные в одно целое посредством сварки сварно-литой корпус 2, включающий фланец 3 для соединения с дизелем, цилиндр 4 и втулку 5 для запрессовки вала 6 под установку сферического подшипника качения 7, ребро 8 и массивный магнитопровод 9 ротора 10 главного генератора 11, образующие в совокупности с цилиндром осевые каналы 12, ребра 13 и массивный магнитопровод 14 ротора 15 вспомогательного генератора 16, образующие в совокупности с втулкой 5 каналы 17 и установленные и закрепленные на магнитопроводах посредством крепежа полюса 18 главного генератора и полюса 19 вспомогательного генератора, а посредством посадки на вал - контактные кольца 20.

Как видно из фиг. 1,выводы 21 катушек возбуждения 22 полюсов главного генератора, изоляционные элементы с контактами 23 и шины межкатушечных соединений 24 расположены и закреплены на противоположном контактным кольцам торце 25 маг- нитопровода 9, а полюсов вспомогательного генератора - на торце 26 магнитопровода 14 непосредственно у контактных колец, причем выводные шины 27 от выводов катушек возбуждения на контактные кольца главного генератора расположены и закреплены посредством колодок 28 предпочтительно на корпусе ротора в одном из каналов под магнитопроводом как вспомогательного так и главного генераторов.

Статор 29 главного генератора собран в общем корпусе 30 агрегата. Статор 31 вспомогательного генератора собран в корпусе 32, который смонтирован в общем корпусе агрегата и закреплен посредством крепежа

на его торце 33 Диафрагма 34 воронкообразной формы закреплена на статоре вспомогательного генератора, уплотнена в сочленении с торцом 35 магнитопровода ротора главного генератора и отделяет поток хладагента вспомогательного генератора от потока хладагента главного генератора Диафрагма 36 закреплена на ребрах втулки ротора и исключает проход хладагента по

каналам под магнитопроводом ротора вспомогательного генератора. Диафрагма 37 закреплена на ребрах 38 общего корпуса статора перед головками 39 задних лобовых частей 40 обмотки статора 41 главного генератора, уплотнена в сочленении с корпусом статора вспомогательного генератора и разделяет общий поток хладагента главного генератора, поступающий из общей камеры 42 на входе через отверстия 43 в торце общего корпуса статора на два обособленных потока, первый из которых проходит, как показано сплошной линией со стрелкой по зазорам в головках и между катушками в задних лобовых частях обмотки статора в

межполюсные каналы ротора главного генератора 44 и на выход в общую камеру 45. а второй - по осевым каналам 46 в железе статора главного генератора и по зазорам между катушками в передних лобовых час0 тях 47 обмотки статора и на выход в общую камеру, как показано пунктирной линией со стрелкой, для чего предусмотрена диафрагма 48, по крайней мере ниже оси агрегата для выравнивания величины потока хлада5 гента по каналам железа статора, если подача хладагента в агрегат производится через отверстие ниже оси, например, в торце входного патрубка 49, а выход в атмосферу - через отверстие в выходном патрубке

0 ниже оси, в радиальном направлении.

Аксиальные ребра (см. фиг. 2) соединяют а одно неразъемное целое магнитопровода и корпус ротора, которые в совокупности образуют по окружности ряд

5 осевых каналов для прохода обособленного от главного генератора потока хладагента вспомогательного генератора и расположения в одном из них выводных шин от катушек возбуждения на контактные кольца

0 главного генератора.

На фиг. 2, 3 показан вариант крепления полюса, при котором квадратной формы головка 51 стяжного болтя опмрзется на стержень 52 и расположена в выемке 53

5 шихтованного сердечника, а стяжные гайки 54 - на внутреннем диаметре магнитопровода

На фиг. 4, 5 показан вариант крепления полюса, при котором цилиндрической формы головка стяжного Го/ня т,- -КР рлсположеня в выемке шихтованного сердечника и опирается на стержень, но под головкой болта установлена подкладная шайба 56 со стенками 57, а на торце головки болта (гайки) выполнено нечетное количество ради- ально расположенных шлицев 58 и зубцов

59шлицевого соединения, посредством которого производится крепление полюса на магнитопроводе генератора и стопорение крепежа от самоотвинчивания с использованием листов сердечника полюса и (или) стенок подкладной шайбы, отгибные части

60и 61 которых при этом заведены в шлицы.

При изготовлении ротора магнитопро- вода систем возбуждения главного и вспомогательного генераторов сваривают посредством аксиальных ребер в одно неразъемное целое с общим корпусом ротора агрегата и обрабатывают их одновременно, с одной установки на станке, а полюса в сборе с катушками возбуждения закрепляют на магнитопроводах посредством крепежа с фасонной головкой болта (гайки), полученной методом горячей высадки, и пропитывают изоляцию одновременно всех полюсов, что предпочтительно.

Отличие в изготовлении и сборке статоров и двухмашинного агрегата в целом заключается практически в том, что диафрагмы, образующие обособленные друг от друга потоки хладагента в главном генераторе и обособленный от главного генератора поток хладагента вспомогательного генератора,монтируют на статорах при их изготовлении. Монтаж диафрагм в отдельно стоящем статоре главного и вспомо- гательного генераторов существенно технологичнее, чем установка их внутри агрегата, а главное, исключает позможность попадания крепежа внутрь агрегата, например, при снятии диафрагм для обслуживания контактных соединений полюсов и при их последующей установке.

Литосварная конструкция ротора и соединение посредством аксиальных ребер с массивными магнитопроводами главного и вспомогательного генераторов в одно неразъемное целое способствуют снижению напряжений в корпусе на изгиб и напряжений в магнитопроводах на разрыв под действием центробежных сил.

Надежность соединения шихтованного сердечника полюса с массивным магнито: проводом обеспечена закреплением посредством крепежа, причем головка болта, например, опирается на стержень, расположенный в шихтованном сердечнике полюса, а стопорение крепежа от самоотвинчивания обеспечено, в частности, подкладной шайбой и применением квадратной и-мтпги болта.

Для охлаждения агрегата исполюуетси нагнетательная принудительная венгипя 5 ция с подачей хладагента в общую камеру на входе в агрегат и распределением потока хладагента по параллельным ветвям на три обособленных друг от друга потока: первый - через вспомогательный генератор, второй

10 - через зазоры в головках и между катушками в задних лобовых частях обмотки статора и межполюсные каналы ротора главного генератора, а также третий - через осевые каналы железа статора и зазоры между ка15 тушками в передних лобовых частях обмотки статора главного генератора с выходом в общую камеру перед выбросом хладагента в атмосферу. Такая схема вентиляции обеспечивает эффективное использование хла0 дагента, хорошее охлаждение обмоток агрегата и снижает расход энергии на вентиляцию.

Формула изобретения

1. Двухмашинный агрегат транспортно5 го средства, содержащий на общем корпусе магнитные системы главного и вспомогательного генераторов, включающие каждая соединенный с общим корпусом ротора массивный магнитопровод с эакрепленны0 ми на нем посредством резьбовых соединений полюсами, шихтованные сердечники которых снабжены выступающими за торцы стержнями, а выводы катушек возбуждения между собой и с идущими от них под магни5 топроводом шинами, присоединяемыми к контактным кольцам, соединены на изоляционных элементах, а также содержащий статор главного и статор вспомогательного генераторов в общем корпусе агрегата, об0 щие камеры в агрегате на входе и выходе хладагента и разделяющие на части общий поток хладагента внутри агрегата диафрагмы, отличающийся тем, что, с целью улучшения массогабаритных показателей.

5 повышения технологичности в производстве и ремонте, надежности в эксплуатации и эффективности охлаждения, массивные магнитопроводы возбуждения главного и вспомогательного генераторов неразъемно

0 соединены с корпусом ротора посредством ребер, образующих в совокупности каналы вдоль оси корпуса.

2. Агрегат по п. 1,отличающийся тем, что изоляционные элементы с контак5 тами для межкатушечных и выводных на контактные кольца соединений полюсов главного генератора расположены на противоположном контактным кольцам торце массивного магнитопровода, а вспомогательного генератора - на СТОПОНР контактных колец, при этом выводные шины от катушек полюсов к контактным кольцам главного генератора расположены и закреплены в одном, .из образованных ребрами каналов под магнитопроводами по- люсоп главного и вспомогательного генераторов.3.Агрегат по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что на корпусе статора вспомогательного генератора закреплена, а в сочленении с массивным магнитопроводом ротора главного генератора уплотнена диафрагма воронкообразной формы, которая образует обособленный от главного генератора канал прохода хладагента через вспомогательный генератор из общей камеры на входе, через вспомогательный генератор, через воронкообразной формы диафрагму, через каналы под массивным магнитопроводом полюсов главного генератора в общую камеру на выходе хладагента из агрегата.4.Агрегат по пп, 1-3, о т л и ч а ю щ и й- с я тем. что на корпусе статора главного генератора закреплена, а в сочленении с корпусом статора вспомогательного генераА-А

51 L I

тора уплотнена диафрагма, которая образует два обособленных канала прохода хладагента, идущих через главный генератор, один канал - через зазоры в головках и

лобовых частях обмотки статора в межполюсное пространство ротора с выходом в общую камеру и второй канал - через осе- оые каналы в железе статора, зазоры в лобовых частях обмотки статора на

противоположной головкам стороне, с выходом каждого из них в общую камеру агрегата.

5. Агрегат поп. 1,отличающийся тем, что головки болтов или гайки крепления полюса на магнитопроводе опираются на расположенные в башмаке сердечника стержни, выполнены в виде цилиндра и при этом содержат нечетное число радиально идущих от периферии в направлении к центру шлицев и зубцов шлицевого соединения, а листы шихтованного сердечника полюса и (или) стенки подкладной шайбы заведены с периферии в некоторые из этих шлицев, обеспечивая стопорение крепежа

о.т сзмооюинмивания.

Г/Г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1823081A1

ТРЮМНЫЙ ПОГРУЗЧИК ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ 1951
  • Сергель Н.Т.
SU101980A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Электроагрегат 1985
  • Дука Анатолий Константинович
  • Лейбович Анатолий Романович
  • Усенко Всеволод Трофимович
  • Пронько Юрий Борисович
SU1304137A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
М :

SU 1 823 081 A1

Авторы

Осичев Василий Петрович

Сысоев Валентин Сергеевич

Вовк Владимир Иванович

Осичев Александр Васильевич

Даты

1993-06-23Публикация

1990-12-12Подача