Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к высокоскоростным электрическим машинам типа мощных турбогенераторов, асинхронных электродвигателей и т.д.
Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения электрической машины через торцовые части бочки ротора.
Новизна заявляемого решения заключается в новой совокупности известных при- энакрв, которые при взаимодействии сообщают объекту новое свойство, заключающееся в том, что при размещении герметичных перекрытий между неподвижной и вращающейся герметичными оболочками торцовые части бочки ротора освобождаются от разреженной газовой среды и могут быть эффективно использованы для отвода тепла от активных частей ротора с помощью, например, воздушной среды повышенного давления, подаваемой в аксиальные каналы ротора. Тем самым констатируется существенность отличий, дающих сверхсуммарный положительный эффект: повышение эффективности охлаждения электрической машины через торцовые части бочки ротора.
Предлагаемое изобретение поясняется на примере конструкции асинхронного электродвигателя с короткозамкнутой роторной обмоткой, продольный разрез которого показан на чертеже.
В лазах бочки ротора 1 электрической машины уложены стержни 2 роторной обмотки, замкнутые по торцам кольцами 3. На наружную поверхность бочки с натягом установлена герметичная металлическая немагнитная оболочка 4 с выступающими за торцы бочки цилиндрическими частями 5. В той же бочке 1 под внутренними кромками цилиндрических частей 5 выполнены аксиальные вентиляционные отверстия 6. Сердечник 7 статора машины шихтованный, стянут нажимными шайбами 8. В пазы сердечника 7 уложена обмотка 9, уплотненная клиньями 10. В спинке сердечника выполнены аксиальные вентиляционные отверстия 11, проходящие сквозь шайбы 8. Во внутреннюю расточку сердечника 7 статора вставлена герметичная цилиндрическая оболочка 12, которую, во избежание вихревых токов, целесообразно делать из изоляционного материала, например стеклотекстолита. С торцов зазора 13, разделяющего статор и ротор машины, установлены герметичные перекрытия в виде металлических шайб 14, снабженных уплот- нительными кольцами 15, охватывающими выступающие цилиндрические части 5 ротора. В совокупности оболочка 4 с выступающими частями 5. оболочка 12 и шайбы 14 с уплотнительными кольцами 15 образуют герметичную камеру, в которой установлено разрежение по отношению к остальному
пространству машины, заполненному газом более высокого давления, например воздухом, как наиболее дешевым и безопасным в эксплуатации. Для поддержания разрежения в процессе работы машины в шайбе 14
предусмотрено отверстие 16 и труба 17, соединенная с газооткачивающим насосом (на чертеже не показан). В целом объем машины ограничен корпусом 18, в который установлен сердечник 7 статора, и торцовыми
щитами 19, скрепленными с корпусом 18.
При вращении ротора обращенная в зазор 13 поверхность оболочки 4. составляющая основную часть поверхности ротора и имеющая наибольшую линейную скорость,
испытывает трение о газ, содержащийся в зазоре 13. Однако вследствие разреженности этой части газа потери на трение оказываются относительно невелики. Торцы бочки ротора 1, отделенные от герметичной
камеры с разреженным газом и обращенные в пространство с газом того же состава, находящимся под более высоким давлением, омываются последним, при этом часть упомянутого газа попадает в вентиляционные отверстия 6 и 11, циркулируя по замкнутому циклу; таким образом через торцы бочки ротора 1 осуществляется интенсивный теплоотвод от активных частей машины охлаждающим газом.
Заявляемое решение может быть использовано в электрических машинах разных типов и мощностей, и в каждом конкретном случае будет наиболее значимо определяться та или иная сторона его технико-экономической эффективности. Обобщая же, можно выделить две взаимосвязанные стороны этой эффективности:
1)расширение верхней границы диапа- зона мощностей электрических машин воздушного или воздушно-водяного охлаждения (например, турбогенератор с чисто воздушным охлаждением ротора и приемлемым КПД может быть изготовлен
мощностью до 500-600 МВт);
2)увеличение удобства и безопасности эксплуатации электрических машин.
Формула изобретения Электрическая машина, содержащая ротор и статор, скрепленные соответственно со статором и с бочкой ротора герметич- ные оболочки, обращенные в зазор, в котором имеется относительное разрежение среды, и размещенные по торцам зазо
pa герметичные перекрытия, отличаю-установлены между неподвижной и вращащ а я с я тем, что герметичные перекрытия ющейся герметичными оболочками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2034392C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2101836C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2085004C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2084069C1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2437195C1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2010 |
|
RU2438224C1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2101835C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2011 |
|
RU2494515C2 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2095916C1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2095919C1 |
Использование: электромашиностроение для повышения эффективности охлаждения электрической машины. Сущность изобретения: на наружной поверхности бочки ротора 1 установлена герметичная немагнитная оболочка 4 с выступающими цилиндрическими частями 5. В бочке ротора 1 выполнены аксиальные вентиляционные отверстия б. Во внутреннюю расточку сердечника 7 вставлена герметичная цилиндрическая оболочка 12. С торцов зазора 13 установлены перекрытия в виде шайб 14 с уплотнительными кольцами 15. Обьем машины ограничен корпусом 18 и торцовыми щитами 19. 1 ил. 00 ы о со
Титов В.В., Хуторецкий Г.М | |||
и др | |||
Турбогенераторы | |||
Расчет и конструкция | |||
- Энергия | |||
Ленинградское отделение, 1967, с, 37, Сборник докладов Охлаждение турбо- и гидрогенераторов, ЦИНТИ электропромышленности и приборостроения | |||
Автоматический сцепной прибор американского типа | 1925 |
|
SU1959A1 |
Индукционная катушка | 1920 |
|
SU187A1 |
Авторы
Даты
1993-07-23—Публикация
1990-08-08—Подача