Изобретение относится к производству Товаров народного потребления из древесины, в частности к технологическим процессам изготовления художественных изделий с хохломской росписью.
Цель изобретения - повышение качества художественных изделий за счет улучше- ния лакокрасочного покрытия на поверхностях и снижения энергоемкости изготовления изделий;
Технологический процесс по изготовлению художественных изделий с хохломской росписью осуществляется следующим образом.
Из поленьев древесины или отходов формируют изделия заданной формы, которые по методу изготовления могут подразделяться на:
токарные (вазы, бокалы, чашки, панно и др.);
резные (ложки и т.п.);
столярные (столы и пр.) и т.д.
Предлагаемый способ изготовления художественных изделий из древесины с хох- ломской росписью имеет следующие
технологическое операции по обработке поверхностей изделия;
грунтование;
шпатлевание;
шлифование;
покрытие олифельной смесью;
покрытие алюминиевой пудрой лужение ;
роспись;
лаковое покрытие;
сушка- изделий и технологическая выдержка после каждой технологической операции.
В технологическом процессе используются и такие приемы как шлифование, удаление пыли, очистка поверхностей, контроль качества после каждой операции и др.
Каждый этап технологической обработки изделия заключается в следующем.
После сушки (выдержки при комнатной температуре) поверхности изделия заданной формы грунтуют. Перед грунтованием изделия обдуваются от пыли сжатым воздухом в специальной кабине. В качестве грунтовки используют, например, грунт ГФ-021
сл
с
со
со
ь
N с,
И
в соответствии с ГОСТом 25129-82 или грунт ПФ-020, изготовленный в соответствии с ГОСТом 18186-72. После грунтовая изделие сушат при Тсуш, ЮО-120°С при времени 2,0-2,5 час. В данном случае снижение температуры ниже 100°С нецелесообразно, т.к. увеличивается время сушки. Увеличение температуры свыше 120°С приводит к усушке древесного сырья и к изменению формы изделия, Грунтованные изделия после сушки в электропечах выдерживают при ТВыд. - 18-25°С 1,5-2 часа.
После грунтования производят местное шпатлевание наружных поверхностей изделия (заделка мелких дефектов: сколу, трещины, сучки) и сплошное шпатлевание внутренних поверхностей изделия, чтобы придать изделиям большую прочность, т.к. именно внутренняя поверхность контактирует с пищевыми продуктами.
., В качестве материала используют шпат- л&вку ПФ-002 (ГОСТ 10277-76), а также смесь грунтовки ГФ-021 и шпатлевки ПФ- 002. Шпатлевание может быть осуществлено как вручную, так и из-пистолета - краскораспылителя в специальной камере. В зависимости от вида шпатлевания используют при ручном, мае.ч.:
Грунтовку ГФ-021 .-60
Шпатлевки ПФ-002-40
При шпатлевании из пистолета-краскораспылителя используют, мае.ч.:
Грунтовку ГФ-021 -90
Шпатлевки ПФ-002- 10
Смесь разводится уайт-спиритом (ГОСТ 3134-78) или скипидаром ГОСТ 1671-82 до рабочей вязкости 35-40 сек. Перед использованием смесь фильтруется.
В смесь (шпатлевка ПФ-002 и грунтовка ГФ-021) 80 мае.ч. добавляется 20 мае.ч. уайт-спирита.
После шп.атлевания изделий сушат в электропечах при ТСуш. 100-120°С и 2,0- 2,5 часа и выдерживают при Твыд. 18-25°С 1.0-1,5 час.
После следующей основной операцией обработки изделий - покрытие поверхностей олифельной смесью производят шлифование изделий с последующим удалением пыли. Изделия шлифуют вручную или на токарном станке.
После операции очисткм поверхностей изделия производят, что традиционно, покрытие их олифельной смесью. Олифель- ная смесь содержит олифу натуральную и пак. например, ПФ-283 (ГОСТ 5470-75) в соотношении 1:1, Данное соотношение традиционно. Для подготовки олифельной смеси олифу натуральную предварительно варят.
Основы олифы натуральной: льняное (ГОСТ 5792-81) или конопляное масло с сиккативами смешивается с 3-4% (0,03-0,04 в.ч.) сурика свинцового (ГОСТ 19151-73) и
уваривается при температуре от 0 до 260°С до того момента когда раствора становится прозрачным и приобретает золотисто-коричневый оттенок. Вязкость полученного раствора при Т 20 ± 5°С, измеренная по
0 вискозиметру 83-246, не ниже 21, плотность не ниед - 0,936 г/см . Время высыхания - 21 час.
При использовании такого состава раствора олифы обеспечено необходимое каче5 ство олифенрвой смеси при нанесении ее на поверхность изделия. Исключаются такие дефекты как проседание смеси в поры древесины, улучшаются условия растира смеси . .по поверхности изделия. Количество сурика
0 свинцового равного 0,03-0,04 мае.ч. оптимально. Увеличение в растворе олифы натуральной сурика свинцового свыше 0,04 мае.ч. приводит к увеличению расхода материала. Уменьшение свинцового сурика ни5 же.0,03 мае.ч. приводит к возрастанию времени высыхания олифельной смеси пленки..
Увеличение Т варки олифы с суриком свинцовым выше 260°С нецелесообразно,
0 т.к. значительно увеличивается вязкость вплоть до полной потери текучести. Использование сурика свинцового при варке олифы натуральной является необходимым по соображениям повышения нижнего преде5 ла вязкости и плотности олифы, снижения температуры высыхания, улучшения цветового оттенка, олифепьной смеси, приближающегося к характерному оттенку художественного изделия.
0 Нанесение указанного олмфельного покрытия на поверхности изделия осуществляется многократно и после каждого слоя . олифельной смеси изделие выдерживают при Твыд. 18-25°С в течение t -2,0-2,5 час.
5 Выдержку изделий осуществляют на стеллажах. Для изготовления изделий используют, преимуа ественно, трехразовое покрытие олифельной смеси, что обеспечивает необходимое качество поверхностей изделия.
0 Выдержка изделия после третьего покрытия олифельной смеси осуществляется до отлила,т.е. до состояния неполностью высушенных поверхностей.
Следующая основная операция подго5 товки поверхностей изделия к росписи - лужение,При этой операции поверхности изделия покрывают алюминиевым порошком (пудрой) (в соответствии с ГОСТом 5494- 71). Покрытие лужение производят втиранием алюминиевого порошка до получения зеркальных (серебристых) поверхностей изделия. Затем поверхности изделия отбирают от излишек алюминиевой пудры.
Зеркальные поверхности изделия (или часть их) расписывают художественными красками. При этом на первом этапе росписи на поверхности изделия наносят отдельные пояски: операция наводки. Затем производят роспись. При росписи используют такие краски, как сажа, красная киноварь, желтый крон и др. Черную краску (сажа) и красную киноварь разводят раствором олифы натуральной сваренной с суриком свинцовым (ГОСТ 19151-73). В растворе олифы натуральной содержится 0,04-0,05 мае.ч. сурика. Температура варки от 0 до 260°С до приобретения раствором прозрачности и темно-коричневого цвета. Цвет раствора не изменяет цветовых оттенков красок. Вязкость раствора при Т 20 ±5°С не менее 32 сек, плотность не менее 0,950 г/см . Время высыхания не более 24 часов.
Использование при разведении красок олифы вареной с суриком свинцовым увеличивается вязкость и плотность художественных красок, не меняется их цветовой оттенок, снижается их растекаемость, что улучшает условия нанесения красок и их укрывистость.
Олифа вареная используется, преимущественно, для разведения красной краски (пигмент киновари ртутной Но) и черной (сажа), т.к. по своим технологическим качествам требуют введения в их состав олифы.
При разведении красной краски используют пигмент киновари 80-83% (80 мэс.ч. - 83 мас.ч.) и 12-15% (12-15 мае.ч.) олифы вареной и до 5% (5 мас.ч.) скипидара (TY 81-05-74-77 или ГОСТ 1571-82). Количество скипидара традиционно. При уменьшении олифы вареной до 10% (10 мас.ч.) увеличивается вязкость и плотность красной краски, что приводит к ухудшению ее художественных свойств и эластичности. При увеличении олифы вареной свыше 15% (15 мас.ч.) уменьшаются соответственно плотность и вязкость, что ухудшает укрывистость (краска течет по поверхности изделия).
Черная краска (сажа) подготавливается для росписи также с использованием олифы вареной в следующем соотношении компонентов:
олифа вареная - 50-55% (50-55 мас.ч.)
скипидар - 5% (5 мас.ч.)
сажа - 40-45% (40-45 мас.ч.)
Художественную роспись производят одним и известных видов (травка, фон, кудрина). Расписанные изделия сушат при Твыд. 18-25°С в течение 24 часов или в электропечах при ТСуш - 100°С и времени сушки 1,5-2 часа.
5После сушки изделий осуществляют
отводку кромок поверхностей под краску, а затем просушивание изделий при Тсуш. 100-120°С и времени сушки t 2,5-3 часа. Температура сушки, равная 100-120°С
0 не нарушает линейных размеров образцов изделий и их объемов.
После сушки и технологической выдержки изделия поверхности его многократно лакируют. В лак, например, МЧ-52 (ТУ
5 6-10-764-74) добавляют раствор спирта (растворитель № 646), подкрашенного органическим оранжевым красителем 2Ж (ГОСТ 7468-55) или желтым красителем 3 (ГОСТ 17650-72). Лак со спиртораствори0 мым раствором красителя имеет золотистый оттенок (цвет).
Оптимально следующее содержание красителя в растворителе: краситель 3 в 100 мл спирта, например, бутилового со5 ставляет 5,6-6%. Краситель оранжевый 2Ж на 100 мл спирта - 1-2%.
Уменьшение красителя 3 до 4% или красителя 2Ж меньше 1 % приводит к браку художественных изделий. Золотистый от0 тенок поверхностей изделий бледный. Качество поверхности изделия не соответствует контрольному .образцу.
Увеличение количества красителя 3 в растворе спирта свыше 6% и свыше 2% кра5 сителя 2Ж приводит к получению лака, при использовании которого поверхности изделия имеют темный оттенок. При разведении 1 л лака используют 100-140 г (10- 14%) готового раствора красителя, что
0 соответствует золотистому оттенку лака, а изготовленные изделия имеют заданный контрольным образцом цвет поверхностей, При увеличении раствора красителя в лаке поверхности изделия приобретают темный,
5 близкий к коричневому оттенок, что не соответствует художественным данным изделия. Уменьшение раствора красителя в лаке цвет лаковой пленки изделия бледнит. После каждого лакового покрытия
0 изделия сушат в электропечах при Тсуш. ЮО-Т20°С и t 2,0-2,5 час. После сушки изделия выдерживают при Т8ыд. 18-25°С и t 6-8 час. Пойле лакирования производят подкрас изделий и суш5 ку их при ТВыд. 18-25°С и t 6-8 час. Затем производятся окончательный контроль изделий, их маркировка и упаковка.
П р и м е р. В данном примере описан технологический процесс изготовления художественного изделия из древесины, полуфабрикат которого получен токарной обработкой.
Полученный после токарной обработки полуфабрикат подается на рабочее место, на котором осуществляется следующий этап: полуфабрикат очищается от пыли, например, путем его обдува воздухом, грунтуются все поверхности изделия, при этом .в качестве грунтовки используют грунт ГФ-021 (ГОСТ 25129-8). Грунт ГФ-021 при Т 20 ± 5°С должен иметь вязкость 45- 50 сек. Для получения необходимой вязкости используют скипидар живичный (ГОСТ 1571-82). Для контроля вязкости применяют вискозиметр, например, ВЗ-246 (ГОСТ 9070-75Е) и секундомер ГОСТ 5072-79Е.
После грунтования изделие выдерживают при Твыд. 18-25°С в течение 1,5- 2,0 час и при повышенной температуре ТСуш. 100-120qC в течение 2,0-2,5 час. При t 2,0 час, например, t 1,5 час эффективность просушивания грунтовых поверхностей снижается, что приводит к нарушению качества поверхностей. При t - 2,5 час наблюдается растрескивание загрунтованных поверхностей изделий, что в целом приводит к увеличению времени обработки изделия на следующем этапе технологического процесса, на котором осуществляется мест-. ное шпатлевание (мелких вырывов, выбоин, другие неровности). На этом этапе используются такие известные технические средства: шпатлевка ПФ-002 (ГОСТ 10277-76), уайт-спирит (ГОСТ 3134-78), скипидар (ГОСТ 1571-82), (см.выше). После технологической выдержки изделия при ТВыд. 18--25°Си при не менее 24 час., что необходимо по условиям сушки шпатлевки ПФ-002 или ГФ-021, осуществляют контроль качества изделия и производят сплошное шпатлевание его поверхностей, в том числе и внутренних (не имеющих, в дальнейшем, росписи). Для сплошного шпатлевания (ручное) используют грунтовку ГФ-021 (ГОСТ 25129-82) и шпатлевку ПФ-002 с уайт-спиритом и скипидаром. Необходимую вязкость грунтовки проверяют вискозиметром.
Следующий этап-.технологическая выдержка при ТВЫд. 18-25°С, t 1,5-2 час. Уменьшение или увеличение температуры и времени выдержки приводит к качественному ухудшению поверхностей изделия после сушки. Качество поверхностей изделий проверяется визуально при 100% контроле. После выдержки изделий их сушат при повышенных температурах ТСуш. .100-120°С. Сушка производится, в электропечах при контроле температуры и времени сушки. Увеличение температуры сушки выше 120°С увеличивает энергатические затраты электропечей, приводит к нарушению качества самой древесины, происходит ее усушка, изменяются линейные и объемные параметры изделия и
его форма.
После сушки изделия при ТСуш. 100- -120°С, оно выдерживается при ТВыд. 18- -25°С и t 1,5-2 часа, что необходимо для снятия внутренних напряжений. После вы0 держки поверхности изделия шлифуют, например, на шлифовальном станке. Используют также шлифовальную шкурку, Осуществляют визуальный 100% контроль поверхностей изделий.
5Поверхности изделия обтирают с использованием уайт-спирита (ГОСТ 3134-78), подготавливая из к следующему технологическому этапу - олифелению (описание тех-. нологического процесса).
0Поверхности изделий три раза покрывают смесью олифы вареной и лака ПФ-283 в соотношении 1:1. При олифелении используют олифу натуральную (ГОСТ 7931-76), которую варят с суриком свинцовым при
5 температуре до 260°С до получения прозрачного раствора золотисто-коричневого оттенка. Вводят в олифу натуральную (смесь растительного масла, например, льняного с сиккативами) сурик свинцовый в количестве
0 0,03-0,04 мае.ч. Данное количество сурика свинцового и заданная температура варки . олифы удовлетворяют таким технологическим требованиям, как вязкость получаемого раствора, его температура высыхания.
5 Вязкость олифы варенной при Т 18-25°С должна соответствовать 21 сек, плотность не ниже 0,936 г/см ; время высыхания-21 час.
Для проверки вязкости используют вис0 козиметр 83-246 (ГОСТ 9070-75Е): часы ГОСТ 10733-79Е.
После покрытия поверхностей изделия указанной олифельной смесью и технологической выдержкой изделия при
5 ТВыд. 18-25°С осуществляют 100% визуальный контроль, в результате которого оцениваются поверхности изделия по равномерности нанесенного на них покрытия для исключения брака по проседанию
0 смеси в поры древесины, условиям толщины пленки (ее рзстира).
Следующий технологический этап - лужение поверхностей изделия алюминиевой пудрой осуществляется известным спосо5 бом.
Контроль визуальный с контрольным образцом.
После обтира поверхностей изделия от излишков алюминиевой пудры осуществляют следующий этап - роспись изделия художественными красками. При использовании черной (сажа) и красной красок их раз- бавляют раствором олифы вареной с Суриком свинцовым с ранее описанным весовым содержанием сурика и температуры варки.
Перед использованием олифы вареной проверяют ее вязкость, которая должна быть не ниже 32 сек, а также плотность (не ниже 0,950 г/см3).
После технологической выдержки при t 10-12 часов и ТВыд. 18-25°С изделия дополнительно подкрашивают и сушат в электропечи при Тсуш. 100-120°С в течение 2,5-3 часов, затем выдерживают при Теыд. 18-25°С и i 1,5-2 час.
На следующем этапе поверхности изделия многократно лакируют. Используют для лакирования раствор лака, подкрашенного раствором спирта с желтым 3 или оранжевым красителем 2Ж.
Количество раствора спирта с красителем в лаке и самого красителя в спирте выбрано по ранее описанному варианту.
При нанесении лака проверяют его вязкость.
После нанесения каждого слоя лака изделие сушат в электропечах при Тсуш. 100-120°С и времени сушки 2,0-2,5 час. После сушки производят технологическую выдержку изделий при Твыд. 18-25°С и контроль изделий по его форме, качеству рисунка и золотистости поверхностей соответствующих оттенку контрольного образца,
Для облагораживания поверхностей изделия их подвергают влажному шлифованию после каждого слоя лака.
Таким образом весь технологический процесс изготовления художественных изделий из древесины с хохломской росписью осуществляется в режиме температур сушки одного и того же значения, величина которого ниже температуры усушки материала - древесины, что не нарушает обьемы и размеры изделия. Кроме того, упрощается в целом процесс регулирования температур сушки, снижаются энергозатраты. Возможность обеспечения такого технологического режима сушки художественных изделий из древесины обеспечено благодаря использованию в технологическом процессе олифы вареной с суриком свинцовым, как при нанесении олифельного покрытия так и при разведении красок, а также благодаря использованию раствора лака подкрашенного раствором спирта с оранжевым или желтым красителем в соотношениях указанных в описании.
Использование олифы вареной с сури5 ком свинцовым не только способствует улучшению укрывистости поверхностей изделия, но и облагораживанию этих поверхностей перед лакированием, добавляя золотистость в получаемый оттенок, кото0 рый окончательно формируется после лакирования и сушки.
Применяемые температуры сушки, не только не нарушают за данность формы изделия, но и сохраняют целостность нанесен5 ной на поверхность изделия лакокрасочной пленки. Таким образом в целом повышается художественная ценность изделий.
В результате использования заявляемого технологического процесса сокращаются
0 потери от брака за счет повышения качества изделий.
Формула изобретения
1.Способ изготовления художествен- 5 ных изделий из древесины с хохломской
росписью, заключающийся в грунтовке поверхности изделия, сушке, нанесении раствора олифы, сушки, втирании в поверхность алюминиевого порошка до
0 получения зеркальности, росписи красками, черная и красная из которых разведены раствором олифы, и последующей сушке, лакировке и сушке до получения золотистого оттенка, отличающийся тем, что в
5 качестве раствора олифы для нанесения на поверхность и для разведения черной и красной красок используют раствор сурика свинцового, полученного посредством варки олифы с суриком свинцовым для
0 получения растворов соответственно золотисто-коричневого и темно-коричневого цветов, при этом лакировку осуществляют лаком, подкрашенным органическими оранжевым или желтым красителями, а сушку
5 проводят при температуре до 120°С.
2.Способ по п.1,отличающийся тем, что варку олифы с суриком свинцовым осуществляют с соотношением входящих
компонентов, мас.ч.:
0 Олифа натуральная-0,97-0,95
Сурик свинцовые-0,03-0,05
и при температуре 0-260°С.
3.Способ по. п. 1, о т л и ч а ю щи и с я тем, что лак подкрашивают 10-14%-ным
5 спиртовым раствором органических оранжевого или желтого красителей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДЕКОРИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ | 1998 |
|
RU2140362C1 |
СПОСОБ ДЕКОРИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 2001 |
|
RU2201874C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ С ХОХЛОМСКИМ ОРНАМЕНТОМ | 2002 |
|
RU2240236C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ | 2001 |
|
RU2211763C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ ИЗДЕЛИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСЬЮ | 1995 |
|
RU2118597C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 1994 |
|
RU2049101C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ С ХОХЛОМСКИМ ОРНАМЕНТОМ | 2010 |
|
RU2415030C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2156783C1 |
СПОСОБ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТДЕЛКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 2000 |
|
RU2173268C1 |
СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНОЙ МОДИФИКАЦИИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ИЗДЕЛИЙ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ | 1996 |
|
RU2111866C1 |
Изобретение относится к способу изготовления художественных изделий из древесины с хохломской росписью. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве раствора олифы для нанесения на поверхность и для разведения черной и красной красок используют раствор сурика свинцового. 2 з.п. ф-лы.
Михайлов Г.М | |||
и др | |||
Технология изготовления товаров народного потребления из древесины | |||
М.: Лесная промышленность, 1988 | |||
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Авторы
Даты
1993-07-30—Публикация
1991-08-12—Подача