Изобретение относится к области нефтедобывающей промышленности и может быть использовано при эксплуатации газ- лифтным способом сверхглубоких скважин.
Цель изобретения - повышение надежности работы клапана при одновременном расширении области его применения за счет защиты сильфона от высокого наружного давления и снятия пиковых нагрузок.
На фигуре изображен клапан газлифт- ный сильфонный.
Клапан состоит из полого корпуса 1с входными А и выходными Б каналами и
жестко соединенными с ним узла зарядки 2 и узла обратного клапана 3.
В корпусе 1 установлены, жестко связанные шток 4 с затвором 5, седло 6 и узел демпфирования состоящий из установленного концентрично на штоке 4 сильфона 7. связанного нижним своим концом со штоком 4, а верхним с корпусом 1 м образующего тем самым с последним камеру высокого давления BJ1 частично заполненную вязкой жидкостью, направляющей 8 с радиальными отверстиями Г и свободно установленной на верхнем торце штока 4, ара 9.
ы
о
СЛ
Ьь
Јь
Направляющая 8 концентрично установлена в камере высокого давления В образует дополнительное седло с проходным отверстием делящим камеру высокого давления В на верхнюю и нижнюю полости.
Шар 9 свободно установлен на верхнем торце с возможностью перекрытия проходного отверстия Д дополнительного седла в крайнем верхнем положении штока 4.
Клапан работает следующим образом,
Через узел зарядки 2 верхняя полость камеры высокого давления В заполняется азотом до расчетного давления. При эторм сильфон 7 воспринимает это зарядное давление через проходное отверстие Д. Затвор 5 закрывает седло б, расположенное в корпусе 1. Клапан закрыт, а проходное отверстие Д в узле демпфирования открыто.
При установке клапана в скважину, наружное давление действует на сильфон 7 и он начинает сжиматься. Затвор 5 отходит от седла 6, когда давление снаружи превосходит зарядное давление. Клапан открывается, а проходное отверстие Д начинает закрываться.
Вязкая жидкость, заполняющая сильфон, медленно перетекает через проходное отверстие Д с нижней полости камеры высокого давления В в верхнюю, обеспечивая тем самым плавность хода затвора 5 и штока 4. Шар 9 выполнен из твердосплавного материала, плотность которого превышает плотность вязкой жидкости и в соответствии с этим суммарная площадь поперечного сечения радиальных отверстий Т направляющей 8 настолько больше площади поперечного сечения кольцевого зазора, что исключается подъем шара 9 гидравлическими силами, а постоянный контакт шара 9 со штоком 4 позволяет перекрыть проходное отверстие Д. Зависимость площадей определяется из выражения:
,
V.
3
Ј-
fkVc
где fa площадь поперечного сечения кольцевого зазора;
dm - диаметр шара;
g - ускорение свободного падения;
рш - плотность материала шара;
рж - плотность вязкой жидкости;
f« - площадь поперечного сечения кольцевого пространства между штоком и силь- фоном;
vc - максимальная скорость перемещения сильфона;
fpo суммарная площадь поперечного сечения радиальных отверстий-направляющей.
При полном ходе затвора 5 вверх (кла- 5 пан полностью открыт) сильфон 7 сжимается до упора, т. е. шар 9 под действием штока 4 перекрывает проходное отверстие Д и отсекает верхнюю полость камеры высокого давления В от нижнеей полости, т. е. полости сильфона. Дальнейшее повышение давления снаружи не воспринимается силь- фоном 7. Сильфон 7 полностью разгружен от действия на него внешних сил, а внутри него давление равное давлению снаружи.
При снижении давления снаружи сильфон 7 начинает разжиматься и стремиться принять свое первоначальное положение..
Шток 4 совершает ход, однако так как шар 9 со штоком 4 не связаны, а контактируют по одной точке, то шар 9 по-прежнему будет закрывать проходное отверстие Д, сообщающее нижнюю полость камеры высокого давления В, т. е. полость сильфона, с верхней полостью, заполненной азотом,
10
15
25
30
35
45
50
55
до тех пор, пока давление снаружи, а следовательно и внутри сильфона 7 не станет равным давлению зарядки. Только после этого шар 9 откроет проходное отверстие Д. При этом сильфон 7 воспримет давление,
равное давлению зарядки и не превосходящее допустимое значение. Шар 9 под действием силы тяжести опустится на шток 4.
Клапан будет закрываться, а проходное отверстие Д в узле демпфирования будет в открытом положении. Медленное перете- . кание жидкости из верхней полости камеры высокого давления В в нижнюю полость, т. е. полость сильфона 7, через проходное . отверстие Д обеспечит плавность хода за- и твора 5.
Формула изобретения Газлифтный сильфонный клапан, включающий полый корпус с входными и выходными каналами, узел зарядки, узел обратного клапана и установленные в корпусе шток с затвором, седло с проходным отверстием и узел демпфирования, выполненный в виде установленного концентрично на штоке сильфона, связанного нижним концом со штоком, а верхним - с корпусом, с образованием с последним камеры высокого давления, частично заполненной вязкой жидкостью, дополнительного седла с проходным отверстием, размещенного в камере высокого давления и делящего ее на верхнюю и нижнюю полости, жестко связанной с дополнительным седлом направляющей, выполненной в виде цилиндра с .радиальными отверстиями и установленной концентрично на штоке, и шара, свободно
установленного на верхнем торце штока с возможностью перекрытия проходного отверстия дополнительного седла в крайнем верхнем положении штока, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы клапана при одновременном расширении области его применения за счет защиты сильфона от высокого наружного давления и снятия пиковых нагрузок, шар выполнен из твердосплавного материала, а верхний торец штока выполнен плоским, при этом направляющая установлена на штоке с образованием кольцевого зазора, пло- . щадь поперечного сечения которого определяется из выражения
4dU)q(-1)
fk vc.
0
где f3 - площадь поперечного сечения кольцевого зазора;
duj диаметр шара;
РШ - плотность материала шара;
/схж - плотность вязкой жидкости;
TK- площадь поперечного сечения кольцевого пространства между штоком и силь- фоном;
vc - максимальная скорость перемещения сильфона;
f ро - суммарная площадь поперечного сечения радиальных отверстий направляющей.
g - ускорение свободного падения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Газлифтный клапан | 1989 |
|
SU1760093A1 |
Устройство для добычи нефти газлифтным способом | 1989 |
|
SU1696676A1 |
Клапанное устройство для скважины | 1989 |
|
SU1694863A1 |
Газлифтный клапан | 1980 |
|
SU973798A1 |
Устройство для газлифтной эксплуатации скважины | 1989 |
|
SU1801170A3 |
Газлифтный клапан | 1979 |
|
SU744118A1 |
Ясс гидравлический | 1991 |
|
SU1836540A3 |
Пакер | 1991 |
|
SU1819321A3 |
Наземное устройство для перекрытия потока нефти из скважины | 1990 |
|
SU1765359A1 |
Скважинный клапан-отсекатель | 1982 |
|
SU1082933A2 |
Использование: при эксплуатации скважин газлифтных способом. Обеспечивает повышение надежности работы клапана при одновременном расширении области его применения за счет защиты сильфона от высокого наружного давления и снятия пиковых нагрузок. Сущность изобретения, устройство включает полый корпус. Он выполнен с входными и выходными каналами. Имеется узел зарядки, узел обратного клапана и шток с затвором. Кроме того, устройство содержит седло с проходным отверстием и узел демпфирования. Последний выполнен в виде сильфона. Он установлен на штоке концентрично. Нижним концом он связан со штоком, Верхним коНщом связан с корпусом. С ним он образует камеру высокого давления. Она частично выполнена вязкой жидкостью. Устройство имеет дополнительное седло. Оно выполнено с проходным отверстием. Оно размещено в камере высокого давления и делит ее на верхнюю и нижнюю полости, С дополнительным седлом связана направляющая. Она выполнена в виде цилиндра. Он имеет .радиальные отверстия. Он установлен ка штоке концентрично. На верхнем торце штока установлен шар, Он установлен с возможностью перекрытия проходного отверстия у дополнительного седла в крайнем нижнем положении штока. Шар выполнен из твердосплавного материала. Верхний торец штока выполнен плоским. Направляю- щая установлена на штоке с образованием кольцевого зазора. Площадь поперечного сечения зазора определяется из приведенного выражения, фиг.1. сл
Авторы
Даты
1993-08-23—Публикация
1990-06-01—Подача