ТРАНСПОРТИР ДЛЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ Советский патент 1931 года по МПК G01C3/10 

Описание патента на изобретение SU22280A1

Предлагаемый транспортир для геодезических работ имеет целью ускорение работ при нанесении фигур местности и уменьшение погрешностей и состоит из транспортира со скошенным краем под углом 10- 15° к его диаметру, проходящему через его деления 0 и 180° или 180-360°, и из прилегающей к этому краю линейки с поперечными масштабами, скошенной в обратном направлении на тот же угол с таким расчетом, чтобы край линейки оставался при ее передвижении параллельным диаметру транспортира, при чем линейка снабжена зубчатой рейкой, а транспортир шестерней. Для облегчения небольших перемещений транспортира на нем имеются круглые, расширяющиеся книзу, отверстия. Для отсчета транспортир снабжен верньером с лупой и микрометрическим винтом для мелких перемещений.

На чертеже фиг. 1 изображает вид сверху предлагаемого транспортира; фиг. 2 - разрез его по линии АБ на фиг. 1; фиг. 3 - вид его сверху без верньера и винта.

Транспортир для геодезических работ (фиг. 1, 2) имеет скошенный край под углом в 10-15° к его диаметру, проходящему через его деления 0° и 180° или 180° и 360°, и к этому краю прилегает скошенная на тот же угол, но в обратном направлении, линейка 1 (фиг. 1) таким образом, чтобы край аб последней оставался при ее передвижении параллельным диаметру транспортира. Передвижная линейка 1 (фиг. 1) снабжена вдоль скошенного края зубчатой рейкой 3, по которой движется шестерня 15, прикрепленная винтом 4 к транспортиру (фиг. 2) и помещенная между линейкой 1 и пластинкой 5. Шестерня 15 служит для легкого передвижения линейки 1, на которой имеется поперечный масштаб. К нижней части линейки 1 прикреплены пластинки 13 и 14, имеющие в сечении форму трапеции и при наложении транспортира на поверхность бумаги не касающиеся последней. Пластинка 14 имеет отшлифованные (гладкие) наклонные бока и входит в продолговатый удлиненный прорез транспортира, а пластинка 13 привинчена к линейке 1, и ее правая сторона, входящая в откошенное ребро линейки траспортира, строго параллельна вырезу транспортира и имеет длину, равную длине зубчатой рейки 3. Таким образом, пластинки 13 и 14, как равно и верхняя пластинка 5, способствуют плавному передвижению линейки 1 по транспортиру, по направлению прореза, и сохраняют параллельность линейки диаметру транспортира при удалении или приближении. Для облегчения небольших перемещений транспортира на нем имеются круглые, расширяющиеся книзу, отверстия 17. По накладной дуге 6 транспортира движется верньер 10 (фиг. 1 и 2) с нанесенными на пластинке 16 делениями в количестве тридцати между правым и левым нулевым показателем, занимающими угол (дугу транспортира) в 29 x 30′=14°30′, при чем верньер позволяет делать отсчет градусной величины угла от 1-5°. Таким образом, точность верньера равна 1′. Деления верньера отсчитываются от правого показателя влево и наоборот (они занумерованы через 10 делений и имеют цифры 0, 10, 20 и 30 в ту и другую сторону) в зависимости от названия румба, величины азимута или положения внутреннего угла. Пластинка 16 дугообразна и соприкасается с краем дуги транспортира, при чем линеечка верньера скошена внутрь, нх ребра радиальны и совпадают с нулевыми показателями нониуса. Мелкие перемещения верньера 10 осуществляются с помощью микрометрического винта 12. Отсчет производится через небольшую лупу, прикрепленную на верньере и свободно поворачиваемую от одного показателя к другому. Дуга транспортира скошена на всю толщину и имеет градусные и полуградусные деления, при чем эти деления обозначены цифрами через каждые 10: в первом ряду слева направо от 0-180°, во втором - справа налево от 0-180°, в третьем ряду слева направо от 180-360° и в четвертом справа налево от 180-360°.

Чтобы нанести полигон по данным азимутам или румбам, следует предварительно построить на бумаге сеть меридианов, нанося их на одинаковом расстоянии друг от друга точно параллельными тонкими линиями. Расстояние меридианов должно соответствовать определенному масштабу, чтобы сетью можно было воспользоваться и как палеткой при определении площади полигона. Когда параллельность меридианов проверена, приступают к нанесению линий местности. Например, чтобы из данной точки (пункта) вблизи меридиана провести линию под азимутом в 160° 10′ (первой половины горизонта), нужно совместить левый показатель верньера с делениями дуги транспортира в 160° 10′ (цифры первого ряда) и центр транспортира тем или иным меридианом, так чтобы скошенное ребро линейки 1 по возможности ближе подошло к намеченному пункту, при чем, пользуясь иглой или кончиком циркуля (как рычажком), вводя их в круглые отверстия 17, когда игла слегка вошла в бумагу около той или другой стены круглого отверстия, касаясь его верхнего ребра, поворачивают слегка иглу по направлению требуемого положения, оставляя конец ее в бумаге, вследствие чего и транспортир медленно устанавливается в требуемом положении. При этом надо пользоваться ручной лупой, чтобы линия меридиана точно совпала с ребром линеечки верньера и центром транспортира. Когда прибор занял должное положение, придерживают транспортир левой рукой в неподвижном положении на бумаге, а винтом 4 подают ребро линейки 1 до соприкосновения пункта линии с ребром, после чего вдоль ребра линейки проводят линию вниз от точки. Чтобы нанести линию под азимутом, например, в 295.15 (второй половины горизонта), берут цифры третьего ряда (возрастающие слева направо) и пользуются левым нулевым показателем и линеечкой верньера, устанавливая его на цифре 295.15, и поступают так же, как в предыдущем случае, но проводят линию от пункта на СЗ. Нанесение румбов производится почти тем же порядком, как и нанесение азимутов. Во избежание арифметических вычислений пользуются тем или иным рядом цифр, которые и дают готовую величину угла. При нанесении фигур (с малым числом сторон) по внутренним углам, когда углы имеют величину в пределах от 180-360°, пользуются линейкой транспортира и верньером, пользуясь третьим или четвертым рядом цифр транспортира.

Упрощенный вид транспортира состоит из косой линейки 1 и транспортира 3 (фиг. 3) с винтом 4, служащим для грубой установки транспортира, и с винтом 2 для передвижения линейки 1 по косому ребру транспортира до момента соприкосновения ребра аб с данным пунктом линии.

Похожие патенты SU22280A1

название год авторы номер документа
Координатная линейка 1930
  • Бобченко А.М.
SU22281A1
Чертежный прибор для графической съемки ситуации при работе с теодолитом 1930
  • Кольцов В.Н.
SU26068A1
Приспособление к кипрегелю для автоматического получения превышений горизонтальных проложений и отметок точек местности 1929
  • Горохов Г.И.
SU19800A1
Приспособление для накладки планов по румбам 1929
  • Николаев И.К.
SU17757A1
БУССОЛЬ 1997
  • Плотников В.С.
  • Алферьев Н.Н.
RU2155934C2
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЛАКОВ 1934
  • Пискун В.Ф.
SU43753A1
Прибор для определения направления астрономического меридиана 1940
  • Чураков А.Н.
SU67877A1
Прибор для составления планов угломерной съемки в полярных координатах 1930
  • Косых В.Г.
SU35384A1
Прибор для графического определения приращений прямоугольных координат 1932
  • Иванов Н.М.
SU34767A1
Угломер с подвижным зеркалом 1923
  • Маковский Н.В.
SU12565A1

Иллюстрации к изобретению SU 22 280 A1

Формула изобретения SU 22 280 A1

1. Транспортир для геодезических работ, отличающийся тем, что край его скошен под углом в 10-15° к его диаметру, проходящему через крайние его деления 0° и 180° или 180° и 360°, и к этому краю прилегает скошенная на тот же угол в обратном направлении линейка 1 таким образом, чтобы край аб последней, снабженный поперечными масштабами, оставался при ее передвижении параллельным диаметру транспортира.

2. Видоизменение указанного в п. 1 транспортира, отличающееся тем, что для передвижения линейки вдоль скошенного края транспортира линейка 1 снабжена зубчатой рейкой 3, а транспортир шестерней 15.

3. В указанном в п.п. 1 и 2 транспортире применение круглых, расширяющихся книзу, отверстий 17 со скошенными стенками, предназначенных для облегчения небольших перемещений транспортира.

4. В указанном в п.п. 1 и 2 транспортире применение верньера 10, снабженного лупой для отсчета и микрометрическим винтом 12 для мелких перемещений.

SU 22 280 A1

Авторы

Вишняков А.Н.

Даты

1931-08-31Публикация

1929-05-27Подача