Изобретение относится к аппаратуре для геофизических исследований, в частности бокового электрического каротажа.
Известны приборы электрического каротажа, электронная схема которых содерн :ит генератор переменного тока, два автокомпенсатора, измерительный усилитель и блок передачи информации.
Недостатком этих приборов является неустойчивая работа автокомпенсаторов при высокой Минерализации бурового раствора.
Предлагаемый прибор отличается тем, что, с целью повышения его надежности в сложных геоэлектрических условиях, автокомпенсаторы соединены последовательно через сопротивление связи в цепи центрального электрода, а цепи контрольных и экранных электродов подсоединены соответственно ко входу одного и выходу другого автокомпенсатора.
Па чертеже показана блок-схема .прибора.
Прибор состоит из многоэлектродного зонда / и электронной схемы 2, содержащей автокомпенсатор 3, ВХОД которого соединен с цепью контрольных электродов MN, а выход - с цепью центрального электрода АО, сопротивления связи 4, включенного в цепь центрального токового электрода зонда, автокомпенсатора 5, вход которого соединен с сопротивлением связи, а выход - с цепью экранных электродов Лэ1 и /1э2, генератора 6, измерительного усилителя 7 и блока 8 передачи информации.
Прибор соединен с наземным блоком 9 питания и регистрации каротажным кабелем 10. Для работы прибора от наземного блока 9 питания по линии связи (кабелю) 10 подают постоянное напряжение на электронную схему 2. Генератор 6 через оконечный каскад автокомпенсатора 5 создает в цепи экранных
электродов зонда / ток, под действием которого на контрольных электродах возникает напряжение, действующее на вход автокомпенсатора 3. Последний устанавливает величину тока в цепи центрального электрода таКИМ образом, чтобы под действием этого тока на контрольных электродах взоникало напряжение, противоположное по знаку напряжению от экранных электродов. Примем точность компенсации напряжения
на контрольных электродах равной 10о/о. Из теории систем с обратной связью известно, что это соответствует глубине обратной связи не менее 10. Для автокомпенсатора 3 имеем:
MJ
J ,
д и„у Д t/,«
1-0 .
5.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АППАРАТУРА ДЛЯ ДИВЕРГЕНТНОГО КАРОТАЖА СКВАЖИН | 1971 |
|
SU321784A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БОКОВОГО МИКРОКАРОТАЖА | 1992 |
|
RU2035750C1 |
Устройство для каротажа необсаженных скважин | 1979 |
|
SU879533A1 |
ИЗЛУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН | 2002 |
|
RU2202038C2 |
АППАРАТУРА ДЛЯ БОКОВОГО КАРОТАЖА | 1970 |
|
SU267767A1 |
Устройство для электрического каротажа скважин с фокусировкой тока | 1980 |
|
SU940112A1 |
Многоканальное промыслово-геофизическое устройство | 1984 |
|
SU1287073A1 |
Устройство для бокового каротажа скважин | 1981 |
|
SU983621A1 |
Устройство для электрического каротажа обсаженных скважин | 1979 |
|
SU907494A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КАРОТАЖА СКВАЖИН | 2004 |
|
RU2292064C2 |
Даты
1969-01-01—Публикация