Изобретение относится к газотурбинным двигателям.
При изыскании возможностей увеличения запасов устойчивости газотурбинных двигателей по отношению к срывным явлениям в компрессорах используют информацию о напорных характеристиках компрессора в целом, а также о напорных характеристиках отдельных частей компрессора. С этой целью проводят испытания, при которых обеспечивают соотношения между расходами топл-ива и числами оборотов роторов с помощью штатных органов упр|авления, измененные в сравнении с соотношениями, характерными для медленных изменений режима. Такие испытания позволяют получить режимы работы комлрессора, не реализуемые с помощью указанных штатных органов управления. При испытаниях регистрируют или вычисляют по регистрируемым -параметрам числа оборотов роторов, расход газа и давление в исследуемых сечениях. Однако такой способ получения напорных характеристик имеет существенный недостаток, проявляющийся при оценке характеристик компрессора низкого давления двухкаскадного газотурбинного двигателя и заключающийся в том, что нри быстром увеличении расхода топлива практически реализуются Лищь режимы работы, соответствующие при определенном расходе воздуха в основном .пониженным степеням сжатия по сравнению со степенями сжатия, имеющими место при медленном изменении расхода топлива. Другие варианты данного способа либо позволяют реализовать лишь малый диапазон релсимов работы компрессора низкого давления, либо связаны с большими технологическими трудностями. Способ не дает возможности непосредственно определять линиц постоянных чисел оборотов компрессора, направление которых во многом определяет стабильность его работы.
Цель изобретения - увеличение объема информации и упрощение технологии испытаНИИ компрессоров.
Это достигается тем, что изменение расхода топлива осуществляют но периодическому ступенчатому закону, регулируя и изменяя частоту колебаний в процессе испытаний.
Для получения заданной формы изменения параметров и увеличения объема информации, получаемой в результате испытаний во время задания колебаний, блокируют (отключают) систему поддержания режима работы
двигателя. Блокирование осуществляют настроечным элементом (например, винтом-упором), положение которого определяет максимальный за период колебаний.режим работы двигателя. Амплитуда колебаний, а также исизменяться в ходе испытаний в соответствии с заданной программой. При испытаниях непрерывно регистрируют .параметры работы двигателя.. Сущность изобретения поясняется черте- 5 жом, на котором изображена плоскость параметров режима работы компрессора. Колебаниям релсима работы двигателя с данным исходным режимом, амплитудой и частотой соответствует на данной фигуре замкнутая ли- Ю ния. Изменяя частоту колебаний, можно получать различные замкнутые линии и таким образом обследовать некоторую область параметров режима работы компрессора (область М). В результате обследования для точек области М находят соответствующие числа оборотов ротора низкого давления (см. точки 1, 2, 3, 4, 8 - степень режима, G -расход воздуха). При обработке результатов испытаний по этим точкам строят линии парамет ров режима работы компрессора, соответствующие ноСТОЯННЫ.М числам оборотов ротора низкого давления. Для расширения области М можно25 йснользовать изменение исходного (среднего) 15 20 режима колебаний. Такое изменение, а также изменение амплитуды колебаний можно непользовать и для проверки значений числа оборотов ротора низкого давления в точках области М. Однако .в качестве основного метода оценки этих чисел оборотов целесообразно принимать именно измерение частоты колебаний, поскольку оно позволяет обеспечить наибольшую точность .при наименьшем числе измерений и наибольшей простоте технологии проведения испытаний, Предмет изобретения Способ получения напорных характеристик компрессора, например компрессора низкого давления двухкаскадного газотурбинного двигателя, путем непрерывной регистрации режимов работы компрессора при изменении расхода топли-ва, отличающийся тем, что, с целью увеличения объема информации и упрощения технологии испытаний, осуществляют изменение расхода топлива по периодическому ступенчатому закону, регулируя и изменяя частоту колебаний в процессе испытаний.
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация