Изобретение относится к устройствам для электрОМатнитного каротажа скважиН.
Известные устройства для индзкциоиного каротажа содержат .генератор, зонд с генераторной и Измерительной линией в составе датчика, вхадной трансформатор., а такл е телеиймерительнуго систему и каротажный кабель, образующие телеметрический каиал для тареобразования и передачи информации, регистрирующее устройство и источник питания.
Для П01вышения памехоустойчивости в аппаратуре .индукционаото каротажа применяется зонД, |КажД|ая :прием:ная катушка которого вылолнена из двух одинако1вых частей, -включен:Ных в прямой и обратный провода так, чтобы их магниТНые моменты складывались.
Известна аппаратура индукционного каротажа, в которой с целью (повышения -помехоустойЧИБости применяется мод,уляция сигнала от исто гника низкочастотного налряжен-ия. Недостатком этой аппаратуры является чувствительность к зондовым помехам, наводимым из задающей цели.
Целью изобретения является создание устройства существенно более помехоустойчивого при проведении измерений IB оюважине индукционном методом. Для этого и.ндукцноННый сигнал преобразуется в форму, удобную для передаЧи из На поверхность. Это
также Повышает точность измерения, расширяет динамический диаиазон и улучшает методические вОЗМОжности аГРпаратуры. Цель достигается следующими средствами.
Межд|у средними точками измерительной линии зонда и иервичной обмотки входного трансформатора включен источник управляющего напряжения Постоянной а1Мплитуды. В измер.ительную линию введены устройства,
оббспечи1вающие возможность изменения иередаточной характеристики датчн1ка за счет параметрической модуляции сигнала непосредственно В катушках измерительной линии. Э.Д.С., на|Веденная в проводах измерительной
ли1нии, а также помехи от генератора существенно отличаются от сигнала -в катушках, который оказывается модулированным.
После детектироваНия низкочастотный сигнал отделяется от помех цепью разделения
переменной и постоянной составляющих.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена схема устройства.
К генератору тока 1, частота которого обычно лежит iB пределах 20-200 кгц, подсоединена генераторная линия зонда. В ее состав вхо дят одна или несколько катушек (на чертеже изображена одна катущка, состоящая из двух
В cocxaiB измер1ительной линии входят одна или .несколько катушек, жаждая из которых состоит из двух одинэковых частей, и соед;1«ителыныб провода 5. .На чертеже изо1бражена од1на жатуШКа, состоящая из двух частей 6, 7, тзиесте € у1стройства1ми 8 и 9, обеспечиваю-щими возможность изменения передаточной хар актеристи к и д атч и к а.
Пер.вБЧНая обмотка симметрич.ного трансформатора 10 «ю:асоеди,нена к измерительной ЛИНИИ зонда, а вторичная-ж детектору 11. Мелсду средней точкой 12 первичной обмотки трансформатора и средней точкой 13 измерительной источник лизасочастот,ного наирямсения постояниой ам-илитуды 14. Частота F источиш-са выбирается, как правило, в пределах 30-1000 гц.
Постоянная времени t нагрузочной цени детектора выбирается из условия-.- С : С р
Детектор // связан с остальной скважи-нноп частью телеизмерительной системы (ТИС) 15 через цепь разделения лервменной и .постоянной составляющих 16.
Каротажный кабель 17 соединяет скважия Ную часть атта.ратуры с наземной, ВКлючаюшей часть телеизмерительной системы 18, а также регистр.ирующее устройство 19 « источ1НИК пита.ния 20.
Измеиение передато-чной характеристики ттриеадной катушки обеспечивается введение,, магнитных сердечников 2.1 и 22 я соединением сигнальной цепи зонда с выходом источника низкочастотного напряжения.
Ток в генератор|НОЙ линии индукцио-нного зонд,а, возбуждаемый тенератором 1, индуцирует в проводящей среде В ИХ;ревые TOiKH, магнитное поле Которых является источником электродвижущей силы иЗ.мерительной линии. Амплитуда и активная компонента электродвижущей силы связаны с кажущейся удельной электропроводностью среды. Из измерительной линии сигнал через входной трансформатор W поступает на детектор //. Как правило, перед детектированием сигнал усиливают. Вместе с сигналом на детектор попадает аю.меха частоты f, обусловленная паразитными связями в зонде ,и, в частности, связями между генераторной линией и соединительными провол/аМИ 5 измерительной линии. Ток либо напряжение источника 14 подают черзз трансформатор 10 в функциональные элементы- устройства 8 н 9, обеспечивая изменен.че с НИ31КОЙ Частотой передаточной характеристики датчижа. Выходное саир1оти(вление источни1ка 14 па переменном токе частоты F должно значительно Превосходить сопротивление на этой частоте контура, образова1Н1Н:ого измерительной линией и первичной обмоткой трансфор.матора 10. Ток ИСтоЧ1НИка 14 служит для (подмагничиваяия магнитных (матнитодиэлектрнчеюких) сердечниках 21, 22, обеспечи1вая изменение с частотой F .магнитной пронидае1МОСТИ среды внутри измерительных катушек. Таким образом, модулируется но амплитуде потокосценлсние с витка.ми И:3(мер,нтельных
катушек потока частоты /, а значит, и сигнал, наведенный в измерительных катушках внхревьши токами окружающей среды. Помехи частоты / в соединительных 1Провол,ах 5 измерительной ЛИНЕЙ, входном трансфор1маторе 10,
усилителе, если он имеется перед детектором, не .модулированы.
Магнитные Омагнитодиэлектрические) сердечники предпочтительно выполнять замкнутыми с .малым Магнитным сопротивлением
части маГНитОПравода, расположенной внутри катзшкн. Этим обеспечивается эффективносгь иодмагничивания и одновременно уменьшение .магнитного шунтирования потока частоты / частью магнитопровода, расположенной иоверх катушек.
Пред iM е т изобретения
Устройство для элeктpOiмaгнитнo ГO каротажа, содержащее датчик измерительного сигнала, состоящей из задающей и сигнальной цепей с катушками, каждая из которых выполнена в виде л,вух секций, включенных в разные линии цепей, электронный блок, состоящий из генератора, соединенного с задающей
цепью датчика, детектора, связанного ino входу через трансформатор с сигнальной цепою датчика, цепи раЗ|Деления переменной и постоянной составляющих, ИСточ.ника низкочастотного управляющего напряжения, элеМенты кабельной телеизмерительной системы и регистратор, отличающееся тем, что, с целью повышения лоМехОустойчиВОСти из.мер,0ний, в л аяхдую из указанных секций катушек сигнальной цепи зонда кведены матнитоправоды, а выход
указаиного источника низкочастотного управляющего напряжения подсоединен к сигнальной цепи в ее средних точках.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИБОР ДЛЯ ИНДУКЦИОННОГО КАРОТАЖА СКВАЖИН | 1966 |
|
SU187170A1 |
Устройство для бокового индукционного зондирования | 1980 |
|
SU930193A1 |
УСТРОЙСТВО для ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КАРОТАЖАСКВАЖИН | 1972 |
|
SU354120A1 |
АППАРАТУРА ДЛЯ ИНДУКЦИОПНОГО КАРОТАЖА | 1970 |
|
SU269357A1 |
Устройство для электромагнитного каротажа скважин | 1979 |
|
SU855586A1 |
Устройство для индукционного каротажа скважин | 1977 |
|
SU646297A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КАРОТАЖА СКВАЖИН | 2004 |
|
RU2292064C2 |
Устройство для каротажного электромагнитного зондирования | 1981 |
|
SU1004940A1 |
Устройство для измерения магнитной восприимчивости и удельной электропроводности | 1984 |
|
SU1233078A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КАРОТАЖА СКВАЖИН | 2003 |
|
RU2230344C1 |
Даты
1970-01-01—Публикация