Изобретение относится к измерительному приборостроению.
Известны глубинные датчики скорости с разгруженными подшипниками, содержащие корпус, турбину Каплана, установленную в подшинниках, обтекатель переднего подшипника, узел разгрузки от осевой силы заднего подшипника в виде канала, сообш,аюшего полости подшипника с пространством полного напора потока.
В известных конструкциях полный напор подводится к кормовому торцу ступицы через центральное отверстие передней опоры ротора и далее по каналу вдоль оси ступицы.
Недостатками такой конструкции являются значительные потери скоростного напора в зазоре переднего торца и возможность усиленного засорения подшипников взвешенными в потоке частицами.
Кроме того, в сушествуюших датчиках, расположенных в открытом потоке жидкости, возможны сушественные погрешности измерений от изменения местных углов скоса потока относительно оси ротора.
Для снижения порога чувствительности, увеличения эффективности компенсации осевой силы в предлагаемом датчике обтекатель переднего подшипника содержит ряд отверстий по окружности, сообщающих зону минимального давления набегающего потока с нередней
торцовой плоскостью турбины, а в торце обтекателя выполнена полость в виде усеченного конуса, меньшее основание которого совпадает с торцом, при этом в этой полости размещен передний конец турбины, обточенный в виде усеченного конуса, большее основание которого совпадает с торцом, а узгл разгрузки от осевой силы заднего нодшппника снабжен приемником полного напора, установленным вне корпуса.
Для уменьшения засорення подшипников в их вкладышах выполнены продольные пазы.
Кроме того, для уменьшения влияния местного скоса течения на точность из.мерения корпус снабжен обечайкой, окружающей переднюю часть корпуса, выполненной в виде отрезка цилиндра, коаксиального с корпусом.
На чгртеже показан описываемый датчнк, содержащий корпус 1 в виде цилиндрического патрубка с опорами 2 п 3 передпего подшипника 4 и опорами 5 задпего подшппника 6, турбину 7 с лопастями 8, кронштейн 9, элементы неконтактного преобразователя, сердечник 10, катушку 11 индуктивности и магнитопровод 12, обечайку 13.
Корпус / состопт из цилиндрического стакана и перед П1х и задних опор, каждая из которых соедппена с пплиндром радиальными ребрами, расположенными вдоль потока. Передние опоры 2 и 3 съемные, базируются на цилипдрическую поверхность корпуса м крепятся к нему винтами 14. Обводы передней и задней опор представляют xoponio обтекаемые поверхности.
Во внутренние соосные расточки опор запрессованы подшипниковые втулки скольжения из фторопласта, имеющие продольнвш пазы (см. разрез по А-Л) для выхода носторопних частиц и продуктов износа. Опоры имеют вдоль оси иарул ные резьбовые отверетия. Переднее отверстие служит для промывки подшипника и при работе закрыто заглушкой 15, а в заднее - ввернут уиорный винт 16, восприпимаюш;нй основную нагрузку на ротор при начале работы.
В одном из ребер задней опоры 5 имеетея капал, сооб1цаюш.ийся с открытым приемником 17 полного напора, укренленным снаружи ч орпуса и с конической полостью заднгй опоры.
Передние опоры 2 и 3 несут обтекатель 18 переднего подшипника. Б обгекателе 18 выполпен по окрул ности ряд отверстий 19, сообш.аюших торцовую полость опоры с щружным обводом в зоне, где давлеиие потока имеет миипмалыюе значение.
На чертеже показан контур обтекателя 18 и эпюра 20 распределения давления но контуру обтекателя в относительных единицах, постросппая в осях OZP, где OZ - раестояпие в направлсиип потока (невозмушеппого) от носка обтекателя, ОР - давление в относительных единицах, причем положительное паправленпе оси - влево. В начале оеи OZ относительное давление равно -fl, далее оно падает, и там, где оно достигает минимума, расположены отверстия 19.
Торцовая полость 2/отделяет переднюю опору от ступицы ротора в зоне цилиндра сбвода обтекателя.
Сообшение полости с кольцевым зазором по обводу осуществляется через конический лабиринт, в котором величина радиального зазора бп увеличивается с уменьшением торцового зазора. Это достигнуто выполнением в торце обтекателя переднего подшипника полости в виде усеченного конуса, меньшее основание которого совпадает с торцом, раеположеннел в этом полости переднего конца ступицы турбины и обточкой его в виде усеченного конуса, большее основание которого совпадает с торцом.
Турбина 7 состоит из оси 22 и напрессованной на нее пластмассовой втулки с лопастями 8, наклонными под углом к потоку. Вдоль концов лопастей на максимальном расстоянии от оси вмонтирована проволока 23 из антикоррозийного сплава, обладагощего магнитной проводимостью (например, из никеля), нредказпаченпая реагировать с пекоптактным преобразователем числа оборотов.
Кронштейн 9 выполнен в форме обтекаемого ребра, установленного вдоль потока и для крепления прибора к изделию при помощи фланца и накидной гайки 24, унирающейся в разрезиое пружинное кольцо 25. Внутренние
полости кронштейна используют для размещения катушки индуктивности // с сердечником 10 и магнитопроводом 12.
Для обеспечения минимального зазора между магнитопроводами в кр01Ш1тейпе и лопаетями ротора сердечник катушки и цилиндрический магнитопровод входят в углубления корпуса. Уплотнение этих деталей осуществляется резиновыми кол15цами 26 круглого еечения.
Обечайка 13, служ:ащая для уменьшения влияния местного скоса потока, установлена заподлицо с передней кро.мкой цилиндрического стакана корпуса / и центрируется относительно него при noriiOHJ,H ребер - вкладыщей 27,
через отверстия ребер проходят винты 28, скрепляющие втулку с корпусом.
Вращение ротора описаппого датчика начи 1ается при скорости потока, достаточной для иреодоления начального )1та трения в
опорах.
Под действием осевых сил сопротивления потоку ротор может перемещаться в подщипниках до упора в задиий ограничительный винт. При этом между торцом ротора и задней
опорой по ее обводу уетанавливается минимальный зазор.
Разрежение на обводе носовой опоры в зоне отверстий передается по каналам в полость
переднего торца ступицы турбины. Там устанавливается давление Р, значение которого зависит от соотношения потерь напора в отверстиях и зазоре бп, т. е. в основном, от соотношения еу.чмарной площади отверстий и сечения зазора.
В начальном положении ротора, когда бп имеет наименьшее значение, давление в передней полости близко к РМИП. При перемещении ротора навстречу потоку зазор бп увеличивается (благодаря конической форме лабиринта), следовательно увеличивается и давление в передней торцовой полости.
Давление скоростного напора через отверстие в приемнике 17 ц канал в задней опоре 5
передается на кормовой торец ступицы турбины. Пока сечение подводящих коммуникаций существенно больше сечения зазора бк по кормовому торцу турбины, потери скоростного напора малы, и ротор под воздействием ко.мпенеирующей силы отходит от ограпичительного винта иавстречу потоку под дейетвием силы
R,,F(P,-Pl,
где F - площадь ступицы ротора, PC - давление в кормовой полости ротора.
Но при этом увеличиваются зазоры бп и бк,
что вызывает увеличение давления в нередней
полости и уменьшение давления в кормовой
полости, а следовательно, уменьшение комнепсируюгцей силы.
Описанная система комиенеации соответствует схеме автоматического регулирования с отрицательной обратной связью. Хорошее демпфирование осевых колебаний ротора в
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофазный ветрогенератор переменного тока | 2017 |
|
RU2658316C1 |
Турбинный расходомер | 1979 |
|
SU1095883A3 |
Вентильный ветрогенератор постоянного тока | 2016 |
|
RU2633356C1 |
ТУРБИННЫЙ РАСХОДОМЕР | 2007 |
|
RU2337321C1 |
СУДОВОЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2012 |
|
RU2492103C1 |
Ветроэнергетический комплекс | 2021 |
|
RU2776988C1 |
ТУРБИННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ РАСХОДА | 2007 |
|
RU2360218C1 |
Стабилизированный вентильный аксиально-конический ветрогенератор постоянного тока | 2018 |
|
RU2688925C1 |
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2004 |
|
RU2262175C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА ПИТАНИЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2004 |
|
RU2265128C1 |
Даты
1971-01-01—Публикация