1 .
Известен способ изготовления искусственной лыжни, состоящий в том, что для сооружения лыжни на грунт укладывают иластмассовые илиты специального профиля.
Недостатками такого способа являются дороговизна, дефицитность материала и необходимость применять специальное оборудование для изготовления плит.
Предлагаемый способ изготовления искусственной лыжни отличается тем, что, с целью упрощения процесса, на груит укладывают слой опилок с вер.хним слоем из древеспо стружки, в котором формуют лыжню и поливают ее в отдельных участка.ч мочевнио-формальдегидной смолой. Для повыншния срока службы лыжни ее края нокрывают защитной лентой, а затем для улучн1ения поверхности скольжения на лыжню наносят смазку, например солярное масло, и покрывают ее слоем гранулированного полиэтилена иизкого давления.
Описываемый способ изготовления искусственной лыжни является более дещевым и простым; лыжня имеет высокое качество покрытия и может быть изготовлена из недефицитных материалов в общественном порядке без использования каких-либо специальных механизмов.
Лыжня состонт из основания трассы-насыпи 1 из мелких древесных опилок, слоя J из древесной фрезерной стружки, желоба 3 и резнновой транспортерной ленты 4.
Сооружение трассы начннают в начале лета, причем выбирают иодходящую иоверхность с плавными спусками и подъемами. Следует избегать иостройки лыжип па песках плн, в крайнем случае, окружность трассы необходпмо покрывать опилкамн. Носле измерения, отметки и необходнмого планирования профиля трассы пачинают подготовку основания лыжни. Трассу покрывают слоем / мелких древесных оннлок на щирииу 2,5-3 м и толщиной в середине 15-20 см. Края насыни имеют высоту 35-40 см. Таким образом, в середине основания образуется желоб. Основанне заливают водой и хорощо уплотняют путем утрамбовки или при помощи катки. Наружному слою основания дают просохнуть, после чего желоб заполняют слоем 2 древесной фрезерной стружки средней длиной 2-3 см. Желательно применять стружку ценных пород дерева, например бука, хотя возможно применение любой крупной стружки, которая не содержит кусков коры. Ширина слоя фрезерной стружки не менее 80 см, глубина - не менее 20 см. Затем ногами (носком обуви) образуют желоба 5 для лыжни. Желоба должны быть прямыми, параллельными и иметь ширину подошвы обуви.
Далее надевают лыжи и хорошо трамбуют основание желобов, после чего лыжи снимают и вручную нри иомощи лыж донолнительно уплотняют бока и гребень желобов. Готовые желоба имеют ширину около 20 сл1 п закругленный профиль. Обшая ширина лыжни 45-50 сл1. Стружка должна быть сухой, и указанную операцию, а также пропитку необходпмо производить в сухую погоду.
Верхний слой лыжни пропитывают мочевпно-формальдегидной смолой (например, смола марки МФ-17 по ТУ-МХП-2538-55 или М1962МРТУ 13-06-4-67). Смола должна быть свежей п хорошего качества.
Затвердителем служит раствор ш,авелевой кислоты. 1 кг порошковой щавелевой кислоты растворяют в 8 л воды (желательно речной или озерной). Раствор охлаждают до температуры окружающего воздуха. Опытным путем определяют необходимое соотношение затЕ ердителя и смолы.
Количество затвердителя выбирается от 10 до 23 г на 100 г смолы, в зависимости от свежести и состояния смолы. Если затверднтель берут в минимальном количестве, то получают более эластичную прониточную смесь. В случае необходимости смола предварительно разбавляется водой, причем на 10 л смолы добавляют 1 -1,5 л воды (речной или озерной). Пропиточную смесь подготовляют Б большой лейке; для этого в лейку объемом 10-12 л наливают примерио 1,5 л раствора .затвердителя (раствор щавелевой кислоты), затем - смолу (при иеобходи.мости предварительно разбавленную водой) при интенсивном помешивании. Размешивание произгшдяг деревянной лопаткой шириной примерно 5 см. Готовая смесь должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Отверстия головки лейки просверливают до диаметра 4 мм.
Готовой пропиточной смесью при помойки лейки поливают лыжню, пропитывая всю поверхность фрезерных стружек. Одной лейки хватает для проииткн участка трассы ди;ной 4-5 м. Пустую лейку сразу промьвают водой, особенно головку, и операцию по.вторяют вповь.
Целесообразно использовать для пропитки бр 1гаду из 4-5 человек, из которых двое приготовляют раствор, один-два заливают п одни промывает и заполняет лейки. Поливающий должен, не вступая на трассу, равномерно пропитывать всю поверхность лыжни. Если трассу пропитывают летом в солнечную погоду, она высыхает за 1 час. Место, где слой смолы получается неравномерным, заливают повторно.
Опасные места на спусках после пропитки размельчают для предотвращения трав.м при падениях. На подъемах пропитывают только места с пологим подъемом. Крутые подъемы не пропитывают вообще для избежания отдачи. Эти места поливают только водой при тренировках.
транспортерной лентой 4 шириной 50-60 см и толщиной не менее 1 см. Свободное расстояние между лентами 40-45 см. Ленты иредохраняют края лыжни. На иодъема.ч, где-.трасса не иропитана смолой, ленту не используют.
Перед тренировкой лыжню поливают- солярным маслом или дизельным топливом, (соляркой), к которому добавляют 10-20%- масла, например автола. Чем выше температура воздуха, тем больше добавляют масла. Поливку производят лейкой. Для поливки используют также воду, которая однако менее эффективна. После поливки можно сразу начинать тренировку. Лыжня не имеет отдач на горизонтальном участке и пологи.х подъемах.
Условия бега на указанной трассе соответствуют примерно старому зерннсто.му снегу при температуре от +2 до -2°С. На такой лыжие .можно пользоваться обыкновеннььми лыжа.ми. Лыжи должны быть хорошо пропитаны лыжной смолой, чтобы на них не оставалось слоя невпитавшейся смолы. Лыжную смазку не употребляют. Лыжи следует пропитывать после каждой тренировки, так как дизельное топливо растворяет лыжную смолу.
Более рационально применять лыжи со специальны.м покрытием, нанри.мер эпоксидной смолой. Такие лыжи выдерживают интенсивную тренировку в течение не менее 1 ;месяца.
Скорость на спусках крутизной около 30 и длиной 80-100 м достигается 60-65 км/час. Скорость можно звелнчить до 80 км/час путем покрытия дна желобов лыжни тонким слое.м гранулированного иолиэтилена низкого давления. Чем крупнее гранулы полиэтилена, тем лучше скольжение. Гранулы полиэтилена пропитывают солярным масло.м или дизельным топливом, к которому добавляют 40% .масла, ь апример автола, что обеспечивает прилипание гранул к трассе иодобно оттаявшему снегу.
При дожде скольжение на спусках немного ухудшается, а на пологих участках улучшается. Треиировки на такой трассе позволяют повышать мастерство на спусках и развивать чувство равновесия. Трасса всегда должна быть чистой и свободной от песка. При хорошем уходе лыжня выдерм ивает интенсивную тренировку в течение нескольких лет, носле чего требует ремонта. Все используемые материалы очень дешевы или являются отходами производства.
Предмет изобретения
1. Способ изготовления искусственной лыжни, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса, на грунт укладывают слой опилок с верхним слоем из древесной стружки, в котором формуют лыжню и поливают ее в отдельных участках мочевино-фор1 1альдегидной смолой. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы лыжни, ее края покрывают защитной лентой. 3.Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью улучшения поверхности скольжения, ь на лыжню наносят смазку, например солярное масло. 4. Способ по пп. 1 и 3, отличающийся тем. что лыжню покрывают слоем гранулированного полиэтилена низкого давления.
,
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация