Изобретение относится к обл.асти приборостроения.
Известны устройства для измерения температуры якоря маш-ииы .постоянного тока с помощью встроенных те-рмодатчиков, содержащие источник питания, преобразователь и вторичный прибор. Однако при «стройке датчи ков повреждается изолядия обмот1к.и, для передачи сигнала при вращающелгся якоре нужны контактные кольца со щетками, что усложняет конструкцию машины, а на многих мащинах узел токосъема датчиков вообще не размещвн на якоре.
В предлагаемом устройстве измер.ительная цепь вытолнена :в виде последовательно включенных стабилизированного источника переменного тока и фазометра, служащего вторичным Прибором, а в силовую цепь последовательно с электродвигателем в)ключен фильтр из емкости и индуктивности, настроенный в резонанс токов на частоту измерительного гака.
На чертеже показана принципиальная схема устройст Ва.
Якорь / мащины питается постоянным токам от лривоиов «-|- и «-. Параллельно якорю / включена измерительная цепь, содерЖащая ста|бил1изированный источник 2 переменного тока, фазометр 3 и конденсатор 4. Переменный ток источника 2 .может замыкаться только через якорь /, так как к источНику питания его не пропускает фильтр 5, состоящий из индуктивности L и емкости С. Этот фильтр настроен в резонанс токов на частоту измерительного тока и поэтому его сопротивление для этого тока равно бесконечности. Конденсатор 4 не пропускает постоянный ток сети в иэмерИтельную цепь. Схема измерения температуры работает
сле|Дующнм образом. Сощ сети переменного тока равен отношению активного сопротивления потребителя R к ©го полному сопротивлению Z. Так как в рассматриваемой схеме единственным потребителем переменного тока является якорь машины постоянного тока, то величина Cos(f целиком опредляется параметрами якоря
. R(,(i +де)
COS ср -
ff+jx (14-ав)4-ул:
j
Так как активное сопротивление пренебрежимо мало по сравнению с реактивным, то величиной R в знаменателе можно пренеб25 речь. Тогда формула упростится
Л: - реактивное сопротивление цепи:
якорь /--конденсатор 4; а. - темшературный коэффициент сопротивления;
в - превышение темлературы обмотки лад ее температурой В холодном состоянии.
Ка.к ВИДНО из последней формулы, Coscp :иря1мо пропорционален превышению температуры якорной обмот1ки, т. е. шкала фазометра, отградуированная в градусах, будет равиомерной.
В рассматриваемой схеме прибор будет измерять суммарное сопротивление о-бмотки и ш,етачных контактов. Последнее оолфотивлеиие обычно .невелико, однако, если трубется повышенная точность измерения, при градуировке можно ввести поправку на сопротивление щеточного контакта.
Для защиты якоря машины от .перегрева вместо фазометра включают любое реле, реагирующее «а Созф (например, реле мощности).
Предложенное устройство можно .примёдять для н©преры1вно.го контроля за температурой якорей машин постоянного тока при их испытаниях, а также для защиты от перегрева В условиях эксплуатации.
Предмет изобретения
Устройство для иЗМерения температуры якоря машины постоянного тока, содержащее источник питания, преобразователь и вторичный прибор, отличающееся тем, что, с целью обеспечения непрерывного контроля температуры якоря IB условиях эксплуатации машины, .параллельно якорю падсоедине.на измерительная цепь, выполнениая в виде последовательно включенных стабилизированного источника пер©менно.го тока и фазометра, служащего .вторичным прибором, а в силовую цепь последовательно с электродвигателем вKvIЮчeн фильтр из емкости и индуктивности, настроенный в резонанс токов на частоту измерительного тока.
Даты
1972-01-01—Публикация