Изобретение относится к области слухопротезирования, в частности к устройствам для обучения речевым навыкам людей с тяжелыми дефектами слуха.
Известны устройства для обучения глухих речи, основанные на использовании тактильной чувствительности, остаточных слуховых функций и визуальных ощущений, содержащие микрофон, усилитель, источник света и экран.
Однако при их использовании не обеспечена необходимая оптическая различимость .произносимых больным звуковых сигналов. Кроме того, они сложны в изготовлении и употреблении.
Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что в нем установлены системы волоконных световодов различной длины, закрепленных на преобразователе электрических колебаний в механические, например, на пьезоэлектрическом преобразователе, а экран выполнен в виде мозаичной оптической маски, светонепроводящие элементы которой соответствуют количеству и расположению выходных зрачков волоконных световодов.
Оно содержит микрофон 1, источник 2 света в виде электрической лампочки, систему волоконных световодов различной длины, состоящую из оптического конденсатора 3, формирующего параллельный пучок света, направленный на оптико-волоконный анализатор 4, и стеклянных волокон-световодов 5 различной длины с держателем 6.
Кроме того, устройство содержит пьезоэлектрический преобразователь, включающий в себя мозаичную маску 7, пьезоэлемент 8 и держатель 9 пьезоэлемента.
В качестве основных элементов оптико-волоконного анализатора 4 используются тончайшие стеклянные нити-волокна-световоды 5. Несколько сот стеклянных волокон скрепляются в пучок с помощью профильного держателя таким образом, чтобы один их конец мог соверщать свободные колебания. Волокна обладают различной длиной, и, следовательно, различной собственной частотой механических поперечных колебаний. Различная длина свободных концов волокон обеспечивается профилем держателя этих волокон, жестко соединенного с пьезоэлементом, установленном на держателе пьезоэлемента. Пьезоэлемент электрически соединен с микрофоном. Со стороны закрепленных концов все волокна мозаики подсвечиваются источником паралром. Перед свободными концами волокон устанавливается мозаичная маска так, чтобы при невозбужденном состоянии оптико-волоконного анализатора непрозрачные участки на мозаичной маске, соизмеримые по величине с диаметрами волокон заслонки, экранировали светящие торцы стеклянных волокон-световодов и рабочее поле оптико-волоконного анализатора со стороны наблюдения казалось бы темным. Количество и расположение светонепроводящих элементов мозаичной маски соответствует количеству и расположению стеклянных волокон-световодов в пучке оптиковолоконного анализатора. Звуки речи, воздействуя на волокна через пьезоэлектрический преобразователь, приводят в колебания те из них, собственные частоты которых совпадают с. частотами, содержащимися в спектре светового сигнала: амплитуда колебаний волокон зависит от резонансной даетоты волокон и их механическай дЬб). Колебания свободных концов приводя к появлению светящейся картины, форма которой зависит от звука речи и расположения самих волокон. Видеограммы воспринимаются непосредственно глазом, как световые точечные фигуры на
темном фоне. После непродолл ительного обучения они могут служить для восприятия звуков речи в дополнение к звуковому слуховому восприятию. Для людей с полностью пораженным слухом визуальное восприятие может сочетаться с тактильным, создаваемым специальным вибратором или применяться отдельно.
Предмет мзобреТен.ия
Устройство для обучения глухих речи, содержащее микрофон, усилитель, источник света и экран, отличающееся тем, что, с целью увеличения оптической различимости произносимых больным звуковых сигналов и упрощения устройства, в нем установлена система волоконных световодов различной длины, закрепленных на преобразователе электрических колебаний в механические, например, на пьезоэлектрическом преобразователе, а экран выполнен в виде мозаичной оптической маски, светонепроводящие элементы которой соответствуют количеству и расположению выходных зрачков волоконных световодов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 1973 |
|
SU389545A1 |
Устройство для обучения глухих речи | 1975 |
|
SU644478A1 |
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО для МОДЕЛИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА | 1971 |
|
SU289383A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИЕМА РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ | 1993 |
|
RU2049426C1 |
АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ГОЛОГРАФИЧЕСКИЕ ОПТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ИСКРИВЛЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 1999 |
|
RU2224451C2 |
СПОСОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ ПЕРЕДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА, ВОСПРИНИМАЕМОГО ОРГАНАМИ СЛУХА | 2020 |
|
RU2752755C1 |
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ | 1993 |
|
RU2049456C1 |
СПОСОБ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2525366C1 |
Лазер с внутренней ультразвуковой модуляцией интенсивности излучения | 1975 |
|
SU556688A1 |
ОПТИЧЕСКИЙ МИКРОФОН И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЕГО ЗВУКОЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ МЕМБРАНЫ | 2008 |
|
RU2365064C1 |
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация