В известных статорах электрических машин, содержащих стержневую обмотку с непосредственным газовым охлаждением, сердечник, в котором охлаждающий газ циркулирует от его спинки к расточке, нажимные плиты, крепящие пакеты активной стали с помощью разгонных клиньев со шпильками и изоляционную перегородку, расположенную между торцевыми щитами и головками стержней обмотки, наблюдается больщая неравномерность охлаждения обмотки и пакетов активной стали. Наиболее нагретыми являются лобовые части и концевые пакеты. Газ, .циркулирующий от спинки статора к расточке, не обеспечивает охлаждения интенсивно нагреваемых частей из-за больщих местных потерь, имеющих место вследствие того, что аэродинамическое сопротивление каналов между дуговыми участками стержней значительно больще сопротивления окон между стержнями в месте выхода их из пазов статора. При этом охлаждающий газ проходит преимущественно через окна и охлаждает лищь незначительную часть обмотки. Вместе с тем также шунтируются потоки таза, охлаждающие концевые пакеты стали.
В предлагаемом статоре с целью интенсификации охлаждения лобовых частей обмотки и концевых пакетов статора на поверхностях нажимных плит, обращенных к корпусу
мащииы, установлен изоляционный кожух с калиброванными отверстиями, часть из которых соосна с соответствующими отверстиями, выполненными в нажимных плитах, причем
соосные отверстия сообщаются с кольцевым зазором, образованным наружной поверхностью шпильки и каналом нажимной плиты, в котором она размещена, а на торцовой поверхности крайней нажимной плиты установлена кольцевая изоляционная перегородка, примыкающая к лобовой части обмотки.
На фиг. 1 показан продольный разрез статора турбогенератора с сечением нажимных плит вне канала для щпильки; на фиг. 2 -
продольный разрез нажимных плит по каналу со щпилькой.
Между головками стержней статора и щитами выполнена изоляционная перегородка / цилиндрической или конусной формы. На поверхностях нажимных плит 2, обращенных к корпусу мащины 5 установлен кожух 4 из изоляционного материала с калиброванными отверстиями 5, часть из которых соосна соответствующим отверстиям 6, выполненным в
нажимных ллитах. Отверстия 6 сообщаются с вентиляционным каналом 7 между нажимной плитой 2 и концевым пакетом стали 8 посредством кольцевых зазоров (щелей) 9, образованных наружной поверхностью щпилек iO
разгонных клиньев и каналами нажимных
плит, в которых они размещены. На торцевой поверхности крайней нажимной плиты // установлена кольцевая изоляционная перегородка 12, плотно прилегающая -к бандажным кольцам 13. Между корпусом 3, кольцевой перегородкой, изоляционной перегородкой-/ и поверхностью лобовых частей 14 образуется камера 15, параллельно ей по ходу газа образуется вторая камера 16, ограниченная дисками 17, 18 нажимной плиты, кожухом 4, кольцевой перегородкой 12 и поверхностью лобовых частей 14. Обе камеры сообщаются с зоной холодного газа. Камера 15 имеет непосредственное сообщение, а камера 16 посредСТВ.ОМ отверстий, выполненных в кожухе 4. Сечение этих отверстий выбирается таким, чтобы ограничить до необходимой величины поток газа, проходящий через нажимные плиты и окна между стержнями на выходе их из пазов. Это приводит к уменьшению общего расхода через нащину за счет устранения непроизводительно используемой его части и, следовательно, к уменьшению потерь мощности на вентиляцию и возрастанию напора, развиваемого вентилятором. Вместе с тем увеличивается расход газа через лобовые части обмотки (через камеру 15) и обеспечивается протекание газа практически по всей их длине. В известной мере увеличивается также расход газа через пакеты активной стали статора. Для интенсификации охлаждения концевых пакетов предусматривается дополнительная подача холодного газа в вентиляционный канал 7 через кольцевые зазоры (щели) 9 и отверстия, выполненные в кожухе 4,- соответствующие отверстия 6 нажимной плиты в -зоне расположения шпилек.
Предмет изобретения
Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий стержневую обмотку с непосредственным газовыхм охлаждением, сердечник, в котором охаждающий газ циркулирует, от его спинки к расточке, .нажимные плиты, крепящие пакеты активной стали с помощью разгонных клиньев со щпильками и изоляционную перегородку, расположенную между торцевыми щитами и головками стержней обмотки, отличающийся тем, что, с целью интенсификации охлаждения лобовых частей обмотки и крайних пакетов статора, на новерхностях нажимных плит, обращенных к корпусу машины, установлен изоляционный кожух с калиброванными отверстиями, часть из которых соосна с соответствующими отверстиями, вьшолненны.ми в нажимных плитах, нричем указанные соосные отверстия сообщаются с кольцевым зазором, образованным наружной поверхностью шпильки и каналом нажимной плиты, в котором она размещена, а на торцовой поверхности крайней нажимной плиты установлена кольцевая изоляционная перегородка, примыкающая к лобовой части обмотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1302383A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2018 |
|
RU2687560C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2011 |
|
RU2477916C2 |
Электрическая машина | 1982 |
|
SU1056377A1 |
Статор электрической машины с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1725318A1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2011 |
|
RU2474945C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2131637C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1997 |
|
RU2148885C1 |
Статор мощного турбогенератора | 2015 |
|
RU2610714C1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU738050A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация