Изобретение относится к судовому оборудованию и может быть использовано в устройствах для аварийного изменения направления движения судна. Известны устройства для аварийного изменения направления движения судна, содержащие движитель с каналами в различных направлениях, расположенный ниже ватерлинии в носовой части судна, и пульт управления. Однако в аварийной обстановке они не обеспечивают быстрого изменения курса. Цель изобретения состоит в уменьплении времени воздействия движителя на судно и соответственно в более быстром изменении курса судна в аварийной обстановке. Для этого движитель выполнен в виде корпуса с реактивной шашкой, крышкой н сопловым аппаратом, жестко закрепленных в корпусе судна, причем в реактивной шашке смонтировано запальное приспособление, электрически связанное с пультом управления, а сопловой аппарат снабжен взрывными пробками и каналами. На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 - разрез носовой части судна с устройством изменения ваправления движения; яа фаг. 3 - то же, разрез по А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - пробка; на фиг. 5 - сопловой аппарат; на фиг. 6 - пульт управления. Устройство для изменения направления движения устанавливается в носовой части судна / в районе стыка ахтерштевня 2 или 3. Для установки устройства этот район заливается бетоном, в результате чего образуется блок 4, в канале А которого в корпусе 5 вертикально установлена твердосплавная шашка 6 реактивного двигателя, причем корпус закрыт крышкой 7. Сопло реактивного двигателя состыковано с сопловым аппаратом, неподвижно заделанным в блоке 4 и состояш,им из коллектора 8 и отходяших от него трех сопел 9 и 10. Сопло 9 имеет ориентацию, обеспечивающую создание вектора тяги с направлением, обратным нормальному направлению движения судна, а сопла 10 создают взаимообратные вектора тяги, перпендикулярные диаметральной плоскости судна. Крышка 7, закрывающая корпус двигателя, изготовлена из стальной отливки и закреплена гайками 11, навернутыми на анкерные болты 12, заделанные в блок 4 и скрепленные с сопловым аппаратом 13. Корпус 5 двигателя, крышка 7 ц болты 12 являются съемными деталядш, причем крышка снимается талями (не показаны) с помощью рыма 14. Сопла двигателя имеют конусную форму с
юбкой (не показана), которая надевается на торец коллектора 8 и герметизируется с помощью кольцеобразных канавок (не показаны).
В коллекторе 7 расположены три конусообраэные воронки 15, 16 и 17, .переходящие в сопла 9 и 10, внутренняя поверхность которых облицована жаропрочной сталью, при этом сопла проходят сквозь корпус судна и имеют пробки 18 из пенопласта, перекрывающие доступ воды.
Воронки 15, 16 и 17 перед установкой двигателя закрываются пробкой 19, которая представляет собой керамический конусообразный корпус, причем верхняя часть пробки имеет наделку 20 из металлокерамики, имеющую вокруг себя поясок 21 из свинца, кроме того, со стороны меньщего основания в теле пробки сделана выемка, в которую ввинчен пластмассовый корпус 22 с размещенным в нем зарядом взрывчатого вещества (шащки ВВ) и капсюль-детонатор 23.
Шащка ВВ имеет конусную форму с полусферической выемкой, которая образует полость, заполненную асбестом 24. Капсюльдетонатор 23 имеет электрический провод, для подвода к которому напряжения на корпусе пробки 22 закреплены медные токопроводящие пластинки 25. При установке пробки в воронки коллектора эти пластинки соприкасаются с токопроводящими пластинами 26, заделанными в коллектор. От пластин 26 проложены отводы 27, подключенные -к кабелю 28, который через разъем 29 соединен с кабелем 30, причем к кабелю 30 подключена линия 31, замкнутая на пусковое устройство реактивного двигателя. Кабель 30 (в противопожарном исполнении) подводится в ходовую рубку судиа, где в районе поста управления судном установлен пульт зправления 32 устройством изменения направления движения. На лицевой панели пульта (фиг. 4) под откидным колпаком 33 из плексигласа установлены три кнопки 34, 35 и 36, под каждой из которых размещены сигналь11ые „тампы 57.
Кнопки 34, 35 и 36 замыкают электрические цепи: кнопка 34 - электроцепь управления пусковым устройством двигателя и электроцепь управления пробкой, перекрывающей сопло 10, вектор тяги которого направлен вправо от диаметральной плоскости судна, в результате чего создается управляющий момент, разворачивающий судно влево; кнопка 35 - электроцепь управления пусковым устройством двигателя и электроцепь управления пробкой, перекрывающей сопло 9, вектор тяги которого противоположен движению судна на переднем ходу, в результате чего создается управляющий момент, тормозящий судно; кнопка 36 - электроцепь управления пусковым устройством двигателя и электроцепь управления пробкой 10, пересекающей сопло 9, вектор тяги которого направлен влево от диаметральной плоскости
судна, в результате чего создается управляющий момент, разворачивающий судно вправо. Питание в электроцепи подается от аккумуляторов аварийной сети освещения судна или от специальной группы аккумуляторов.
Кроме того, на лицевой палели пульта расположены выключатель 38 для отключения питания от пульта во время стоянки судна, щкала мегомметра 39 для замера сопротивления изоляции электрических цепей устройства в целом, переключатель 40, с помощью которого в электроцепи устройства подается проверочное напряжение от батарейки, расположенной в пульте, и МНОГОПОЗИ1ЦИОННЫЙ пе реключатель 41, с помощью которого поочередно подключаются электроцепи устройства.. Во время нахождения судна в море, при щвартовках и маневрах в узкостях выключатель находится в замкнутом положении, а на пульт 32 подается питание. В случае возникновения аварийной ситуации, требующей немедленного изменения курса, необходимо сорвать Пломбу и откинуть колпак 33, закрывающий кнопки, после чего нажать их. При этом возможны следующие комбинации.
Нажата кнопка 34, при это.м подается питание на пусковое устройство двигателя. Шащка твердого топлива, установленная в корпусе
g двигателя, начинает гореть, и поток газов течет через сопло двигателя в коллектор. Одновременно с этим подается питание на капсюль-детонатор пробки, установленной в воровке 16. Калсюль-детонатор взрывается
5 и вызывает детонацию щащки ВВ, при подрыве которой основная энергия взрыва благодаря форме заряда направляется в полость, заполненную асбестом 24, при этом происходит разрыв тела пробки 19. Обломки пробки уносятся потоком газов, который из полости коллектора течет через открывающуюся воронку 16 в сопло 10. Давление, соз|дающееся в сопле, выбивает пробку 18, в результате чего поток газов истекает в водную среду, создавая
5 реактивный управляющий момент, разворачивающий судно влево, при этом две другие пробки остаются на месте и герметически перекрывают воронки 15 и 17.
При повыщении температуры в коллекторе
0 от проходящего потока газов свинцовые пояски 21 на пробках расплавляются, и свинец, стекая по корпусам пробок, обеспечивает дополнительную герметизацию воронок.
Нажата кнопка 35 - в этом случае подается питание на защск двигателя, причем одновременно с этим подрывается пробка, установленная в воронке 17, и поток газов создает момент, тормозящий движение судна.
0 Нажата кнопка 36, в результате чего создается момент, разворачивающий судно вправо.
Нажатием всех кнопок производят торможение судна, которое происходит более плав5 но, чем при включении только кнопки 35.
Предмет изобретения
Устройство для аварийного изменения направления движения , содержащее движитель, расноложенный в }юсовой части судна, ватерлинии, с каналами в различных направлениях и пульт управления, отличающееся тем, что, с целью уменьшения времени воздействия движителя на судно и изменения
маневра судна Б аварийной обстановке, движитель выполнен в виде корпуса с реактивной шашкой, крышкой и сопловым аппаратом, жестко прикрепленных к корпусу судна, причем в реактивной шашке смонтировано запальное приспособление, электрически связанное с пультом управления, а .сопловой аппарат снабжен взрывными пробками и сопловыми каналами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система маневрирования судном | 1990 |
|
SU1763290A1 |
РАКЕТА ДЛЯ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА | 2007 |
|
RU2340862C1 |
РАКЕТА ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА | 2013 |
|
RU2524405C1 |
РАКЕТА ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА | 2017 |
|
RU2681023C1 |
РАКЕТА ДЛЯ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА | 2007 |
|
RU2340861C1 |
РАКЕТА ДЛЯ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА | 2007 |
|
RU2340860C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОДАЧИ ЗАРЯДА РАЗМИНИРОВАНИЯ | 2018 |
|
RU2711328C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2457148C1 |
РАКЕТА ДЛЯ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА | 2011 |
|
RU2485762C2 |
РАЗДЕЛЯЮЩАЯСЯ РАКЕТА ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА | 2016 |
|
RU2620694C1 |
11
SZ
КОНТРОЛЬ
9иг6
Авторы
Даты
1974-05-15—Публикация
1970-04-20—Подача