1
Самым эффективным способом охлаждения обмотки возбуждения роторов электрических машин является жидкостное охлаждение.
Наибольшая интенсивность охлаждения достигается в системах с испарительным или струйным жидкостным охлаждением, когда жидкий хладагент подается непосредственно на поверхности выделяющих тепло элементов. Для охлаждения обмотки используются либо масивные клинья-теплоотводы, либо полые клинья, внутри которых распыляется хладагент. Обе эти конструкции недостаточно эффективны и не обеспечивают равномерного охлаждения катушек обмотки.
В предлагаемой конструкции поток жидкого хладагента направляется внутри боковых стенок составного клина по радиальным каналам, образованным тонкими пластинами: гладкой, соприкасаюш.ейся с поверхностью обмотки, и гофрированной, расположенной в междуполюсном пространстве. Проходяш;ий через составной клин жидкий хладагент охлаждает поверхность обмоток и через отверстия сбрасывается на внутреннюю поверхность якоря по всей его активной длине.
На фиг. 1 показана электрическая машина, поперечный разрез; на фиг. 2 - поперечный разрез составного клина.
На роторе 1 расположена обмотка возбуждения 2, удерживаемая на длине активного
железа составными клиньями, с внешней частью 3 и внутренней частью 4.
Внешняя часть 3 составного клина представляет собой гладкий профиль U-образного сечения, плотно прилегаюш,ий своей внешней поверхностью к обмотке возбуждения и снабженный сквозным отверстием 5, расположенным по оси симметрии напротив канала 6 в теле ротора. Внутренняя часть клина имеет
гофрированные боковые стенки. Составленные вместе детали клина плотно прилегают друг к другу по образующей гофрированной поверхности, а в центральной части образуют аксиальную полость 7, соединенную с каналами в клиньях 8. Составные клинья опираются на полки 9 полюсных башмаков, в которых имеются прорези 10, расположенные против каналов. При работе электрической машины жидкий хладагент поступает из центральной полости 11 в каналы, заполняет аксиальные полости в клиньях и под действием центробежных сил проходит в радиальном направлении по каналам в клиньях. Затем хладагент через прорези параллельными
струями выбрасывается в воздушный зазор электрической машины.
Предлагаемая конструкция обеспечивает, интенсивное охлаждение боковых поверхностей обмотки возбуждения в междуполюсном
пространстве путем создания направленного
вдоль тонкой металличеспотока хладагента кой стенки клина.
Пред мет изобретения
Электрическая машина с жидкостным охлаждением, нанример испарительным, обмотки возбуждения, содержащая явнополюсный ротор с подачей хладагента из центрального отверстия вала по радиальным каналам в ярме в аксиальные полости в основаниях U-образных клиньев, закрепляющих обмотку на
роторе, и с выбросом хладагента в воздущный зазор, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения боковых поверхностей обмотки возбуждения и повышения жесткости клиньев, носледние выполнены составными из тонкостенного листового металла с внешней частью, прилегающей к боковым поверхностям обмотки, и внутренней частью с гофрированными боковыми стенками, образующими радиальные каналы, соединяющие упомянутые полости в основаниях клиньев с воздушным зазором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения | 1976 |
|
SU588596A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
Ротор криогенной электрической машины | 1979 |
|
SU873338A1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU886153A1 |
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU1277300A1 |
ИНДУКЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ЦИКЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ | 2011 |
|
RU2467455C2 |
КЛИН-ОХЛАДИТЕЛЬ НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА | 1991 |
|
RU2006138C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2046499C1 |
Ротор электрической машины с испарительным охлаждением | 1977 |
|
SU641593A1 |
viJ
Даты
1974-06-30—Публикация
1970-10-29—Подача