Недостатки современного способа вращательного бурения помощью долота, опускаемого в скважину на длинных вращающихся бурильных трубах-, заключается в искривлениях скважин, обусловливающих собою аварии во время бурения и требующих затраты наибольшей части времени, расходуемого на бурение. Применение разного рода турбинных двигателей, устанавливаемых непосредственно над долотом и работающих от напора, прокачиваемого при бурении глинистого раствора, не нашло широкого распространения на практике вследствие быстрого изнашивания всех частей турбин от примеси песка к раствору и, кроме того, нисколько не предотвращает искривления скважин и не сокращает времени на спуск и подъем труб.
Предлагаемое изобретение имеет целью избегнуть недостатков как вращательного (роторного), так и турбинного бурения и заключается в применении электрического двигателя, непосредственно приводящего в действие бурильные фрезы и вместе с ними укрепляемого к специальной обсадной трубе, опускаемой на канате или на трубах в щахту, устраиваемую над забоем. Фиг. 1 изображает означенную шахту;
(4)
фкг. 2-расположение электробура в опускаемых в шахту обсадных трубах; фиг. 3-деталь передачи от оси электромотора к бурильным фрезам.
Шахта над скважиной (фиг. 1) устраивается из хорошо бетонируемой в грунт обсадной колонки Т, в верхней части которой находятся патрубок // для подачи глинистого раствора, внутренний фланец 01, наружный фланец Фз с наружной же резьбой и кольцо R. В описанную шахту опускают соответствующего диаметра обсадную трубу Г на такую глубину, чтобы ее нижний край был выше нижнего края шахтовой колонны закладывается уплотняющее кольцо К, после чего обсадная труба Т- насаживается на элеватор Л, кольцо и укрепляется к фланцу Фа винтовым колпаком Н. Электробур (фиг. 2 и 3) представляет собою открытую сверху и снизу трубу Т, либо висящую на канате, либо опускаемую на трубах, в которую вставлена труба Т с укрепленным в ней электромотором Э. Труба Тз имеет внизу вид коробки б (фиг. 3), в которой помещен червяк Ч с двумя червячными шестернями Ч и YS, на осях которых, снаружи коробки б, эксцентрично укреплены дисковые резцы-фрезы PI и Pg, позволяющие трубе 7, по мере хода бурения, свободно опускатвся вняв. Червяк Ч приводится в действие от оси электромотора, на другом конце которой насажена коническая шестерня К-, сцепленная с коническими шестернями К и Wg, на осях которых, снаруи4и трубы Т, насажены конические шестерни K, сцепленные с. конической .цтестерней К, укрепленной в трубе Т,. Таким образом при работе электромотора труба Т вместе с вращающимися резцами Pj и Ра будет также вращаться вокруг своей геометрической оси, совпадающей с осью вала электромотора.
Подача тока производится через контактное кольцо Z/1 и осуществляется помощью обычного изолированного каната В, причем вторым проводом является земля-обсадные трубы. Кроме того, питание электромотора, представляющего собою двигатель герметически закрытого типа, возможно двужильным кабелем при постоянном и трехжильным кабелем-при трехфазном токе. Труба Тз, в которой укреплен электромотор, снабжена в своей верхней части компенсаторол5 М и вместе с этим последним заполняется маслом с целью поддержания противодавления во внутренней полости электромотора для защиты этой полости ot проникновения
в нее глинистого раствора. Для того, чтобы прокачиваемый между стенками скважины с обсадной колонкой Т и обсадной трубой Т глинистый раствор опускался до самого забоя и выносил разбуренную породу на поверхность через концентрическое пространство между трубами Т и Т, труба Гд в своей нижней части, где помещается червячная передача, имеет прямоугольное сечение. Глинистый раствор, пройдя означенное кольцевое пространство, выходит наверх по обсадной трубе укрепленное в верхней частя трубы Т уплотняющее кольцо Ц. не позволяет восходящему наверх глинистому раствору попадать обратно в нижнюю часть шахты.
Предмет изобретения.
Электробур, отличающийся тем, что для сообщения фрезам Р и Pg вращения вокруг горизонтальной оси применена червячная передача V, Ч, Ч от оси электромотора Э, а для вращения помещенного в трубу Тз электробура вокруг вертикальной оси применена передача коническими шестернями /Сз, , Аз, i от оси того же электромотора к конической шестеренке , неподвижно связанной с подвешенной на канате или опущенной на трубах трубой Тз.
авторскому свидетельству М. М. Скворцова и Б. М. Плюща № 47271
I ц
T
-Рг
Авторы
Даты
1936-06-30—Публикация
1935-01-05—Подача