Знание истинных величин ускорения при движении различных тел является бесспорно весьма существенным фактором для решения целого ряда вопросов по пути совершенствования элементов механизма, целых систем и т.д. В настоящее время требования к измерителям ускорения весьма широки как с точки зрения пределов необходимых измерений, так и чувствительности прибора.
Предлагаемое устройство для измерений ускорения движущегося тела, с применением свободной подвижной по отношению к движущемуся телу массы, допускает проведение измерений в широких пределах и с большею точностью благодаря использованию в приборе чувствительной электроизмерительной схемы мостика Уитстона или Томсона.
На чертеже фиг. 1 изображает вид сбоку устройства для измерения ускорений движущегося тела; фиг. 2 - вид его спереди; фиг. 3 - схему включения устройства в электрическую цепь; фиг. 4 - положение подвижной массы под действием ускорения; фиг. 5 - вид сбоку другой формы выполнения устройства; фиг. 6 - вид его сверху.
Для измерений ускорений от 0,001 м/сек2 до 3 м/сек2 в устройстве применена в виде полуцилиндра масса А радиуса r (может быть и специально подобранная кривая поверхность), выполненная из одного материала, или, для искусственного смещения центра тяжести, изготовленная из различных материалов, свободно поставленная на поверхности В стола на движущемся теле.
Кривая поверхность полуцилиндра, покрытая полированной металлической, проводящей электрический ток поверхностью М, укладывается на две металлические проволоки R и K, частично-утопленные в плоской из изолирующего материала поверхности В (фиг. 1) стола, укрепленного к движущемуся телу С. Проволока R представляет собой проводник большого удельного сопротивления и малого сечения. Проволока K- хорошо проводящий ток проводник.
Проволока R в точке касания к ней массы А делится на ветви мостика Уитстона (или Томсона), причем цепь гальванометра N замыкается через металлическую поверхность М, проводник K и соединительный провод (фиг. 3).
При равенстве сопротивления ветвей R1 и R2 мостика и касания массы А в середине длины проволоки R мостик: уравновешен и гальванометр N не имеет отклонений. При изменении скорости движущейся системы, к которой прикреплен стол с поверхностью В, очевидно, положение массы А должно измениться, и масса А перекатится из среднего положения в сторону, обратную направлению ускорения (фиг. 4); степень перемещения, конечно, зависит от действующего ускорения, и равновесие мостика нарушится, а гальванометр даст соответствующее показание. При переходе, движущейся системы к равномерной скорости масса А полуцилиндра должна возвратиться в прежнее положение, а показания гальванометра N - к нулю. Для пользования прибором последний должен быть предварительно градуирован (на показаниях гальванометра) на механическом проводе с рассчитанными ускорениями.
Градиировка устройства должна быть проведена при избранной силе тока, которая обязательно должна быть устанавливаема и при последующих использованиях устройства.
Для контроля силы тока в цепи в схеме указан миллиамперметр МА.
Отклонения стрелки гальванометра N при положительных и отрицательных ускорениях будут происходить в различные стороны.
Для сохранения горизонтальности поверхности В стола последний должен быть прикреплен к телу С шарнирно.
В форме выполнения устройства, изображенной на фиг. 5 и 6, для измерения ускорения более 3 м/сек2 на поверхности В стола помещается тележка Т на катках, цапфы которых снабжены шариковыми подшипниками. Каток L1 полированный металлический, а каток L2 из непроводящего ток материала помещены на соответствующих проволоках K и R.
Центр тяжести тележки Т указан на фиг. 5. Положение, соответствующее равновесию мостика, устанавливается с помощью слабонатянутых пружин Р1 и P2.
Работа устройства при изменении скорости системы, связанной с поверхностью В стола, совпадает с ранее описанной. Это устройство для измерения ускорений может быть пригодно для случаев значительных ускорений, пределы измерения которых должны быть предусмотрены подбором пружин P1 и равной ей Р2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обнаружения места и величины утечки тока в проводниках, проложенных в земле | 1939 |
|
SU57043A1 |
Электрический указатель уровня воды в паровом котле | 1930 |
|
SU23414A1 |
Прибор для измерения линейных размеров тел | 1941 |
|
SU63628A1 |
Устройство для измерения малых величин | 1934 |
|
SU42306A1 |
Устройство для компенсации погрешности от повышения температуры холодных спаев термопар в термоэлектрических измерительных приборах | 1931 |
|
SU31513A1 |
Устройство для измерения малых электрических величин | 1934 |
|
SU45000A1 |
Устройство для измерения малых напряжений постоянного тока | 1931 |
|
SU35299A1 |
Волосяной гигрометр | 1927 |
|
SU15645A1 |
Электрическое счетное устройство | 1929 |
|
SU23663A1 |
Терморегулятор для электрических печей | 1931 |
|
SU27490A1 |
1. Устройство для измерения ускорения движущегося тела с применением свободной подвижной по отношению к движущемуся телу массы, отличающееся тем, что означенная подвижная масса служит для изменения соотношения сопротивлений двух плеч мостика Уитстона или Томсона, введенный в диагональ которого указатель тока градуирован в единицах ускорения.
2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что подвижная по отношению к движущемуся телу масса А в виде полуцилиндра с проводящей электрический ток поверхностью М расположена на уложенных на плоской из изолирующего материала поверхности В проволоках R и K, из которых проволока R из материала большого электрического сопротивления включена в схему мостика и служит в качестве двух переменных его плеч, а проволока K соединена с гальванометром в диагонали мостика.
3. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что подвижная масса в виде находящейся под действием пружин Р1 и Р2 тележки Т устроена перемещающейся на катках, по проволоке большого удельного сопротивления, включенной в схему мостика в качестве двух переменных его плеч.
Авторы
Даты
1936-06-30—Публикация
1935-10-21—Подача